Сам. ран. дневн. 5. Воскресенский. Поленово. Карая

Самый ранний дневник 5. Воскресенский. Поленово. Караян.

1960 г.

19 ноября. Более всех мне нужна Лина.

Концерт пианиста Михаила Воскресенского в Малом зале Консерватории.
Как он юн, светел и прекрасен. Сердце моё ладья, игра его море нежности и страсти. Мне так сладко, нежно и горько, по щекам стекают слёзы. Я застыла, замерла, пьянею от музыки, от его лица. Какой-то вихрь подхватывает меня. Этот человек уносит меня от страшного мира. Куда? Там чистота и вечная юность. Чистый восторг перед прекрасным.

22 ноября. Когда я любуюсь природой, я в эти мгновения забываю ложь и подлость мира.

23 ноября. Мне только смотреть и слушать дано в этом мире. Смотреть на людей и не быть с ними.

24 ноября. Я всегда одна. И за это благодарю, но не убивай души моей, Господи.

25 ноября. Люблю Марину Цветаеву. Она прекрасна, удивительна. Вот когда я начинаю думать, что дух её жив. И Софроницкий и Пастернак живы. Такие люди не умирают. Погибает храм души - тело, но душа бессмертна, бесплотна, вездесуща.

Стихи - музыка слов, величайший Божий дар.

27 ноября. Витя Мамонов - поэт. Я видела его сегодня. Он всё тот же. Дитя. Что из того, что я это понимаю? Я сама дитя, тоскующее по матери.

29 ноября. Мне только смотреть и слушать дано в этом мире. Смотреть на людей и не быть с ними. Всегда одна. И за это благодарю, но не убивай души моей.

15 декабря. О, этот таинственный непостижимый мир, эти мерцающие глаза красоты, музыки... Волшебство и нереальность. Пока я мертва для жизни.

26 декабря. Возьмите меня, снега. Только с вами я найду радость и свободу. Вы так чисты и целомудренны, что напоминаете о первоначальной чистоте мира людям, давно забывшим о ней. С вами я могу плакать, как ребёнок, обо всех иллюзиях, мной утраченных.

С вами я становлюсь собой, вы возвращаете мне потерянные чувства совести, стыда, раскаяния, великодушия. Вы не предадите. Природа не дала вам речи, но дала вам красоту, она наполняет сердце музыкой. Я растворяюсь в природе, не чувствую себя.

30 декабря. Что мне принёс мне этот год? Опустошение, прощание с любовью, с Ильёй,  Витины стихи. Музыка, Лина, сиротство духовное, цинизм и простота, кривлянья и неподдельные чувства, скупые и редкие.

1961 г.

15 января следующего года. Новые люди, но среди них ни одного друга.

20 января. Концерт в Консерватории. Дирижёр Герберт Караян.

Утончённые, изысканные движения рук. Звуки изумительной красоты и трепетности. Скрипки звучат  тоньше человеческих чувств. Он начинает, будто в омут с обрыва бросается, закрыв глаза. Такое впечатление, что музыка, им производимая, зарождается в глубинах его существа. Он движениями своих рук излучает её.

Караян волшебник. Даже если бы не было оркестра, слушали бы музыку, глядя на его руки. Душа его сквозит в чертах лица, в движеньях тела, она струится из глаз и преображает лицо. Неистовые аплодисменты. Я не могу хлопать в ладони. Ну хоть несколько минут потрясённого молчания…

20 февраля. Чем больше погружаешься в себя, тем меньше замечаешь окружающее.

11 марта. Наблюдательность - это умение отцеживать мельчайшие трепеты и импульсы натуры (природы), проникать вглубь чужой личности.

14 марта. Моё отчаяние невыразимо. Я шла домой и услышала шуршанье - высохший мёртвый лист догонял меня. Я принесла его домой. Это - жизнь моя. Всё безнадёжно.

У меня в гостях была Надя, рассказывала мне о муже своём Илье. Мне тяжело вспоминать его. Я слишком сильно его любила.

9 апреля. Мои желания бесплодны, как дым, как туман морской.

15 апреля. Всякая мысль, не развившись, беспомощно тает. Минуты прозрений недолги и неярки. Тупею, окутываясь едким дымом пустоты.

17 апреля. Мы гуляли с Витей Мамоновым. Ужасная луна была. Мёртвый свет и две тоскливые тени. Он проводил меня до дома. Я хотела услышать его стихи и пригласила его зайти. До 6 утра он рассказывал мне свою жизнь.

Я была недавно на дне рождения художника Бориса Пашкова. Это лучший день моей жизни. [Через несколько лет он станет моим крёстным отцом]

Хорошее гораздо труднее выразить, чем плохое и печальное.

18 апреля. Дай мне, Боже, полюбить Витю. Между нами нет тепла, один холод. Или это его холод я чувствую и холодею? Не ведомо.

Читаю Анатоля Франса. И скучно, и забавно.

25 апреля. Пылинки на солнце - кружащийся вихрь маленьких светил. Они отражают солнечный свет и становятся крошечными звёздами. Они летят неведомо куда и среди них есть маленькие солнца и кометы. Они сверкают так же ярко, как настоящие.

30 апреля. Мы прибыли в Поленово хорошей компанией. Моя подруга Лина, мальчики из Студии Художественного слова при Литературном Музее - Володя Войлоков, Юра Чекрыжёв, мой приятель Никола Журавлёв, моя подруга из Музыкального учидища Лада Белоручева, подруга Лины Надя Яковлева.

Всё, что я здесь вижу, изумительно. Нежное небо, тихие-тихие берёзы. Я бы хотела умереть здесь под этими соснами.

Здесь лучше, чем в сказке. Здесь прекрасно так, что страшно. Не хочется говорить ни о чём. Стать травинкой на этой земле. Разве это не было бы блаженством?

Мы живём в поленовском доме. Гуляли гурьбой в полях, увидели огромный стог сена. Взбирались на него с хохотом и пылью. Явление Лины народу с посохом в руках и кротостью в очах. Вознесение её на стог сена. А Вити здесь нет.

Володя Войлоков тащил меня на своих плечах. Очень здорово. У него синие глаза. Мне кажется, что я ему нравлюсь.

Собирали фиалки, они пахнут тонко и сладко.

1 мая. Топили печку, собирали хворост, гуляли вдоль Оки, смотрели на закат. Я стояла на скамейке и пела.

У меня появилось тёплое чувство к Володе Войлокову. Синие глаза его. Радость любить.

6 мая. Есть ли надежда? Как облака легка, как веточка тонка. Как молния пронзительна.

7 мая. Мой день рождения. Мне исполнилось 20 лет. Я никому не принадлежу.

Ничья я вещь, ничьё созданье,
Ничья собака - странная душа.
Смешно, но тем и хороша,
Что я, как камень у порога,

Как камень на ничьём пути.
Меня совсем не трудно обойти
И мною пренебречь совсем не больно.
Ничья собака я. О, время! Но довольно,

Я спать хочу. Бессмысленные мысли
Пора забыть на несколько часов.
Морфей, корабль мой уж готов.
Я уплываю в трепетанье снов.

8 мая. Кончено детство, кончена юность. Любви не будет.

Мои стихи: 

Не целовать ничьих ладоней и никем не бредить,
Бродить пустынницей печальной,
Без посоха бродить, без цели, без дороги...
А скрипки плачут жалобно и тонко
И умирают безнадёжно.

9 мая. Дикость людей неописуема. Но я спокойна и бесстрастна.

Витя Мамонов холоднее камня. Если он не придёт сегодня, что ж - так хочет Бог. А я бессильна против Бога и даже молиться Ему не могу.

15 мая. Когда в троллейбусе на секунду гасится свет, приближается мир за окнами и удаляется присутствие людей. Когда свет горит, люди, отражающиеся в стёклах, не замечают моих глаз, двигаются, разговаривают, поправляют волосы. Я потом тихонько поворачиваю голову и смотрю уже не на их отражения, а на них живых.

18 мая. В моей памяти всплывают рисунки Лёни Бабаджаняна. Он волшебный человек. Он рисует свои фантазии и сны. Но он связан и с Небом.

Жизнь ужасно печальна.

30 мая. День смерти Бориса Пастернака и день рождения моего друга Саши Фрумкина.

Сижу на скамье и смотрю на цветы. У них не может не быть души, как и у деревьев.

2 июня. На Арбатском бульваре трава растёт хрупко. Около метро Белорусская я видела яркое солнце на мокром тротуаре. Оно лежало и слепило глаза. Потом оно поднялось над деревьями и стало подглядывать в щёлочку лучистым, лукавым глазом. Оно пронзило сияньем траву. Травинки оканчивались золотыми длинными искрами.

3 июня. Презираю себя за выражение значительной глупости на лице своём, когда со мной разговаривают умные и очень далёкие от меня люди. Тогда мне лицо моё отвратительно.

Я хочу быть одна. Иногда я изнываю от неприязни к толпе, к людям, к их тусклым или жадным глазам.

Я люблю деревья и солнце. Женщин и детей я боюсь.

4 июня. Я теперь менее честолюбива, вернее — менее выказываю своё честолюбие.

На свете нет ничего, чем я владела бы в совершенстве или постигла бы до конца. Я даже себя не знаю. Не знаю, как я поступлю в том или ином случае.

Утешаться своей искренностью глупое занятие. Я отлично понимаю, что не лгать в этом мире невозможно. Может быть, если я займусь обманыванием людей, они будут меньше лгать мне? Но мне не хочется этим заниматься.

Илья не знал Надю, но он знал меня. Бог знает, что я жажду, и Он не помогает мне. Вероятно ещё рано, и я не заслужила радости себе. Сейчас мне нужен Витя Мамонов. Но это может оказаться моей неправдой. Нет ключа у меня к нему. Пока он для меня невозможен.

5 июня. Стихи Вити Мамонова так сладостно читать. Я нахожу в них всё новые краски, запах, цвет, вкус, звук. Они изумительно богаты жизнью и солнцем.

6 июня. Я не могу заниматься в училище. Мне смертельно скучно думать об экзаменах. Как можно переживать на экзаменах об отметке, если чаще думаешь о смерти?

7 июня. Утешение моё Лина. Я никогда не буду ничьим утешением. И она меня не любит. Не больно. Она говорит, что Витя идеалист.

Целый месяц не видела Витю М.

Илья, хорошо ли тебе? Я не могла не видеть тебя пять дней, а с Витей… месяц не видела и не схожу с ума.

Я теперь менее честолюбива, вернее — менее выказываю своё честолюбие. На свете нет ничего, чем я владела бы в совершенстве или постигла бы до конца. Я даже себя не знаю. Не знаю, как я поступлю в том или ином случае.

Мы с Линой были у интересного художника, Лёня Бабаджанян тоже был с нами. Он тонок, красив, таинственен, сероглаз. Он называет меня «девушкой с розовыми губами». А я не страдаю.

10 июня. Пресыщаться тем, о чём мечталось. Хорошего должно быть понемногу.
Мне ещё очень много надо узнать. Пока для себя. Я же не знаю элементарного.

Я нагримировалась, нарисовала себе чёрные усы, одела брюки и белую рубашку, мимо моего окна шли девушки, они увидели меня в окне, потом спросили мою хозяйку, что это за красивый юноша у неё был. У меня был вполне дон-жуанский вид.

Мы с Надей хохотали над этим обстоятельством. Забавно. Надя хвалила мои стихи, умащала моё честолюбие. Но я достаточно умна, чтобы видеть огрехи в моих стихах. Надо тщательно работать над ними, а они у меня почти верлибры. Рифмы весьма небрежные.

Мой рисунок.


Рецензии
ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ МНЕ эти Ваши, Гала, ранние дневники .... после прочитанных зрелых... подумайте только ... этим бесценным записям ... уже столько лет... сравниваю Вашу юность со своею ... и как я любил Вана Клиберна... но я не писал тогда стихов ... в отличие от Вас .... а у Вас такая была уже тогда ... такая тонкая стилистика наблюдений окружающего мира...как изменилась жизнь ....

"Единственная в городах этих отрада — церкви. Они красивы сказочно, но почти все забиты, пустуют."
к счастью... церкви в наше время уже не пустуют....
...не теряйте меня ... уезжаю на неделю...
Виктор

Виктор Шергов   21.09.2012 18:54     Заявить о нарушении
Счастливого пути и спасибо, дорогой Виктор!

Галина Ларская   21.09.2012 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.