Пятое время года

( Заметки натуралиста)


Быстрее забегали по счетам, зашуршали по карманам и кейсам невесть откуда взявшиеся денежки. Забубнили недовольной покорностью собрания трудовых коллективов, напустили дорогостоящего табачного дыму закрытые сходки особо важных персон, брызнул первыми бумажками избирком – пришло пятое время года, горячая предвыборная пора.
В природе чувствуется нагнетание оживления и расцветание суеты. Крыши начали свое периодическое движение набок. Проклюнулись, окуклились и одуплились первые кандидаты. Да-да, не удивляйтесь – кандидат, согласно последним научным данным, появляется на свет тремя способами. Кроме собственно рождения, широко используется еще метаморфоза и реинкарнация.
Вот выглянул радостно из расколотого амбициями яйца новорожденный кандидат. Пищит оптимистическую чушь, полон энергии бороться за счастье народное и уверен, дурачок, что уж его-то, такого хорошего, изберут обязательно… Вот медленно выходит из куколки, настороженно озираясь, кандидат с опытом – провалившийся на прошлых выборах и набравшийся сил попробовать снова. Этот уже знает, что и когда пищать, этот сначала определит места залегания врагов, проложит наиболее безопасные маршруты к заветной цели, прикинет, где нужно поработать гибкой мембраной, кого стоит вежливо и осторожно клюнуть в задницу, а кого можно энергично закапывать в навоз сразу.
А вот, в посверкивании молний слухов и в грохоте оплаченных прогнозов, готовится великое таинство возрождения кандидата из благополучного бытия успешного народного избранца. Он еще при должности, избранец, еще махает грозно галстуком и блещет значком, но подчиненные уже видят в глазах его знаменательный кандидатский отблеск, и сколько ни кокетничай будущий кандидат – дескать, не решил я еще для себя, кандидатствовать или нет – каждому зависимому гаденышу ясно, что пора либо поддерживать шефа напропалую, либо подыскивать себе иное место под солнцем.
На первый, неискушенный в хитрых играх природы взгляд кажется, что кандидаты – главная движущая сила пятого времени года. Кажется так и особо несмышленым кандидатам, чьи шансы на избрание примерно равны шансам на удар метеорита именно в их головы. Великие скрытые силы уже бурлят повсюду, сотни планов симбиотического и паразитического сожительства строятся вокруг кандидатов! Острая, как понос, потребность вдруг возникла у народа в самых разнообразных социологах, в их исследованиях, рейтингах и прогнозах. Никто, правда, не спросит этот самый народ, действительно ли так остра потребность – но к природному процессу это не относится. Оживились от безвременного прозябания политические обозреватели, потирают потные ладошки резко народившиеся «думающие избиратели», подписывающие свои «думы» самыми что ни на есть невыразительными фамилиями. Лихо пьют кандидатскую халяву профессиональные работники пера и топора, которым принципиально наплевать, кого в грязь, а кого, за соответствующую плату, в князи. Скоро уже вспорхнут на пару выпусков насекомые газетки, побьются отважно и бестолково в фонарь электората – и помрут еще до того, как раскроет сонный зев правосудие…
А за всем этим, в тишине и охраняемом спокойствии, обстоятельно выбирают себе кандидатов по вкусу величавые и неторопливые Большие Пацаны. Прикидывают, кому сколько дать и что потом при этом можно взять, кому объявить поддержку на словах, а кому на деле – и достоин ли кандидат вкладываемых средств вообще, не начнет ли потом нахально отдирать справедливо присосавшихся инвесторов? Впрочем, упаси вас Бог выходить в полночь на болота… то есть, извините, лезть со своим исследовательским любопытством в дела Больших Пацанов. Есть у природы вещей вещи, которые простому натуралисту трогать не след. Об этом наглядно – в фильме «Парк Юрского периода».
Но вот насколько же интересное, господа, существо – кандидат! С виду вполне похож на человека, и питается тем же способом и естественные потребности отправляет традиционными для Homo Sapiens путями. Однако иная уже перед нами сущность, трепетное переходное состояние в биологической цепочке от малозначащей единицы электоральной массы к контингенту могучих хищников при должности – Больших Пацанов.
Доля эта нелегка. Массу энергии, нервов и средств приходится потратить кандидату, чтоб обосновать перед электоратом свое простенькое желание карьеры, власти и денег, как необходимое для этого электората благо. Коварная природа устроила правила игры таким досадным образом, что никак невозможно достичь своей заветной цели без поддержки и любви этого долбанного электората, остающегося там, внизу, в массах. А завоевать любовь масс, в которых каждые четверо из пяти тебе глубоко безразличны, а каждому пятому с удовольствием превеликим в морду бы насовал – завоевать эту любовь сложно. Вот и приходится кандидату врать красиво и безбожно, тратить скудные свои сбережения на прикорм электората чаем и водкой, развешивать многостраничную лапшу через жадные газеты, вымучивать свое солидное мнение по вопросам, над которыми никогда не задумывался. А естественный отбор – он вещь жестокий, из множества кандидатов на желанную должность попадет только один, и тут уж зевать никак нельзя: и наобещать надобно больше всех, и конкурентов в дерьме испачкать поизряднее, и самому по возможности от дерьма увернуться.
Особенно худо приходится тем, кто еще с докандидатской своей поры отягощен моралью, совестью и тому подобной ерундой, в кандидатстве недопустимой. У таких ломка в мозгах происходит темпами катастрофическими и от того их искренне жаль. Ладно еще, если удалось ценой таких потерь места вожделенного достичь – тут, пожалуй, все спаленное в огне предвыборном и не понадобится больше; а ну как не поверил народ, не избрал?! Очнется через неделю бывший кандидат от запоя с обиды жуткой, глянет на себя в зеркало и возопит: «Господи! Да я ли это был?! Я ли чушь лживую городил, я ли творил дела мерзкие, деньги вагонами швырял и нервы ящиками тратил?! Да как же людям-то я теперь покажусь?!..»
Но это – временно, этого просветления бояться не надо, оно больше от горя, что задаром все. Пройдет. Закуклится бывший кандидат, мимикрирует – и подождать можно будет спокойно до следующих выборов.
А что ж вы хотите – природа. Не нами задумано, да нами молчаливо одобрено, и куда теперь деваться: к условиям нужно приспосабливаться, чтоб не повторить судьбу мамонтов, каковые волосатые бездари приспосабливаться не схотели. Пятое время года преходяще, как остальные четыре; и ничего тут особо катастрофичного нет. И если спросит кто меня особо въедливый – а народ-то где, роль избирателя в этом природном процессе отчего не показана?! – я отвечу спокойно: да при чем тут народ? Не его это время и не надо голову себе забивать. От народа, слава Богу, одно требуется: выделить полчаса из жизни своей, да сходить на участок избирательный. Можно, кряхтя, соизволить – вон сколько энергии ради того природой потрачено, имейте ж уважение к масштабу.


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.