Сокровища монастырской амбы. Гл. 16
СОКРОВИЩА МОНАСТЫРСКОЙ АМБЫ
Из дневника, 13 марта 1970 г., среда.
После корректуры в «Artistic Printers» заскочил в «Хилтон» выпить кофе под открытым небом возле плавательного бассейна.
Чашечка маккьято в тени зонта, защищающего столик от полуденного солнца, созерцание воды и резвящейся в ней темнокожей красавицы действовало освежающе. Но мне показалось этого мало и я прибавил ещё одно удовольствие – рюмку «Мартеля» («Martell»). В конце концов, разве не март на дворе! И стоит ли ещё se mettre martel en tete – беспокоиться о чём-то, когда дела с «Советской действительностью» на мази!
Что из того, что появился «на сцене» белый красавчик в плавках? Ну, бултыхнулся он прямо в объятья красотки вышеупомянутой… Ничего не скажешь: парочка что надо – экзотическая!.. Допивая вторую чашечку с рюмочкой, представляю себя на его месте… И вдруг слышу:
- Hallo, Mister Vadim! You are certainly going to visit us, aren’t you? (Привет, мистер Вадим! Вы явно собираетесь нанести нам визит, не так ли?) – Это были Марджери и Джоул, мои аксумские знакомые из Канзаса. Они тоже сидели в этом же кафе, поодаль, и, увидев меня, подошли.
- O, my friends!.. You are quite right! I have been just now plucking up my spirits…(О, друзья мои!.. Вы совершенно правы! Как раз сейчас я и набираюсь храбрости…)
Мне пришлось-таки подняться к ним в люкс и заглянуть, как я и обещал, в их интимное помещение с мраморной ванной. А потом вдруг услышал от моих гостеприимных американцев любопытную деталь, нет, не насчёт туалета, а о Ральфе Грувере:
- Представляете! – воскликнула Марджери. - Он нашёл нас в «Хилтоне» и предложил…
- Нет, вы не представляете! – перебил её Джоул. - Предложил нам заняться вместе с ним археологией… А точнее, вложить деньги в задуманное им предприятие – раскопки в Аксуме!.. Он, видимо, решил, что мы самые богатые из всех американцев, живущих здесь…
- И самые глупые! - подчеркнула фермерша. – Теперь он обхаживает эту чёрно-белую парочку. Вы наверняка обратили на неё внимание…
- Ещё бы! – многозначительно усмехнулся Джоул. – Да Бог с ними, Марджи! Давай-ка лучше угостим нашего гостя на прощанье… Нет-нет, не кукурузным виски, а пшеничной водкой. Настоящей, московской! Ведь завтра ранним утром мы улетаем в Асмару, затем Рим - и до самого Канзаса…
Мы так и сделали: чуть-чуть пригубили; по-русски - на посошок, по-американски – без закуски.
Расставаясь с несостоявшимися археологами, видимо, навсегда, я пожелал им новых приключений, наверное, в Китае, ведь они собирались туда, а заодно разделил их недоумения насчёт поведения Грувера. Ещё в стольном граде царицы Савской мне показалось странным, что их учёный земляк, собиравшийся вот-вот отбыть к себе на родину, вдруг очутился в Аксуме и даже добрался до монастыря Дэбре-Дамо. Что он там позабыл?..
Покинув люкс добрых странников, я вернулся под зонтик возле плавательного бассейна. «Чёрно-белой парочки» уже не было. Не было и Грувера…
Неожиданное подозрение вкралось в мою душу: что, если клад, о котором мне говорил Ато Сергеу, всё-таки не «утка» и американец исполнил ту самую миссию, которую поначалу университетский профессор предназначал мне: сделать опись монастырского клада?.. Ведь это факт, что Грувер побывал на амбе, куда попасть не так уж просто, даже если у вас машина с четырьмя ведущими колёсами, а на ногах добротные ботинки!..
Ехать надо от селения Энтичо в сторону Адиграта километров 25. Увидев к северу от дороги плосковерхую амбу, нужно искать следы поворота: он должен быть как раз перед небольшим мостом. Затем, съехав с шоссе, машина пройдет ещё несколько километров, практически по бездорожью с ямами, рытвинами, ухабами, а дальше – только пешком, по каменистым холмам и оврагам…
Спуск в неглубокое ущелье, переход через русло высохшей речки, подъём на другую сторону каньона и, наконец-то! – подножье горы со столообразной вершиной и с вертикальными склонами.
Туристам следует знать, что участие женщин в этом 12-часовом - не менее! - походе исключено, ибо существу женского рода доступ в монастыри строжайше запрещён.
Подойдя к северному склону горы, вы увидите свисающие сверху канаты и углубления в скале — все, что требуется для скалолаза, ибо только так можно добраться до монастырских высот. Впрочем, монахи, увидев гостей, обязательно придут на помощь и начнут тянуть к себе канат — только держись! Но вот и ступеньки. Шестнадцать метров остались внизу.
В Дэбре-Дамо, в хижинах-тукулях, обитает приблизительно 300 монахов и послушников. Земли для возделывания здесь слишком мало, так что продукты питания доставляют в монастырь из соседних селений. Нет здесь и естественных колодцев. Вода - дар небес в полном смысле, ее собирают в глубоких ямах, выдолбленных в скале.
Монастырь был основан в 6 веке эфиопским святым - a66oй (отцом) Арэгаем, греком по происхождению, пришедшим из Египта. Легенда рассказывает, что, увидев подходящую для уединенной жизни амбу, он стал молить Бога вознести его на гору. Появился огромный змей и поднял святого наверх.
Учёные полагают, что уже в первые десятилетия 3 века на амбе находилось языческое святилище. Иначе, как объяснить найденный здесь (в 1940 г.) клад, состоявший из 104 золотых динариев древнеиндийского Кушанского царства? Вероятно, шкатулка с этими монетами была спрятана в кумирне жрецом, совершившим в своё время путешествие в Индию.
Но можно предложить и другую версию происхождения клада. Разве нельзя допустить, что всё это золото – часть сокровищ аксумских правителей, искавших на горе-крепости спасение от фалашской царицы Юдит?..
В центре Дэбре-Дамо небольшая каменная церковь — одна из самых древних, а может быть и самая древняя в Эфиопии. В течение своей многовековой истории ее неоднократно разрушали, отстраивали и перестраивали, но, в конце концов, она всегда сохраняла свои первоначальные черты.
В эфиопской хронике говорится, что особую заботу о храме проявил царь Амдэ-Цыйон I, т. е. Столп Сиона, (первая треть 14-го века). Однако, несмотря на его радения о делах церковных, ему пришлось однажды вступить в конфликт с монашеством.
Благочестивый и суровый инок из монастыря Дэбре-Асбо абба Гонорий обвинил молодого правителя в недостойных связях со своей матерью. Разгневанный царь приказал высечь розгами смелого монаха, ибо наложницей Амдэ-Цыйона, как утверждал последний, была не мать, а мачеха. Вечером в столичном roроде Тэгулету возник пожар. Приверженцы короны обвинили монахов, монахи же заявили, что это - наказание Божье за оскорбленную честь отца Гонория... Меч оказался сильнее креста: многие монахи, даже самых высоких рангов, были сосланы в Дэбре-Дамо на вечное поселение.
Ныне на монастырской амбе царит умиротворяющая атмосфера братства под наставническим оком мэмгыра (аббата), живущего здесь же при церкви. Облик этого храма скромен, хотя в его архитектурном декоре проглядывают черты дохристианских базилик Аксума.
Монастырская братия считает, что основатель их обители по-прежнему живет внутри скалы, в одной из бездонных расселин, и что у входа в келью аббы Арэгая постоянно дежурит громадный змей.
В день памяти аббы Арэгая возле расселины собираются священники, монахи и паломники. Гимнами прославляют они подвижника, посылая хвалебные восклицания в глубину пропасти. А там будто бы стоит в молитвенной позе святой Арэгай и просит Бога ниспослать Эфиопии благоденствие.
P. S. Кажется, Марджери попала в точку. Вполне вероятно, что Грувер действительно обхаживал «чёрно-белую парочку», и не безуспешно. Я увидел его в «Хилтоне» на следующий день после прощания с Джоулом и его наблюдательной супругой. Он возвращался в отель после бассейна вместе с итальянцем и темнокожей красавицей. Издали наблюдая за ними, я вдруг услышал сзади чей-то вкрадчивый голос:
- Сэр, пожалуйста, купите журнал… Спасибо… Вы и вчера были здесь… И сегодня – снова в одиночестве…
Этот полушёпот исходил из уст низкорослого пожилого эфиопа в очках, отнюдь не солнцезащитных. Он обратился ко мне после очередного захода вокруг моего шезлонга.
- Не желаете ли познакомиться с приятной девушкой?.. Нет-нет! Не уличной! А из приличной семьи…
- Вон с той, с удовольствием! – заявил я с бухты-барахты, махнув купленным «Аддис репортер» в сторону той, что удалялась в компании с Грувером.
- О, сэр! Она уже занята. Но у меня есть интересные фото для одиноких джентльменов…
- Прогнать Вас, что ли?
- Не стоит, сэр. Я могу Вам пригодиться.
И тут меня осенило:
- Ладно! – сказал я. – Проверим, на что Вы способны… Узнаете, кто она и её ухажёр, - я куплю у вас всю пачку журналов, сразу же… Как Вас зовут?
- Вэреде Махрет Энделькачеу, сэр.
- Это слишком сложно. Я буду звать Вас просто… Чарли. Не возражаете?
- Я согласен.
- Но как Вы собираетесь добыть нужные мне сведения?
- Сэр! У меня здесь много друзей… В том числе – среди администраторов.
- Жду Вас не более получаса. Успеете?..
Под зонтичной тенью после второй бутылочки «Мелотти» я, развалившись в кресле, позволил себе несколько расслабиться и, кажется, даже вздремнул на какой-то миг, когда вдруг услышал знакомый шёпот:
- Я всё сделал, сэр! Как Вы хотели. Вот…
На этот раз в руках у Чарли был только один номер журнала.
- Здесь всё, что Вас интересует. Этот «Аддис репортер» стоит 25 долларов, сэр. Он уникальный…
Получив востребованный гонорар, Чарли кивнул в сторону будочки у входных ворот:
- Там всегда можно узнать, где я, если понадоблюсь… И-и-и… не могли бы Вы добавить ещё 5 долларов, для кассира, в качестве задатка, на будущее?.. Огромное Вам спасибо, сэр!..
На «уникальном» вложении в журнал (фирменный листок бумаги) было аккуратно написано по-английски: «Комната 359. Беланэш Гошу, 20 лет. Дочь известного бизнесмена из Асмары. Уехал 5 дней назад. Вместо него в номере поселился Франко Палермо, бизнесмен из Италии, 29 лет. Жених?».
Просматривая газеты, накопившиеся за время моего отсутствия в Аддисе, я наткнулся на любопытную информацию о том, что в одной из церквей (Aditselah church) области Хамасен обнаружен 900-летний золотой крест, а в церкви деревни Целот – книга, возраст которой четыре с половиной века.
Об этих находках сообщил в Эфиопское агентство новостей некто Melake Hail Aba Mizgebe Selassie W. Hawariat. Человек с этим длиннющим именем руководит некоей группой, которая с 1965 г. занимается в Эритрее и Тигре регистрацией эфиопских древностей.
И сразу почему-то возникла мысль: не отсюда ли прилетела «утка» с монастырским кладом, о котором мне рассказывал Ато Сергеу и до которого, вероятней всего, добрался Грувер?.. И если «утка» не «утка», то что можно было найти в каком-нибудь там сундуке, обшитом золотыми пластинками? Золотые монеты и кресты, потиры и кадило? Митры и короны с драгоценными камнями? Или золотой щит, высшая награда негусов своим героям?.. А вдруг бесценные для науки манускрипты, а в придачу ещё и пергамент с зашифрованной картой?.. Завязка довольно банальная – точно! - но ведь всё это может быть на самом деле…Главное – как подать, чтобы правда не показалась пошлой выдумкой…
Сама жизнь подсказывала сюжет будущей повести. Вот и название родилось – «Под сенью аксумских обелисков». Однако разыгравшуюся, было, фантазию та же реальность неожиданно окатила ушатом холодной воды. Сия конфузия началась с очередным прибытием из Москвы дипкурьеров…
(Продолжение – «Что вы там напахали!». Гл.17)
Свидетельство о публикации №211041400554