Философия-5
1. Материализм (марксистский). Материя первична, сознание вторично. Материя – субстанция, лежащая в основе мира, сознание – продукт высоко организованной материи, мозга, его свойство, способность, состояние. Душа – комплекс явлений сознания, она не субстанциальна, умирает сознание – умирает душа. Сознание, как и познание, – отражение объективного мира, не объективный мир, не реальность, а отражение его. Вся марксистская идеология и практика построены на теории отражения.
2. Кант. Предметы природы сами по себе непознаваемы, они – «вещи в себе». Они ноумены – в отличие от внешних явлений, феноменов. Сознание (рассудок) как способность познания – это «Я», активный субъект; оно не проникает в сущность «вещей в себе», но создает априорные понятия, категории, законы и с их помощью схватывает поверхность, то, что доступно, причинно-следственную связь вещей, необходимость этой связи. К категории «вещей в себе» Кант отнес и «предметы» практической сферы – «Бог», «бессмертная душа», «свобода», «добро». Они созданы потребностью практической жизни. Они тоже априорны, они – нравственные постулаты, предмет веры. Априорные законы чистого разума и априорные постулаты практического разума (постулаты практического разума требуют веры) дополняют друг друга. Итак, теоретическая душа у Канта (рассудок, сознание) и практическая (воля) – не произведение природы, а произведение «Я», субъекта активной жизни.
3. Гегелевская позиция «проглотила» кантовскую «вещь в себе». В основе мира «лежит», вне времени и пространства, одна субстанция, которая является объектом и субъектом. Объект хочет развития, но у него нет на это способностей. Субъект весь состоит из деятельности, он жаждет развития, но у него нет «материала». Объект и субъект объединяются, сливаются в экстазе – и мировой процесс пошел. Человеческое «Я» - частичка, элемент, момент, феномен, отражение того великого «Я», которое называется субъектом. Понятием, абсолютной идеей, абсолютным духом, Богом, если использовать более конкретные термины. Душа человека – это воплощенный в человеческое тело абсолютный дух, порождение абсолютного духа прежде всего, но и, разумеется,– порождение природы, поскольку дух и природа – «муж» и «жена» изначально. К происхождению сознания также имеют отношение как мировой дух, так и материальный субстрат – мозг.
Все авторы темы «копаются» в выяснении вопроса, как же мозг породил сознание. Как мать родила сына? Нужен врач, нужна акушерка. Все это слишком специфическая область, не каждый способен наблюдать, как это происходит. Мы, однако, решаем философский вопрос, что же есть сознание, а не физиологическую процедуру.
Мир, природа, вселенная материальны и идеальны. Идея – это самая сокровенная тайна конкретного целого, внутренность, цемент, сущность, всеобщность, стержень. Всякий предмет имеет две стороны – материальную и идеальную. Своей материей предмет живет в пространстве и времени, своим стержнем он живет вне пространства и времени. Хотя слово «живет», как и все прочие слова, для обозначения сущности идеального не подходят. Наши обозначения сущности вещей весьма несовершенны, условны, приблизительны. Есть колодец глубокий, а есть очень глубокий, в который сколько ни гляди – ничего не увидишь. Идеальность вещи напоминает меновую стоимость товара, а материальность ее – потребительную стоимость товара. (В своей теории стоимости Маркс – типичный идеалист.) Четверг, 14 апреля 2011 г.
Свидетельство о публикации №211041400974