Трагедии судьбы

Текст рекомендуемой книги здесь: http://www.proza.ru/2011/03/12/711


Писатель Иван Евсеенко едва ли не самый трудолюбивый из своих собратьев по перу, ныне составляющих воронежское отделение Союза писателей России. О том, что пишет он ежедневно и по утрам, наслышана я давно. Когда я общалась с ним по поводу выпуска сборника рассказов «Вознесение» в серии «Воронежские писатели: XXI век», было очевидно, что писатель работает со словом ежедневно. Каждый рассказ стилистически отработан, лексический круг настолько продуман, что нельзя уже что-то менять, и при этом язык довольно простой, без премудрых словооборотов.

Повествовательная интонация, думаю, писателю удалась и в его цикле рассказов «Трагедии нашего времени», вошедших в разбираемую книгу «Вознесение». Они западают в душу – и похожестью жизненных ситуаций, случавшейся у многих, и авторскими оценками описанных эпизодов, богатством и разнообразием лексического наполнения, хорошим, отработанным стилем. Также в его рассказах я не усмотрела небрежности в употреблении слов, легковесности их значений и вязкости языка, присутствующих в прозе даже известных литераторов. Отсутствие таких издержек вырабатывается усидчивостью и постоянной работой со словом. Ясное дело – трудолюбец!

«...Хорошо помню я и часто вспоминаю день возвращения Володиного отца домой, кладбищенскую усыпанную хвойными иголками тропинку, а на ней всю в сборе, всю счастливую и счастливо плачущую семью Коваленок...». Это предложение из рассказа «Третий день» для строгого редактора-исправителя чужого стиля – сплошной «грех». Но изначально писатель выступает в роли неспешного повествователя. А где это вы найдёте живую речь без повторов, смысловых ударений и своего особого – разговорного строя? Если произвести здесь редакторскую правку по всем правилам русского языка, то исчезнет и сам Евсеенко. Да разве охота читать грамотно, но бездушно выправленные тексты, это все равно, что в «крестики-нолики» играть: видимость мысли только присутствует, а итог всегда один и тот же – стройный ряд пустых нолей или три бессмысленных крестика. Евсеенко за своего читателя борется, он ему словно подыгрывает: а вот послушайте (почитайте), как это было...

Цикл рассказов «Трагедии нашего времени» И. Евсеенко принёс за собою из века минувшего. Истоки рассказов двадцать первого века лежат в глубине двадцатого. И, кажется, что не подходит такое название к рассказам, почти полностью строящимся на биографических данных писателя из его детства и юности, случившихся в «не нашем» уже, а в прошлом веке. Но память не умирает вместе с календарём, и её, как листок календаря, не оторвёшь и не выбросишь – вот наступил новый день, значит, предыдущий уже надо забыть. Наши воспоминания всегда с нами: одни преследуют неотступно, другие, прикрытые вуалью давности, хранятся где-то в глубинах мозга. И трагедии, пережитые человеком когда-то, становятся трагедиями его жизни. А по большому счёту они – трагедии судьбы: куда без этой горькой памяти. Человек живет, пока жива его память. И не каждый из нас может сказать, что его память в порядке...

Трагедийны сюжеты его рассказов о людях, встреченных им по жизни. Но разве можно отделить художника от его творения, лирического героя от других героев произведения? Пропуская весь текст через свое литературное «я», Евсеенко не сторонится жизни своих персонажей, это просто невозможно. А жизни у всех наполнены своим счастьем и своей бедой, своей радостью и своим горем. То, что для многих кажется банальным, для одного, пережившего, это его – оригинальная – жизнь.
Пожелтевшая фотография вызывает в памяти образ «особенной» девочки, которая выделялась среди сверстниц своей серьезностью, разумным отношением к жизни. Когда герой новеллы случайно узнаёт, что её давно уже нет, то кроме сожаления, остаются светлые строки об однокласснице Ире Андросовой («Старая фотография»).

Преданная – от слова «предательство» – любовь часто заканчивается трагедией. Так же и в рассказе «Белый танец» писатель описал жизненную историю, которая случилась когда-то в его селе с Алёшей Беленьким и фельдшерицей Алей. Для них – трагедия, для автора – тяжелый груз памяти. «Опершись на ограду, мы долго стояли с Николаем возле моги¬лы... Стояли и... повторяли пришедшие... в душу и сердце через столько лет слова: «Прости нас всех, Аля». Прости всех до единого: и меня, и Николая, и Галю, и Алешу Беленького, которого когда-то так неосторожно пригла¬сила на «белый» танец. Прости и не держи на нас зла: мы были молоды и неразумны, теперь состарились и поумнели. А ты навсе¬гда останешься молодой...»

Герой рассказа «Бездна» Василий, одержимый своей навязчивой манией, в итоге находит трагическое её разрешение.
«– Долго носить с собой оружие человеку нельзя!
– Почему? – удивился я этому его открытию.
– Потому что хочется выстрелить в затылок впереди сидящего»...

Извлекать из жизненных случаев мораль, резюмировать ситуации, довольно часто происходящие в жизни, и предостерегать читателя от чужих ошибок – такую цель преследует И. Евсеенко в своих рассказах из цикла «Трагедии нашего времени». Прислушайтесь к нему.
__________________
*Евсеенко И.И. Вознесение: Рассказы из цикла «Трагедии нашего времени». – Воронеж: Река Времени, 2008. – 64 с. («Воронежские писатели: XXI век»)


Рецензии
Прочитала с любопытством!

Судить не могу, так как не обладаю нужными знаниями, к сожалению!

Но выводы, понравились!

С уважением: Валентина

Валентина Банарь   16.03.2013 20:47     Заявить о нарушении
Да, Валентина Васильевна! Если ссылка на текст работает, то можно читать сам текст рецензируемой книги. И.И. Евсеенко - современный воронежский классик.

Благодарю вас за внимание.

Катерина Мос   17.03.2013 07:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.