Вкус философа

  Я не помню, как давно это случилось. Может быть год назад, а может, прошла целая вечность. Я повстречал человека – невзрачный мужчина, но глаза, полные грусти и неведомой силы, что влекла его вперед. Он видел мир без фальши, видел его настоящим – разбитым. Этот человек шел по пустыни, без фляги воды и куска еды, но твердо держась на ногах. Я удивился его храбрости, мне стало интересно, что ведет им, какие мотивы, и я спросил:
  - Скажи мне, бесстрашный муж, что движет твоими помыслами и не дает упасть духом? Ради чего ты держишь свой путь через пустыню?
  Он посмотрел на меня, как отец на дитя, что не знает еще истины и молвил:
  - Я ищу жизнь, сын мой, тот вкус жизни, что присутствует в каждом прошедшем моменте. Я много видел в своей жизни, много слышал о различных чудесах земных. Мне попадали шахи, владеющие самыми роскошными дворцами. Они предлагал отведать их жизни, и я согласился. Мне в услужение дали дворец, слуг, я носил самые лучшие одежды, сшитые из тонких материалов, пробовал самую изысканную пищу, к моим услугам были представлены самые прекрасные наложницы. Я существовал так два года. Существовал, а не жил, сын мой. Жизнь богача приторна на вкус, она излучает приятный аромат, он дурманит, но если растереть его на небе, от такой жизни пахнет ядом, отравляющем душу. Никогда не будь богачом, сын мой.
  Я пробовал и жизнь нищего на вкус. Я отказался от всех привилегий, от денег, дворцов и слуг. Моей одеждой стал ветхий саван, а богатые сандалии заменили подошвы ног. Едой моей было то, что я смог найти в помойке, а если повезет – украсть. Но и эта жизнь мне не по вкусу. Она горька и разит плесенью и гнилью. Никогда не будь бедняком, сын мой.
  Как-то я стал путешественником, авантюристом ищущим удачу. Я нанялся на корабль и отправился покорять чужие страны. Я грабил, убивал, завоевывал себе славу бравого конкистадора. Я познал чувство первооткрывателя, но ничто кроме разочарования, эта жизнь не принесла мне. В ее вкусе слишком много зависти и трупного яда. Никогда не будь авантюристом, сын мой.
  По тем же причинам никогда не иди в солдаты. Они, как путешественники грабят и убивают, но уступают им в совести и чести. Солдаты служат своей родине или той родине, что больше дает за службу. Они, как живое мясо, кидаются на врага, превосходящего их по силам ради чьих-то принципов, выдавая их за свои собственные. Такая жизнь пахнет собачьей преданностью и глупостью.
  Я бы мог рассказать тебе еще о своей жизни, но мне пора продолжать свой путь.
  Он встал, обошел меня и направился дальше. Меня мучил один вопрос, я обернулся и окликнул его:
  - Постой старец, чью жизнь ты пробуешь сейчас?
  Мужчина остановился, он молчал, но потом произнес:
  - Это вкус одиночества, непонимания, в нем есть яд богатства, горечь нищеты, привкус азарта и глупости. Я пробую жизнь философа.
  Больше он не проронил ни слова. Я смотрел на его удаляющуюся фигуру, пока она не растворилась в полуденном мареве.


Рецензии