Дневники октябрь 2005

2.10.05. Радиопередача: Откровение Иоанна Богослова.
1. Откровение Иисуса Христа (а не Иоанна Богослова) рабам Своим (т.е. нам) о том, что будет вскоре (т.е. пророчество, поэтому Откр. – пророческая книга Нового Завета).
Что есть вообще пророчество и как оно возможно? Как совместить свободу воли и Божественное предопределение?
2. Полезность для нас знания будущего. Это милосердие Божие? Что Он дает нам подготовиться или понять? Конечно, больно слышать истину, но эта боль – в радость! Иисус часто пророчествует. И до Иисуса были пророчества. Они начинаются уже в 3 главе книги Бытия: «В муках будешь рождать детей…».
3. Принятие пророчества как знака любви Божией к нам, некоего избранничества. Поэтому макаризм: «Блаженны читающие слова пророчества сего, ибо время близко». Блаженны разумеющие и слушающие слова пророчества [сего], и держащие (хранящие) написанное в нем. Может быть, помнящие и не забывающие? Т.е. блажен толкующий Откр.
3. 10. 05. Читал Ньюмена. Все очень актуально. Продолжаю толкование Откр.
Семь духов у престола Его: ангелы семи Церквей. Здесь некое множество, но в единстве. Как семисвещник у евреев. Христос назван «начальником царей земных». «Иду с облаками»: дело в том, что и в Ветхом Завете столп облачный являл присутствие Бога. «И узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его» (ср. Ин 19, 37). Т.е. мы, пригвоздившие Его ко кресту своими грехами! Kyriake («день Господень») - это, конечно, не еврейская суббота, а христианское воскресенье. «То, что видишь, напиши и пошли церквам, которые в Азии»: но ясно, что эта книга (т.е. Откр) вошла в канон Св. Писания, читается на богослужениях (в лат. обряде), и поэтому, конечно, не только для Азии (Малой) написана. Семь светильников – для еврея очень близкий и понятный образ. Менора, которую евреи зажигают каждую пятницу, после захода солнца. Насчет эстетики. Мне всегда было тяжело это читать. Особенно «меч из уст». Также и видеть Богородицу стоящей на земном шаре! (это не из Откр., это образ «Мать всех народов», явленный в Амстердаме в 1945). Но что поделаешь!
«Не бойся!» - это и к Аврааму, и к ученикам (напр., после воскресения из мертвых), и ангел – Марии (в сцене Благовещения). Важные события начинаются с этого «Не бойся!».
Имя Божие: «Живый». «Я сделался мертвым, но вот я жив во веки веков». Победа над смертью. «Имею ключи ада и смерти» (а у Петра – ключи Царства Небесного). «Напиши, что будет после сего».
«Тайна семи звезд в деснице Моей» - тайна Церкви. «Семь звезд – ангелы семи Церквей, а семь светильников – семь Церквей». Вообще, слово «церковь» в первый раз встречается в Новом Завете в Евангелии от Мф 16, 18 именно в связи с Петром.
Вот мы разобрали с вами 1 главу Откр.
+++
Вечером добавил: получил письма от о. Вернера и от А. Хаварда. Позвонил Игорю Лавриненко.
Не было времени заниматься воспоминаниями, но зато посетил сайт кардинала Кунга: cardinalkungfoundation.org.
Особенно умилила фотография: кардинал Кунг на лавочке в Центральном парке (Нью-Йорк).
Кунг – Корнилов – Миндсенти – Франсишку и Жасинта – Врангель – Солженицын.
И Лефевр туда же, ибо Coetus Internationalis Patrum.
А Ньюмен – борец с черным (вороным) конем.
А еще борцы с исламом: Симеон Фессалоникийский, Максим Грек, Суворов, Кутузов, Лев Толстой (когда воевал в Чечне).
Иногда бывают и вынужденные компромиссы (патриарх Тихон).
И мы боролись с черным конем: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Пушкин, Тютчев, Чехов, Платонов.
А с исламом – со времен принятия ислама татарами (с первой трети XIV в.). Но заражались от них (Иван Грозный, Влад Дракула). Борьба ожесточает. Battleworn.
Ирландия – мученица, пострадавшая от вороного коня.
Греция, Армения – от рыжего (огненного).
Испания (Реконкиста) – вот пример победы над исламом (еще Карл Великий).
Каменец-Подольск. Статуя Богородицы на минарете.
А в Костроме – огромный Ленин (это остатки бледного коня).
А мы столкнулись с рыжим конем в Афганистане и в Чечне.
И Айтматов о том же (киргизы между рыжим и бледным конем).
5.10.05. Толкование 2 главы Откр. «Ангелу Ефесской церкви…». Ефес – город, где жил ап. Иоанн, поэтому он в некотором смысле главный или прообраз первенствующей, старшей церкви (дело в том, что в первоначальной Церкви каждая община имела определенную автономию; это касалось и литургических особенностей, и говорения на языках, и даже празднования Пасхи: как мы узнаем от Иринея Лионского). Тем не менее были т.н. старейшие церкви, в т.ч. Римская, славившиеся своим апостольским происхождением или трофеями (т.е. мощами) великих апостолов (Рим – мощами Петра и Павла). В этом смысле симптоматично, какая церковь стоит первой в перечне. Так и список апостолов начинается с Петра. Кроме того, намек на то, что у Ефесской церкви есть власть над прочими церквами, в том, что эпитет говорящего, хотя говорит «глава Тела Христова» - Иисус Христос – подобран определенным образом: «держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи светильников». Т.е. Ефесская церковь как бы царствует над прочими в качестве «викария Христа». Это парадигма главенствующей, митрополичьей церкви, парадигма церковной власти на уровне «архиепископ – епископ», «Папа – епископ».
Также Ефесская церковь «испытала называющих себя апостолами» и выяснила, что «они не таковы, но лгут». Это также говорит о власти Ефесской церкви над прочими церквами.
Вообще, что означают слова Христа в Откр.? Это те же, что слова Христа, переданные в Евангелиях, или другие? Мы можем разделить слова Христа на три блока: 1) слова, сказанные Им в земной жизни; 2) слова, сказанные Им по воскресении из мертвых; 3) слова, сказанные Им после вознесения на небеса. Последних всего два примера: слова, обращенные к ап. Павлу: «Что ты гонишь Меня?» и «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор 12, 9), и слова из Откр, обращенные к ап. Иоанну: «Не бойся и т.д.».
Итак, положительные черты Ефесской церкви, за что Христос ее хвалит. Oida – «знаю» (или «вижу» - в греческом языке эти глаголы eida и oida от одной основы; здесь указание на всеведение Христа): 1) «дела твои»; здесь проблема: с одной стороны, «вера без дел мертва» (Иак 2, 17), с другой стороны – апостол Павел пишет: «Только верою в Иисуса Христа, а не делами закона» (Гал 2, 16); 2) kopos – «плач» (planctus), также «боль, страдание, усталость, изнурение, труд», от kopto – бить, ударять, мучить, изнурять (встречается у Эсхила, Эврипида, Плутарха); 3) hypomone – «терпение», но еще и «ожидание» («Все терпящие Тебя не постыдятся», «Потерпех Тя, Господи»…); 4) «оставил первую любовь свою» (ср. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь»); «Испытал (букв. «искусил» – в отличие от 1 Ин 4) называющих себя апостолами, что они не есть таковы, и нашел их лжецами»; 5) metanoeson (покайся!) – то же, что и первые слова Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Поговорить, что такое «метанойя». Изменение сознания. Не то же произошло на II Ватиканском соборе? 6) первые дела = первая любовь. Т.е. любовь = дела: ср. «Любите не словом и языком, но делом (ergo) и истиной». А есть еще «дела дьявола»! Вообще, мысль о прогрессе и регрессе. Конт versus Леонтьев (Шпенглер). Любовь-то остывает!
Вечером добавил: был у о. Вернера, праздник св. Бруно Картузианца. Этот эпизод с парижским профессором [Раймондом Диокрэ] характерен. Куда-то не в ту степь. А у нас в это время св. Феодосий Печерский [и никаких профессоров]. Правда, и у них св. Бруно (и св. Франциск). Нет, моя задача свидетельствовать о Востоке (+ Максим Грек). Восток не понят. Religio acatholica – это неправильно [называть так православие]. II Ватиканский собор здесь добавил много ценного. Также странны нападения на Меджугорье и на св. Владимира Киевского [речь идет об Интернет-форуме русских католиков]. Узковато. Поэтому нет интереса к осмыслению богословских проблем. Какое богатство у Флоренского, Лосева, о. С. Булгакова, Аверинцева! А Вл. Соловьев мне все меньше и меньше нравится (кроме м.б. «Оправдания добра», и «Духовных основ жизни», и «Пасхальных писем», и «Трех разговоров», и, местами, «России и Вселенской Церкви»). Мне нравятся имяславцы. Это как иконопочитатели. Энергия слова. И будут большие споры об этом. И сергианство связано с имяборчеством [как показал Флоренский]. И раскол отчасти тоже (пик безответственного отношения к слову – это XVIII и XIX вв.). Сейчас, после всех трагедий, кажется, что люди начинают понимать ценность слова, однако видишь и сейчас столько глупой безответственной болтовни в газетах, на телевидении, в Интернете, в проповедях. Насколько каждое слово Аверинцева было выверено точно.
+++
Diabolos – довольно редкий персонаж в Ветхом Завете, но в Евангелии от Иоанна и в Посланиях Иоанна – часто именно под таким именем (1 Ин 3, 10: tekna tou diabolou = «дети дьявола»). У Мф – poneros, satanas, daimonion. «Чтобы искусить вас» (ср. «не введи нас во искушение»).
Phylake («темница») – там, где были и Петр, и Павел. Действия дьявола. Будет ввергать из среды в темницу. Ср. «Житие протопопа Аввакума»: «Потом научил его дьявол: пришед во церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время».
«Дней десять» - ограниченный срок (часто потом будет в Откр). Загадочная вообще еврейская мистика чисел. 10 заповедей, 10 казней египетских, 10 талантов. 10 – совершенное число (у пифагорейцев). 10 дней от Вознесения до Пятидесятницы. Дни усердной молитвы! Новенна. Как в случае с Петром: его ввергли в темницу, а Церковь усердно молилась за него. 10 дней усердных молений!
Поэзия: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Еще пример противопоставлений: нищета – богатство.
«Не бойся того, что тебе надобно будет претерпеть», т.е. «не бойся дьявола». Параллель с 1 Ин 4, 4: «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире».
И последнее: «смерть вторая». Это специфический термин Откр. Что это?
Первая смерть – разлучение души с телом. Вторая смерть – разлучение человека с Богом. Разрыв связи. Какой? Любви, через Иисуса Христа. Здесь обязательно сказать об «инстинкте духовного самосохранения».
«Ангелу Пергамской церкви напиши…». И опять «дела». Всегда начинает с «дел». «Живешь, где престол Сатаны, и держишь имя Мое». Сразу, как в греческой трагедии, задается напряжение. Аверинцев находил то же самое в прологе Евангелия от Иоанна: «Пришел к своим, и свои Его не приняли». «Имя». Имяславие. Что есть имя Божие? А что это: «престол (thronos) Сатаны»? Неужели в Пергаме? Нет, «духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят». Т.е. иносказательно. «Где поселился Сатана». «Где живет Сатана» (opou katoikei ho Satanas). Тот же глагол, что и в фразе из Мф: «и поселился в городе, называемом Назарет».
«Имею против тебя». Тот же оборот, что и в послании к Ефесской церкви. Т.е. что-то не нравится! Интересно, что сначала похвала, а потом порицание! Именно в этом порядке! «Николаиты»: «блудодействовать и есть идоложертвенное». И опять: «Покайся». «Приду к тебе скоро» - та же угроза, что была обращена к Ефесской церкви. Т.е. посещение Господне, для наказания. Против николаитов – меч слова Божия. Значит, николаитизм – это не только блудодейство, но и некое учение (didache).
«Белый камень» (psephos leuke). Ни lythos, ни, тем более, petra: psephos – это камешек для голосования.
9.10.05. День св. Иоанна Богослова. Находить в богослужебных чтениях данного дня ответы на свои вопросы. Так делал митрополит Вениамин (Федченков), так, по-видимому, делал о. Павел Флоренский. Вот и сегодня (в Апостоле): «гаждение». А еще мое личное (Бог благословляет): вчера на радио тема «Откровение Иоанна Богослова», а сегодня его праздник (и в 13.05 повтор вчерашней передачи). Многие православные слушают: для них подарок (и ап. Иоанн радуется!).
Насчет коней: «и дана ему власть», «и дан ему большой меч». Кем дан? Богом. Так надо. Да будет воля Твоя.
Фиатирская церковь.
1) Дела
2) Любовь (agape)
3) Служение (diakonia)
4) Вера (pistis) = верность
5) Терпение
«Последние дела больше первых»: бывает и так.
«Дал ей время покаяться». А нам?
«Воздам каждому из вас по делам вашим». И опять «великая скорбь». Ср. : «Это те, которые пришли от великой скорби…»
Фиатирская церковь разделена на две части:
1) Имеющие сие учение (т.е. николаитов)
2) Не имеющие сего учения
Где же единство юрисдикции? И также разделилась на «познавших глубины сатанинские» и «не познавших». Познали (egnosan) – аорист! Т.е. познать – это необратимое действие.
«Не возложу на вас иного бремени. Только то, что имеете, держите, пока приду». Это хорошо было бы в Адвент читать на литургии.
В Сардийской церкви неблагополучие! «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Несоответствие имени и реальности. Укрепляй (утверждай) – ср. Лк 23, 32 («И ты, некогда обратившись, утверди и братьев твоих») – то, что должно (собирается) умереть! Церковь в Сардах разделилась: «есть немного имен, которые не осквернили одежд своих», хотя в целом церковь мертва. И хотя она мертва, Господь говорит к ней. Здесь парадокс, противоречие.
+++
Вечером добавил: Надо вспомнить Бразилию. Почему у меня одна идея – что для них спасение в старом обряде. Я чувствовал неблагополучие, но еще не знал о нем. Теперь я вижу, как спасение пойдет из Кампуса (из персональной апостольской администратуры Иоанна Вианнея). А епископ Наварро не ведает, что творит. Он фанатик дисциплины (это есть и у лефевристов, это везде есть, только у лефевристов и старообрядцев – это оправдано, а у модернистов – нет). Модернист должен спасаться терпимостью и милосердием, любовью и раскаянием. Фанатизм ему не к лицу. Надеюсь, что епископ Наварро покаялся. А епископ Рифан – это то, что нужно. Гибкий, хитрый. А что делать? Однако своего добился. Представляю, как его ненавидят модернисты и как он круто пойдет вверх при Бенедикте XVI [прогнозы не сбылись]. А эти зашевелились. Боятся примирения еп. Фелле и Бенедикта XVI. А будущее все же в примирении.
Что касается II Ватиканского собора. Что-то хорошее в нем есть. Почему в Бразилии такой успех у модернистов? Потому что негры. Потомки рабов. Это грех вполне традиционных католиков. Так что покаяться в нем надо. Просто оставить все как было – не выйдет. Также и в России было многоголосие до 1652. А при Иване IV – опричнина. В ней тоже нужно было покаяться. И вообще, задача не только в сохранении обряда, но и в его осмыслении. Я вижу, что ничего еще не сделано.
10.10.05. Надо все предать в руки Божии. Умолять Пресвятую Богородицу. Отказаться от перевода Миссала-1962, что я считаю главным делом, я не могу. Отсюда все остальное. Энциклопедия, радио – конечно, жалко. Но, как показывает опыт других людей, очень легко измельчать, тривиализироваться. А это самое страшное. Лучше гонения (как у Мандельштама), чем утрата вдохновения, утрата дара (ср. «Портрет» Гоголя). И именно сейчас, когда я стал понимать Св. Писание лучше, чем раньше.
Если я пострадаю за Богородицу, она меня и наградит [на Форуме Русских Католиков в начале октября 2005 некто публично обвинил меня, в частности, в том, что я сфотографировался у статуи Фатимской Божьей Матери, которую лефевристы привезли в Москву]. Смотреть на всё со сверхъестественной точки зрения!
Продолжаю о Сардийской церкви. «Не осквернили (не запятнали, не запачкали?) одежд своих». Тоже аорист. Необратимость. И еще: личное спасение. Это нечто новое (хотя и ап. Павел говорил: «Только остаток спасется»). А эти, которые не осквернили одежд своих, суть остаток Нового Израиля. И вспомнить притчу о приглашенных на пир.
«Будут ходить в белом». Обратим внимание на этот цвет. И пояснение: «ибо они достойны». Т.е. белый – цвет святости (это будет важно для дальнейшего). И камень (psephos) – белый. И волосы Христа – белые, как овечья шерсть.
«Исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред ангелами» - ср. Мф 10, 32.
Филадельфийская церковь. Здесь наиболее ясна связь между именем и посланием (philadelphia – «любящая братьев»). «Мало имеешь силы» - я думаю, речь идет о малочисленности. Опять «синагога Сатаны». Но обратятся (иудеи), «поклонятся пред ногами твоими». Сохранила «слово ожидания Моего». Час искушения, грядущего на всю обитаемую вселенную. «Вот, Я открыл пред тобою дверь». Что это за открытая дверь? Это общение с Богом, которое никакая посторонняя сила не может прервать. Это евхаристия – открытая дверь в небо. «Небеса отверстые» - тот же корень (в основе глагол «открывать»). Ср. Ин 1, 52: «Отныне увидите небеса отверстые и ангелов, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Лаодикийская церковь. «Начало (arche) творения Божия». То же самое в Евангелии от Иоанна: «В начале (en arche) было Слово». «Извергну тебя из уст Моих». Т.е. церковь пребывает как бы во чреве Христа. «Купить у Меня золото, огнем очищенное». То же о девах (Мф 25): они должны были купить масло.
11.10.05. Господь показал, что не надо продолжать интернет-дискуссию. Мне остается только подчиниться. Вечером добавил: Господь показал, что надо дальше писать об Апокалипсисе. «Человек, чтобы действовать, должен себя ограничить» [Гегель: эту цитату я взял из книги Бибихина «Лосев. Аверинцев»].
12.10.05. Продолжаю о Лаодикийской церкви. «Стыд наготы твоей». Ср.: «Они были наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2, 25). «Мазь для глаз, чтобы видеть». Ср. Ин 9 – о слепом. Paideuo – обучаю (как детей!). Philo – люблю (ср. беседу Иисуса с Петром после воскресения: Ин 21). «Возревнуй и покайся!».
Гл. 4. «Пред престолом горели семь светильников» - т.е. церкви (Ефесская, Смирнская и т.п.). Они совершают дела на земли, а горят пред престолом Божиим.
+++
Нехорошо получается: в одном случае перевели «сребреники», а в другом – «деньги» (а в греческом оригинале одно и то же слово). А ведь от этого смысл меняется: ведь это те же сребреники, которые дали Иуде, и преступление стражников (солгавших, что ученики украли тело Иисуса из гробницы) сродни преступлению Иуды.
13.10.05. День Фатимской Богоматери. Посещение. Это парадигма всех посещений. «И откуда мне сие, что прииде Мати Господа моего ко мне?»
Доверие к свидетельству сестры Лусии. Вообще, проблема доверия. Софист Горгий: «Ничего не существует. Если что-то существует, оно непознаваемо. Если же оно познаваемо, но непередаваемо и необъяснимо для ближнего». Гиппий: «Прекрасное – это прекрасная девушка». Рай: утроба Девы Марии. Ноев ковчег: из особой породы дерева. Лестница Иакова. Неопалимая купина. Ковчег Завета. Стамна манны (всезлатая). Ева. Возлюбленная из Песни Песней. Юдифь. Жена Быт 3, 15 и Жена Откр 12, 1. Плюс Кана Галилейская, плюс Стояние у креста, плюс Пятидесятница.
Конечно, важно, что скажет Церковь. Но важно и то, что говорит в вас голос совести. Ведь и Церковь мы выбираем по зову сердца. Апостол Иоанн говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они?». Христос говорил: «Бойтесь лжепророков». Как распознать? Во-первых, не спешить. Во-вторых, молиться. В-третьих, узнавать. В-четвертых, помнить. «Мария слагала слова сии в сердце своем». Вот и мы слагаем свидетельства матушки Лусии в сердце своем. Ньюмен говорит, что вера – это согласие, а согласие имеет свои законы, свою «грамматику». Сложение аргументов. Про Золушку (когда-то рассказывал в Колледже католической теологии в ответ на вопрос, почему Фома Аквинский приводит 5 доказательств бытия Божия. Мне возражают: достаточно одного доказательства, но очевидного. А я им в ответ: Первый аргумент, что Золушка – это именно та девушка, которую искал принц, это то, что туфелька ей пришлась впору. Но решающим был второй аргумент – когда Золушка предъявила вторую туфельку). Какие у наc есть аргументы в пользу истинности явлений в Фатиме? Первый аргумент: значительность события. Что за событие произошло в 1917 году? Оно сравнимо с открытием Америки (явление Гваделупской Божьей Матери). Оно сравнимо с нашествием Тамерлана (Сретение Владимирской иконы Божией Матери). Оно сравнимо с нашествием шведов на Польшу (чудо в Ченстохово). Оно сравнимо с Июльской революцией 1830 («Чудотворная медаль»). Второй аргумент: пляска солнца (сообщение о ней попало в газеты). Третий аргумент: личная святость фатимских детей.
14.10.05. Евангелие от Марка самое короткое. Там есть что-то от льва. И гнев, и раздражение – это образ льва. Т.е. Иисус предстает как лев. Потом стремительность, быстрота: «тотчас» (очень часто это слово встречается в Евангелии от Марка). И сенсационность (Иисуса окружают толпы народа чуть ли не с первой главы). И быстрота, с которой дело идет к развязке: Мк 3, 7 – Иисуса уже хотят убить. А у Мф только в 16 главе разговор зашел об убийстве (Ирод не в счет).
Почему трудно говорить о чуде? Потому что нет хорошей теории. Чудо – это как в физике эксперимент. Эйнштейна спросили: что было бы, если бы в 1919 году его теория не подтвердилась (эксперимент заключался в измерении отклонения лучей света от звезд вблизи Солнца во время полного солнечного затмения). Эйнштейн ответил: «Мне было бы обидно за Господа Бога: моя теория правильная».
Но есть теория, которая говорит, что в 1917 была как бы снята очередная печать с книги судеб человечества. Кроме того, Жена (Откр 12,1) ведет битву с драконом, о котором сказано, что он «древний змей», т.е. завершается то, что начато в 3 главе книги Бытия («положу вражду между тобою и между Женою»). М.б. Фатима – это одна из манифестаций этой борьбы.
Материалы к радиопередаче «Явление Божией Матери в Фатиме».

Октябрь – месяц, посвященный Деве Марии. Для позитивистского сознания – это нонсенс. День как день, месяц как месяц, год как год.
А между тем: 7 октября – праздник Св. Розария, отмечается победа над турецким флотом при Лепанто.
13 октября – явление в Фатиме, пляска солнца.
14 октября – Покров.
Как связаны эти события? Какова роль Девы Марии в истории спасения?
Ева – Мария (древнейшее сопоставление: имеется уже у Иринея Лионского). Ева – мать по плоти, Мария – мать по благодати.
Но не только это. Центральное событие в истории человечества и вселенной – это воплощение Бога-Слова. И это событие, единственное в своем роде, произошло в еврейском городе Назарете в 1 г. до н.э. И воплощение произошло во чреве Девы Марии. Это та Дева, о которой пророчествовал Исайя, и это та Жена, о которой провозвестил Бог, налагая проклятие на змея.
Библия – книга с единым сюжетом. Ветхий Завет прообразует Новый Завет. В Новом Завете открывается смысл Ветхого Завета. Ветхий Завет как бы расшифровывается с помощью Нового Завета. Без Нового Завета Ветхий Завет непонятен. Жена Быт 3, 15 – это Жена Откр 12, 1. Дева Ис 7, 14 – это Дева Лк 1, 27 («к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф»).
И третья параллель: Библия в целом – история Церкви. «Книга за семью печатями» - это человеческая история после Христовой жертвы. И вот Агнец снимает печати – одну за другой. Т.е. речь идет о серьезных событиях (революциях, сменах парадигм) в человеческой истории. И все это в 12 главе Откр описывается в терминах сражения между драконом и женой, а в Быт 3, 15 – «положу вражду»! Т.е. речь идет об участии Жены в ключевых событиях человеческой истории. Вот в этом широком богословско-историческом контексте следует воспринимать события, имевшие место в Фатиме с 13 мая по 13 октября 1917.
15.10.05. Потихоньку приближаюсь к главной мысли (о печатях). Но не сразу. Сегодня провел радиопередачу о 12 главе Откр. А в Астане в сентябре 2003 на презентации 1 тома «Католической Энциклопедии» говорил об 11 главе Откр., об измерении храма тростью. А в Элисте в октябре 2004 – опять о 12 главе. А в Авиле в ноябре 2002 – об Иудее и Самарии, о «Троице» Рублева.
Теперь надо вспомнить о Евпатории (июль 1996). Там был период турецкого господства. Я это очень четко ощутил, лежа на пляже. Галеры. Викентий де Поль. Лепанто. Мальта. Константинополь. Ислам, протестантизм (капитализм) и коммунизм останавливаются только там, где встречают сопротивление. Как, впрочем, и христианство.
16.10.05. «Дано» (ср. беседу Иисуса с Пилатом: «Если бы не было дано тебе свыше…»). И зверю: «Дано ему было вести войну со святыми и победить их».
Первому всаднику дан лук! Это значит, что его слово поражает вдаль. А меч – только при непосредственном контакте! Вот разница между проповедью христианской и мусульманской. Поэтому возможно обращение в христианство людей, выросших и воспитанных в совершенно ином культурном контексте. Обращение Августина, Альфонса Ратисбона: стрела поражает сердце.
Четыре этапа мировой истории связаны с четырьмя животными и четырьмя евангелистами. Тайнозритель (Иоанн) – сам один из старцев (и он также одно из животных). Поэтому через него осуществляется контакт между небом и землей. Это, конечно, сообщает Откр удивительный характер. Т.е. рассказчик является одновременно одним из персонажей. Как будто человек из зрительного зала выходит на сцену. Примерно то же с Булгаковым. Он сидит во МХАТе, смотрит «Дни Турбиных», а Алексей Турбин – это он и есть.
17.10.05. Basanizomai - страдать, мучиться. В Евангелии от Мф употребляется применительно к слуге сотника («жестоко страдает»). В Откр – Жена («кричала от мук рождения») и «мучение от саранчи».
Идолы: золотые, серебряные, медные, каменные, деревянные: стратификация общества: мерседес, джип,… жигуль. Дачи: кирпичные, деревянные… И ясно, что тот, у кого деревянный идол, мечтает о каменном и завидует тому, у кого каменный. И те, и те – грешники. Вот тут нельзя сказать: блаженны нищие. В Откр 10: «запечатай то, что сказали семь громов» (тайна: типа третьей Фатимской).
+++
Притча о сеятеле: три искушения, четыре коня. Об одном не сказано: серп (это в другой притче, о колосе: «тотчас посылает серп»). Серп – это четвертый конь. Третий конь – терние. Второй конь – солнце, Первый конь – сеятель. Вышел Сын Человеческий и вышел дьявол: это в 12 главе Откр и в начале Евангелия от Мф: Ирод и Мария.
Притча о сеятеле ключевая («Если этой притчи не понимаете, как поймете прочие притчи?»). Первый всадник – это Слово Божие. Об этом узнаём из 19 главы Откр.
Притча о колосе (Мк 4, 26-29): четыре этапа мировой истории. Посеяно зерно: первый конь. Трава, колос. Полное зерно в колосе. Серп: четвертый конь. И это также о жизни каждого человека. Но это и о жизни всего человечества. В конце мировой истории (Откр 14) брошен был на землю серп и «земля была пожата». Собственно, ради этого и посылаются все кони, скорби, испытания: чтобы созрел плод. И серп: чтобы «взять урожай».
Например, гербициды – они уничтожают терние. Или удобрения: но и солнце нужно, т.е. скорби, гонения.
18.10.05. Прибыл в Рим. Casa Religiosa dei Sacri Cuori. Via Tuscolana, 327. Завтра - встреча с Папой Бенедиктом XVI. "Datum est".
19.10.05. Был на площади Св. Петра. Всех помянул. Папа - человек, знающий "голос семи громов". Этим похож на Иоанна Богослова. "Ключ от сундука с сокровищами потерян" (о. Павел Флоренский). Не в Католической ли Церкви он, этот ключ? Испания, ее роль в победе над тремя конями (ислам, протестантизм, коммунизм). Папа Пий V, Игнатий Лойола, Хосе Эскрива. Секретарь Папы - член Opus Dei? Св. Хосемария Эскрива до самой смерти служил старую мессу (!). Падре Пио (!). Позвонил MJ. Держаться Opus Dei. В памяти епископ Грэхем Леонард. Также о. Стэнли Яки.
Остался ислам, остался протестантизм, остался коммунизм. Они немного выдохлись, но еще сильны. Но уже выходит зверь из моря - это "mysterium iniquitatis" - масонство. Он не мог выйти, пока не появились четыре коня - и будет уничтожен пятым конем (т.е. первым, вернувшимся).
20.10.05. Утром посетил Re di Roma, вспомнил первое паломничество (с доном Бернардо). Потом прошел от станции «Термини» до виа Палестро. Теперь сомневаюсь насчет «Монте-Карло», может быть, речь идет о «Континентале»? [Никак не мог вспомнить тот отель, в котором жили участники конференции «София – мост между двумя Европами» в марте 1996]. И по входу, и по названию, и по расположению вроде бы больше подходит «Континенталь». Потом дошел до ресторана Макдональдс на виа Национале. Потом на пьяцца де Спанья и в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте. Там два бюста: Альфонса Ратисбона и св. Максимилиана Кольбе.
Потом презентация [второго тома Католической Энциклопедии]: еп. Ян-Павел Ленга, еп. Александр Кашкевич, о. Стефано Каприо, о. Эдвард Фарруджа, Даша Дроздова. Обратно шел тем же путем, что в 1996: от собора Св. Петра (почти) через мост Виктора-Эммануила по проспекту Виктора-Эммануила мимо церкви Иль Джезу и вышел на виа Национале. Вечером спор с А.С.Г. На самом деле о глубоких философских основаниях веры христианской («русские мальчики» [по Достоевскому]). Это показывает, что в человеке глубоко сидит религиозное чувство. Инстинкт духовного самосохранения. Как в биологической жизни человек не хочет погибнуть физически (т.е. пережить «смерть первую» - разлучение души с телом), так и в духовной жизни человек не хочет погибнуть духовно (т.е. пережить «смерть вторую» - разлучение души с Богом). Но и в первом случае есть самоубийцы, и во втором – духовные самоубийцы. Наверное, поэтому Церковь так против самоубийства, хотя и прославляет мужество мучеников, хотя и осуждает трусость. Но трусость осуждается только в одном случае – когда «смерть первая» ставится выше «смерти второй».
А так – это норма – не хотеть умереть!
21.10.05. Был в храме Perpetuo Succursu. Молился в Санта Мария Маджоре у мощей св. Пия V. Вспоминал Иосифа Муньоса Кортеса (он хотел, чтобы чудотворная Иверская Монреальская икона была выставлена для поклонения в Санта Мария Маджоре). Встретился с Дашей Дроздовой. Потом поехал в Неттуно, в санктуарий Св. Марии Горетти. Вспомнил свое первое паломничество в Сергиев Посад. Трагическая судьба матери. Алессандро – убийца, его раскаяние. Я тоже виновен (есть и духовные удары!). Как важно обращение. «Алессандро, ты попадешь в ад!» (слова Марии Горетти, обращенные к ее убийце). Прощение! Ад – тема исповеди в центре Opus Dei. И на станции метро Repubblica – услышал слова из песни: “This is a road to hell”. Ко мне вернулось вдохновение сценариста! Из-за того, что мы не верим в ад, мы не благодарим Бога. И получается, что Христос напрасно умер! (Та же мысль у Далгернса в книге “The Holy Communion” : “As far as we can see from experience, the tendency of merely secular civilization is to produce disbelief in hell; now, without the doctrine of eternal punishment, the belief in the Christian notion of sin, as an infinite evil, necessarily disappears, and with it the doctrine of redemption. The atonement wrought by Christ and everlasting punishment are correlatives; if you take one out of the creed, the other necessarily shares its fate” [Насколько мы можем видеть из опыта, тенденция чисто светской цивилизации – порождать неверие в ад; но без учения о вечном наказании вера в христианское понятие греха как бесконечного зла с необходимостью исчезает, а с нею и учение об искуплении. Искупительная жертва, принесенная Христом, и вечное наказание – взаимосвязаны; если вы уберете одно из них из вероучения, то другое с необходимостью разделит его судьбу]). Надо провести на радио передачу об аде, об инстинкте духовного самосохранения, о первой и второй смерти.
22.10.05. Сегодня был у MJ. Слайделл – был в эпицентре «Катрины», полностью разрушен. Церковь снесена. Школа сильно пострадала. Видел Дэна, Петра, о. Марка, о. Альфонсо, Брета, Дженнифер. О. Альфонсо отходит… Епископ Леонард будет выступать в Лондоне.
Потом был в базилике Св. Павла и в церкви Св. Климента (молился у мощей св. Кирилла, просветителя славян). Прошел под Латеранскими воротами, где, по преданию, апостол Иоанн был брошен живым в котел с кипящим маслом.
Латынь понемногу возвращается в богослужение (и у MJ тоже). Пс 118 (oderunt me).
24.10.05. В Москве. Вечером встречаюсь с Александром Хавардом. Избран новый старообрядческий митрополит – Корнилий.
27.10.05. Сейчас, кажется, Ватикан выходит из паралича.
Вечером. Папа Гелазий пишет, что где-то должен быть эталон веры. Теперь этот эталон должен распространяться. «Утверди братьев твоих». Многие православные ни разу в жизни не видели живого католика: для них католик – это усташ, униат, инквизитор. Бенедикта XVI и Кондрусевича они видят только с телеэкрана. Надо, чтобы они осязали живого католика, причем длительное время. Так и только так рассеиваются предубеждения. Но как это осуществить?
1990 год. Конец мая. Варшава, раннее утро. Я иду по улице Краковское предместье. Народу немного. Чисто всё. Я впервые заграницей. Я никому не известен. Я знаю, куда иду. Я иду в доминиканский монастырь на ул. Фрета. Там меня ждут. Там о. Александр Хауке. Там помнят Нору Николаевну [Рубашову]. Там делается большая политика, в которой я не хочу участвовать (м.б. от страха). Я ученый, я хочу изучать историю науки, сделать христианство интеллектуально респектабельным. Мой кумир – о. Стэнли Яки…
Прошло 15 лет. Я снова вернулся к тем вопросам, которые волновали меня в юности: Бог, смысл жизни. О славе думаю мало. Варшава стоит по-прежнему. Что там, на Краковском предместье? Теперь я много молюсь. М.б. еще будет суждено помолиться и в Варшаве. Но определенно могу помолиться за некоторых варшавян.
+++
Католичность? Как это может быть: без русских? Где же тогда вселенскость? И потом: miracula et prophetiae certissima sunt criteria revelationis [чудеса и пророчества суть достовернейшие признаки откровения]. Зачем тогда чудеса на святой Руси? Что, Бог вводит нас в заблуждение? Но это невозможно. Потом, как это понять: человек спасается индивидуально? А что же тогда Церковь? Какова ее роль? Впрочем, я охотно могу допустить, что лично от меня Бог чего-то хочет. М.б. и членства в Opus Dei.
28.10.05. Радиопередача. Пророческие книги. Пророк. Откровение Иоанна Богослова – пророческая книга Нового Завета. Видения (как в кнн. Исайи, Иезекииля, Даниила). Образ Христа и слова Христа. Откровение Иоанна Богослова налагает печать на всю Библию. После этой книги ничего уже нельзя добавить, потому что нарушится единство композиции.
Ну а если у кого-нибудь будут явления Христа, Богоматери, видения, в т.ч. предсказания будущего? Включать это в Новый Завет в качестве еще одной пророческой книги? Например, «Диалоги» Екатерины Сиенской? Церковь дает отрицательный ответ.
Поэтому Откровение Иоанна Богослова является единственной пророческой книгой Нового Завета, и явление Христа апостолу Иоанну на острове Патмос – одно из немногих явлений, удостоившихся войти в Новый Завет (наряду с явлением Христа первомученику Стефану и ап. Павлу). И слова Христа, сказанные Павлу во время явлений: «Довольно тебе благодати моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор 12, 9). Или: «Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян 9, 4-5). А у Стефана вообще без слов, одно видение: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
И Откровение Иоанна Богослова в этом смысле очень богато. В нем приведено много слов, сказанных Христом. И эти слова надо анализировать. Это тот же Христос, что и в Евангелиях, но прославленный, как бы более торжественный. Надо сказать, что и в Евангелии от Иоанна приведено больше слов воскресшего Христа, чем в синоптических евангелиях. Еще есть слова воскресшего Христа в Деяниях Апостолов: «Не подобает вам знать времена и сроки, которые Отец Мой положил в Своей власти». В Евангелии от Матфея мы находим такие слова воскресшего Христа: «Радуйтесь!»; «Не бойтесь!»; «Дана Мне всякая власть на небе и на земле…». В Евангелии от Марка: «Уверовавших будут сопровождать сии знамения…». В Евангелии от Луки: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать…»; «Я пошлю обетование Отца Моего на вас…». Но все это слова, сказанные на протяжении 40 дней после Воскресения. А есть еще слова, сказанные ап. Павлу (Деян 9, 4-6 и 2 Кор 12, 9).
Тема передачи: «Образ Христа в Откровении Иоанна Богослова». Главная мысль: Христос Откровения как бы между Христом Евангелия и Христом, являвшимся мистикам (Франциску Ассизскому, Екатерине Сиенской, Анджеле из Фолиньо, Фаустине Ковальской). Ин 14, 21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
29.10.05. Св. Фаустина Ковальская (праздник 5 октября). Ей посвятить передачу. «Истина ходит в терновом венце». «Иисус, уповаю на Тебя».
31.10.05. Для радиопередачи: Евангелие от Марка.
1) «Не бойся, только веруй».
2) «Верую, Господи, помоги моему неверию».
3). Притча о зерне, стебле, колосе и серпе.
4). Они были посреди моря … а Он один на земле.
(В.Л. Воейков о крови в двух пробирках: одна чувствует, что происходит с другой).
5) Уверовавший и крестившийся спасен будет, а не уверовавший осужден будет.
6) Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…будут брать змей (демонов?), если что смертноносное (духовно?) выпьют (прочтут?) не повредит им.
7). Конец Евангелия от Марка: Господь содействует и подтверждает слова последующими знамениями.
Мк 9, 50: «Имейте в себе соль и мир имейте между собою». Я уверен, что разделение Церквей произошло потому, что соль стала несоленой. Причем это готовилось уже 2 столетия. Папы один другого хуже и патриархи тоже под стать.
Сентябрь 1974 г. (конец сентября). И. пригласила меня на экскурсию в Новодевичий монастырь (экскурсия была организована для студентов филфака МГУ). Т.о. мы с ней посетили уже два монастыря (первый – Загорск в марте 1974). Это то, что остается в памяти (это то, что было дано мне).


Рецензии