Православие и готическая субкультура pro et contro

Это статья вводная, просто несколько мыслей по поводу волнующей меня темы. В дальнейшем надеюсь развить ее, рассмотрев явление во всех подробностях, насколько для меня это возможно. Итак, начну вот с какого утверждения: готическая субкультура не опасна сама по себе и из всех других субкультур представляет самую благодатную почву для того, чтобы достучаться до нашей молодежи, их ищущих, пытливых умов и их еще не остывших сердец, бросивших вызов обществу потребления. Однако среди большинства верующих людей готизм вызывает негативную реакцию, ассоциируясь у многих с чуть ли не сатанизмом. Причин для этого несколько.
Во-первых, в Церковь часто приходят заурядные люди. Во всяком случае, у меня складывается такое впечатление, когда я наблюдаю за тем, что происходит в последние годы. Т. е. приходят те, у кого ничего не получается в жизни, кто не может пробиться, кто не хочет трудиться, учиться и что-то реально делать - все они скапливаются в Церкви, находят здесь приют. И, главное, многие из них становятся пастырями, получают возможность реальной власти над пасомыми, будучи абсолютно к этому не готовыми, и начинают формировать общественное мнение. Как это осуществлять, они не знают в силу своей малоопытности и недалекости, и тогда рождаются младостарцы и определители того, как надо, хотя сами этого не знают. Это не к тому, что приходящие плохие люди, вовсе нет – многие из них замечательные, благочестивые и прочее. Но когда их много, это не так уж и здорово.Должен существовать некий баланс: быть и те, кто двигает церковную науку, пишет книги, проповедует среди неформалов и язычников, т. е. люди не все как на одно лицо, одинаковые, вымеренные "под определенный размер", а разные, каждый со своим талантом, ведь каждому его Господь дал.
Во-вторых, в нашей Церкви существует другая проблема: утрата традиций внешнего благочестия. Мы не знаем, как именно должен выглядеть православный христианин в современном мире и как он должен себя вести. Понятия «скромно» и «неброско» ничего не отражают, на деле навязывается определенный образ, не имеющий под собой основ. Пастыри, утратившие связь с традицией, вышедшие из пионерско-комсомольского прошлого, вряд ли знают, как создать нормальный образ православного христианина. Однако они инстинктивно протестуют против того, что им кажется неприемлемым, навязывая свое мнение и пропагандируя образ, который был характерен для крестьян дореволюционной России, хотя даже традиции крестьянской культуры для нас безвозвратно утрачены. Кроме того наша страна всегда была многосословна и многонациональна, и почему бы нам не восстанавливать традиции внешнего благочестия дворян, купцов, рабочих, мещан и прочее.
Да и сама паства занимает довольно непримиримую позицию в этом вопросе. Отход от общего мнения, критерия приравнивается к ереси. А уж этим страшным словом мы так любим в наше время бросаться по поводу и без повода, забывая о том, что такое определение о ереси может вынести только Поместный Собор Церкви. Но мы об этом не думаем – мы выносим его сами. Отступающие от общего мнения безжалостно изгоняются и предаются остракизму.
Не следует забывать, что субкультура рождается в условиях кризиса традиционной культуры, которая является частью культуры: плоть от плоти ее, исходит из нее и часто приходит на смену, становясь подлинной культурой. Со временем субкультура может стать культурой. Это факт господствующий и определяющий внешнюю составляющую господствующей культуры.
Что же говорят светские ученые о таком явлении, как готическая субкультура? «Субкультура готов является, преимущественно, интеллектуальной неагрессивной субкультурой». Ученые, социологи, психологи, культурологи не находят в готике ничего сатанинского и вообще ничего, что связывало бы эту субкультуру с религией, однако наши православные братья упорно пытаются сделать из готов некое подобное тоталитарной секты или именно так их и представить.
Общеизвестно, что готизм вырос из панка - движения молодежи, изначально имевшего все признаки социального протеста, вызова обществу потребления, однотипности жизни и бесперспективности будущности тех, кто не принадлежал к элитным слоям. Отсюда и музыка панков, и их внешний вид, и их манера поведения. Не так с готами. В них уже  нет этого запал, им уже неинтересны эти проблемы, они больше сосредоточены на двух определяющих для этой субкультуре вещах - внешнем виде и музыке. В этом вся суть, вся идеология и мировоззрение. И первоначально это присутствует -  сосредоточенность на творческом самовыражении. По сути готизм  с панком имеет мало общего, лишь главный посыл, как и у любой субкультуры, - несогласие с общепринятыми нормами общества, потребления, общества в котором размеренная, сытая, ограниченная жизнь, норма.
Можно долго спорить по поводу того, когда родился готизм, но вряд ли стоит связывать его с каким-то конкретным событием, таким как, например, выход в 1979 г. на экраны фильма «The Hunger»  и звучащей в ней песни группы Bauhaus «Bela Lugosi's Dead». Скорее, сам фильм уже начал эксплуатировать тему готической субкультуры (которая тогда так и не называлась еще), навязывая людям определенный внешний стереотип о ней.
Первая волна 1970-1980-е гг. внешне еще слишком похожа на панк - те же эпатаж и желание поразить внешним видом и шокирующим поведением. Подлинный расцвет субкультуры - 1990-е гг. Именно в этот период сформировались основные направления, стилистика, эстетика и имидж. Субкультура обрела свою инфраструктуру в виде звукозаписывающих компаний, фирм, производящих одежду и украшения, фестивалей, проводимых в разных странах мира, а также сети клубов по всему миру (есть даже в Африке).  Готизм охватил и вырос в странах с традиционно христианской культурой западной ориентации, многое взял из нее, из этой культуры, прежде всего внешнюю, христианскую по сути,  атрибутику – крест, черные одежды, символы смерти. Помимо этого в готической среде всегда очень острый интерес ко всему мистическому, а также весьма сильное стремление к духовным поискам.
Однако утверждать, что эта субкультура имеет оккультный характер или очень близка к сатанизму, было бы неверно. Многое зависит от тех людей, которые туда приходят. Все те ученые, которые занимались изучением этого явления, в один голос говорят, что нельзя ставить знак равенства между сатанизмом и готикой, а также совершенно неверно делать из этой субкультуры некой подобие новой религии или секты. Ошибка здесь очевидна: готическая субкультура, в отличие от других, так эклектична и так разнообразна, что ее вполне можно уже отнести к проявлению или начатку культуры будущего. Каждый находит в готизме что-то свое, поэтому именно эта субкультура самая разветвленная, отдельные течения которой могут быть совершенно не похожи друг на друга.
Также неверно относить готизм к асоциальным явлениям жизни, как это сделано в последнем издании учебного пособия для православных семинарий «Миссиология», как это решают те православные, которые встречаются с самой субкультурой в низших ее проявлениях и по этим явлениям судят о ней в целом. Дело в том, что для готизма в большей мере, чем для других субкультур, характерно такое явление, как позерство, т. е. много молодых людей и подростков только внешне проявляют себя готами или относят себя к ним, на самом деле не имея ничего общего с готизмом, чаще всего именно они в центре внимания. И чаще всего это подростки, находящиеся в переходном возрасте и психически неуравновешенные, по ним нельзя судить о культуре. Они привносят свои собственные переживания и мнения, мало общего имеющего собственно с субкультурой. По ним нельзя судить о всех и делать выводы.
Вообще, ошибочен взгляд на готизм как на явление религиозное, это заблуждение от которого нужно как можно быстрее избавиться. Это не секта и не религиозное движение, это среда, такая же, как всякая, и внешний вид вовсе не препятствует общаться с этой средой и признавать за ней право быть такими же, как мы. Готов не надо наставлять на путь истинный, просто надо их понять и принять такими, какие они есть. Если гот говорит, что он православный, нужно верить ему, спрашивая лишь об одном: «Како веруешь?» И тогда делать вывод: кто этот человек в черных одеждах на самом деле - сатанист, атеист или христианин. Ни внешний вид, ни манера поведения, ни слушаемая музыка не должны определять нашего отношения к человеку, который называет себя православным готом.
И еще одно. Для русского Православия всегда имело существенное значение внешнее благочестие. Надо признать, что в настоящее время традиции внешнего благочестия полностью утрачены, то, как мы создаем наш внешний вид, лишь наши собственные потуги на эту тему. Почему бы не принять готов, во всяком случае в существенно приемлемых имиджевых видах, как одну из форм современного благочестия? Ведь, как сказал апостол Павел «Нет ни еллина ни иудея».


Рецензии