Скамейка в тростниках

СКАМЕЙКА В ТРОСТНИКАХ

Пологий речной берег почти всплошную зарос тростником. Нарядная жёлтая скамейка, стоявшая у самой воды, просвечивала сквозь унылые осенние стебли. Нэта увидела её ещё издали и даже улыбнулась такому нелепому зрелищу. На самом деле, она была рада любой возможности отдохнуть. Почти не замочив туфель, женщина подошла поближе. Проверила не окрашено ли. На всякий случай достала лоскут полиэтилена, который всегда предусмотрительно носила в кармане, и по старинке называла пластикатом, расстелила и села ждать. Уж чему-чему, а этому она за свою жизнь научилась!
Поганая морось, надоевшая ещё в родном городе, зарядила надолго. Нэта поправила шарф, подняла повыше воротник плаща и вгляделась вдаль. Другой берег, куда ей было нужно попасть, тонул в вязком тумане, похожем на медлительные старческие воспоминания.
Очевидно, Нэта глубоко задумалась или даже задремала, потому что плеска вёсел не услышала. Очнулась она лишь, когда услышала ворчливый старческий голос:
– Давно бы мост могли построить! Так нет же – всё меня старика гоняют!
К берегу причалила небольшая ладная лодка. Из неё выскочил, коренастый, не по возрасту вертлявый дедок, и сразу подошёл к ожидавшей.
– Ну, здравствуй, что ли! Тебе туда? – он неопределённо махнул в сторону тумана.
– Здравствуйте! Куда же ещё? – тихо кивнула Нэта.
– А расплатиться чем найдёшь?
Женщина порылась в сумочке и вытащила пару потемневших старинных монет.
– Серебряные? Уважила! А то нынче народ бестолковый пошёл – кто крестиком норовит расплатиться, кто обручалкой. А за них на нашем берегу ничего толком не купишь. А некоторые так и вовсе зайцем едут. А я – вози! А что поделаешь? Служба! – словоохотливый старик протянул руку, помогая пассажирке. – Ты как доехать хочешь – с ветерком, или как получится? Если с комфортом – прибавить придётся.
Он с надеждой покосился на тонкий золотой ободок, охватывавший её безымянный палец.
– Я не спешу. Как доедем, так доедем, – отрешённо сказала она, на всякий случай, натягивая перчатки.
– Ну, как хочешь. Дорога долгая предстоит, – с сожалением буркнул дедок, садясь на вёсла. – Так у меня под сидением термос. Погрейся!
Чай оказался вкусный, крепкий и пахнул какими-то лесными травами. Он мгновенно прогнал привычный осенний озноб. Нэта прихлёбывала из мятой жестяной крышки и молча смотрела то ли на воду то ли в свою память.
– Значит, всё-таки решила к нам? – не унимался перевозчик. – Не рановато?
Женщина пожала плечами:
– Вроде нет.
– А то смотри – могу и повернуть. Пока не поздно.
– Зачем? Дети давно выросли. Ремесло я внучке передала.
– Значит, оклемалась твоя Эйга? Это хорошо.
– Вы, разве, знакомы?
– Как же? Она когда со своим парнем рассталась, всё свободное время у реки проводила. Придёт. Сядет на скамейку. И смотрит на воду. А меня заметит – встрепенётся и обратно побредёт. Потом привыкла. Мы с ней часто беседовали. О жизни, да и вообще…
– Я не знала, – пробормотала Нэта. – Она тогда такая спокойная была. Даже весёлая. Ещё нас с дедом утешала. Говорила, что другого найдёт. Ещё и получше.
– Нашла?
– Вроде бы. Добрый человек. Жизни радоваться умеет. Они зимой пожениться хотят.
– Ну, так и осталась бы! На правнуков полюбовалась.
– Да нет… я им всем сейчас только в тягость буду.
– А Трэм? Как он один проживёт?
– Управится! Он ещё в силах. А я его на том берегу подожду.
– Не получится… – печально помотал головой старик.
– Это ещё почему? – вскинулась пассажирка. – Мы с ним ещё в молодости договорились: кто первым уйдёт за реку, второго прямо на берегу дожидаться будет… Или, – она неожиданно перешла на ты. – Думаешь, я себе другого деда сыщу?
– Деда не деда. Только у нас там другая жизнь. Забудешь ты мужа…
– Никогда!
– Так все говорят. Даже те, кто вместе уходят. А потом забывают… Почти все и всё.
– Нет… – горячо повторила Нэта. – Я его запомнила задолго до нашей встречи. Не забывала, когда все считали, что он погиб. Столько раз, сколько нам приходилось разлучаться – прощалась, как навсегда. А потом ждала до тех пор, пока он не возвращался. Так будет и теперь. Потому и колечко тебе не отдала. Я забуду – оно подскажет.
– Ну-ну, – проговорил перевозчик. – А прежние обиды?
– Стара я, чтобы этакую тяжесть с собой таскать. Радость наша полегче будет…
– Ладненько! Не переспорить мне тебя. Да мы уже и приехали.
Он помог пассажирке выбраться. Она стояла, приглядываясь к новому месту. Погода явно налаживалась. Крупные капли радужно переливались на бледных лепестках каких-то нежных цветов. Таких она никогда не видела. Между растениями угадывались три расходящиеся тропинки.
– Прямо, как в сказке: луг и распутье, – рассмеялась Нэта. – Мне-то куда?
– Если хочешь ждать – оставайся на берегу. Ну, а коли передумаешь – запомни: левая дорожка в тоску утянет – не для тебя это; средняя – снова сюда вернёт; так что – ступай по правой. Там будет город. Хороший и радостный.
– Я же сказала, мне Трэма надо ждать. Только вот… Присесть бы мне где-нибудь.
– Вот упрямая! Пройди немного по течению, там что-нибудь найдётся. А мне пора – на том берегу ещё люди есть… – пробурчал старик, и, не прощаясь, двинулся к лодке.

***
…Нэта сидела на ярко-жёлтой скамейке, почти утопавшей в тумане и тростниках. Женщина сосредоточенно глядела в своё прошлое, стараясь не упустить ни минуты из прожитого. Она не сразу расслышала плеск вёсел и скрип уключин. Из лодки вышел ворчащий перевозчик, а за ним парень, совсем не похожий на её старика.
– …не могла она меня забыть! – упрямо повторял он. – А, если и так, напомню.
– Шесть лет прошло, да моя седьмая впридачу. Да ты на себя посмотри: молодой стал, красивый. Зачем тебе старуха-то? – не унимался Харон. – Да, она тебя и не узнает…
– Трэм! – тихонько позвала юная Нэта. – Я здесь.
Мимо них мерно текла Лета. Перевозчик снова грёб на тот берег.


Рецензии