Дымовая завеса

Торпедный катер типа Элько пришвартовался к причалу базы бригады катеров Северного флота.Ноябрь 1947 г. выдался очень   холодным и весь путь от Полярного проходил в дымке парящего моря. Но опытный командир катера чётко выполнил приказ начальника штаба бригады и доставил на указанное место службы выпускника ленинградского военно-морского училища лейтенанта Григорьева.На берег с ним сошла его жена.Матросы подхватили багаж молодой семьи,среди которого выделялся большой старинный, окованный медными обручами,сундук. Поднявшись круто в сопку,путники через короткое время оказались перед длинным одноэтажным бараком.Вошли внутрь.Сопровождающий офицерподвёл новоприбывших к двери,расположеенной в середине длинного коридора.Вежливо предложил устраиваться и быстро покинул барак.Новое жильё оказалось узкой комнаткой  площадью шесть кв.метров,с окном упиравшимся прямо в откос сопки.Ничего больше из этого окна увидеть было невозможно.Несколько опешив в первый момент,молодые быстро пришли в себя.Новая хозяйка не раздумывая приступила к благоустройству.В комнате находились железная кровать с сеткой,на которой лежал полуторный матрас.Мебель составляли маленький стол,стул и табуретка.На стене комнаты висела вешалка с крючками,а у входных дверей стояло оцинкованное ведро для питьевой воды.У окна приютилась тумбочка,заменющая собою шкаф и буфет.Привезённый с собою сундук стал вторым стулом к столу.К вечеру комнатка приобрела очень уютный вид с занавеской на окне,скатертью на столе,одеялами на кровати и сундуке.Вся верхняя одежда разместилась на крючках вешалки и укрылась плотной цветастой тканью.Усевшись на кровати,Антон и Ольга с удовлетворением осматривали своё новое гнёздышко.Начиналась новая жизнь.Что ожидало их впереди?
На следующее утро в штабе бригады Антон получил назначение на  службу в первом дивизионе торпедных катеров Печенгской Краснознамённой  Ордена Ушакова Бригады ТК.
Бригадой командовал капитан 1 ранга,Герой Советского Союза.Здесь,на Северном Флоте, прошедший всю войну,начав её командиром отряда катеров.Он  отличился во многих операциях,в том числе при взятии с моря причалов норвежской бухты Лиинахамари    и города- порта Петсамо(Печенга).
Бригада располагалась вблизи острова Кильдин и пряталась в извилистой,очень длинной и глубокой бухте под нависающими скалами Кольского полуострова.
К моменту приезда новичка  она состояла из трёх дивизионов,укомплектованных в        1944г.американскими и английскимикатерами типа  Элько,Хиггинс и Воспер общим числом около 30 единиц.Полученные по лэнд-лизу,они уже успели отвоевать к маю 1945г.          около полутора лет,показав  высокие боевые и мореходные качества.  Собою они заменили устаревшие советские катера Д-3 и Г-5,не   приспособленные к Северу.
За всю войну бригада потопила  корабли и  суда врага общим водоизмещением
380 тыс.тонн,сбила и повредила    немало немецких самолетов в моменты их атаки на катера .      
Проводила также успешные десантные  операции в поддержку сухопутных войск фронта.  Потери бригады были относительно незначительны и составили несколько катеров.
В городке базы ютилось около полутора десятков домиков,из них несколько  финских и землянок,в которых проживали семьи офицеров.
Для всех остальных моряков домом служили плавбазы,  к  борту которых были пришвартованы их катера. Общим домом для всех катерников стал Клуб моряков, возвышавшийся в центре базы на скале.
За короткое время Антон познакомился с офицерами и    матросами дивизиона,с его техникой и организацией службы.Большинство личного состава проживало на трофейной
плавбазе  «Пинега».         
До получения  звания лейтенанта корабельной службы   после окончания училища, Антон два военных года служил матросом на Тихоокеанском флоте.      Это позволило ему
быстро  влиться в коллектив дивизиона.Полностью отдаваясь службе,            он вскоре почувствовал    ,что моряки приняли его как своего.
Многие офицеры и старшины-сверхсрочники дивизиона      прошли войну и приобрели  неоценимый боевой опыт.Среди них    командир дивизиона,командиры отрядов,минёры,механики и др.
Это был дружный коллектив соратников по оружию,преданный своему  делу.
Во время стоянки катеров кают-компания плавбазы  становилась центром жизни дивизиона.Здесь происходила тактическая учёба командиров,разборы боевых учений,вечерний отдых свободных  от вахты офицеров и т.п.И, конечно,традиционные обеды       с ритуалом
встречи командира дивизиона.Неизменные морские подначки и юмор многих остряков украшали и смягчали суровую действительность жизни на бригаде.
Антону многие пришлись по душе,особенно близкие по возрасту .В их компании,   весёлой и  жизнерадостной,эрудированной и добросердечной,он многое почерпнул.С матросами дивизиона Антон также нашёл общий язык.Ещё недавно он сам побывал в их шкуре и знал,почём фунт лиха.Он был удивлён тем,как они владели американской техникой,будь то мотористы,
локаторщики или радисты.Они выполняли такие работы на своих катерах,которые возможны лишь на приспособленных стендах.
Через некоторое время Антона,как молодого офицера,избрали комсоргом  дивизиона.
С тех пор он не пропускал ни одного выхода в море на учения в составе звена,отряда или дивизиона.На выбранном катере он выполнял роль обеспечивающего при командире.Ему предоставилась возможность войти в курс задач,проблем  и жизни       дивизиона. Он быстро освоился с районом плавания бригады, глубже узнал историю бригады и её творцов.От осознания,что он причастен к такому коллективу,его душа наполнялась гордостью.
На бригаде постоянно проводились учения катеров с  торпедными атаками и стрельбами по морским целям.Это были воистину волнующие зрелища,достойные быть заснятыми на плёнку в назидание поколениям моряков.Особенно захватывающими были пуски учебных торпед с катеров,внезапно выскакивающих на полной скорости из поставленных дымзавес.Торпеды оставляли яркий белый след на поверхности моря,а поразив цель,пройдя под килём корабля,уходили далеко в море.Наконец,потеряв ход,они всплывали,занимали вертикальное положение,так,что боевая головка торпеды торчала из воды.Затем катер-торпедолов подымал их и возвращал на базу для дальнейшего использования.
По вокресеньям личный состав частей уходил в увольнение на берег базы.Сама база не была связана сухопутной дорогой с остальным миром,а поэтому клуб моряков был единственным местом встреч и развлечений.В выходные дни офицерский клуб заполнялся ветеранами войны,на груди многих из них,почти по пояс,красовались ордена и медали.
               
В клубе Антон познакомился  с офицерами остальных дивизионов,а также штаба и политотдела.Однажды, на вечере,посвящённом музыкальной культуре,Антон поделился с одним офицером о   своём восхишении итальянской музыкой.И забыл об этом.               
Этот лейтенант,работник политотдела бригады,стал после  этого вовлекать его в беседы на разные темы.Эрудированность офицера   привлекала Антона  и он охотно делился  с ним своими взглядами на искусство,политику.                Антону всё больше нравился дружный и боевой коллектив бригады и он чувствовал себя,в своей тарелке.
Основательно освоившись с жизнью на бригаде,Антон стал замечать,что строевые офицеры зачастую иронизировали  над офицерами –политработниками.К некоторым из них они относились настороженно.Поначалу он не придал этому значения.
Ко Дню флота за успехи в боевой подготовке и организации досуга моряков командующий флотом вице-адмирал Платонов   наряду с другими  моряками  наградил чету Григорьевых похвальными грамотами.
 Конечно,основное время моряков занимала боевая учёба,выходы в море,а также различные работы на берегу.Спортивные состязания обогащали жизнь  и  отвлекали ,особенно молодых моряков, от трудностей службы на  оторванной от материка бригаде.
Торпедные катера выходят в море ненадолго,как правило, на     несколько часов.В условиях Севера это неплохое преимущество.В длительном плавании участвуют лишь крупные корабли.
Зато  количество выходов в море на учения у катерников неизмеримо большее.
В один из зимних дней  согласно приказу командующего флотом,впервые за историю бригады,отряд катеров совершил  многочасовый переход.Местом назначения стала самая северная база флота-Йоканьга.Моряков встретило морозное  15 градусное Баренцово море при волнении почти в три балла.Заливаемые штормовой волной, сразу же обмерзающей на куртках –
канадках,катерники преодолели путь туда и обратно за почти двое суток.Задачей этого экспериментального похода была проверка возможностей людей и техники в экстремальных условиях.Медики отметили лишь потерю веса моряков,которая составила не менее 7-9кг.Но не выдержала испытания одежда,даже американские канадки,стёганые изнутри мехом.Моряки,кроме машинистов,на палубных боевых постах промокли насквозь до  тельняшек.
Просохнуть удалось лишь на Йоканьгской плавбазе,к которой катерники пришвартовались на несколько часов перед отправкой в обратный путь.   
Служба на суровом Севере закаляет человека,при этом  преподносит многие
неожиданности.Такое случилось после окончания очередного ремонта катеров дивизиона на стенке вблизи Архангельска .
Три катера,на одном из них Антон,взятые на буксир,вышли в море ,направляясь в Губу Долгую.Внезапно пошла штормовая волна баллов 5-6.Сразу же буксирные тросы оборвались.Два
катера,имевшие на ходу лишь один двигатель,сумели его запустить и спрятаться в ближайшую бухточку.Третий катер с разобранным двигателем был едва спасён от выброса на береговые скалы.Его в последний момент подхватил буксир и пришёл в ту же бухту.Трое суток все суда при страшной качке отстаивались в ней,пережидая шторм.Ради истины надо признаться,что на катерах,болтающихся  на швартовах, как ванька-встанька,народ страдал влёжку.
Вскоре катера вернулись на свою базу.
Кончался август 1948г.После очередного отпуска,проведённого в Крыму у родителей,семья Григорьевых вернулась в Долгую.Антон с восторгом рассказывал отцу и брату о  славной бригаде.Они не скрывали своего удовольствия сложившейся судьбой Антона и Ольги.
Всё складывалось как нельзя лучше.Ольга,как и Антон,привыкли к жизни на бригаде,им нравилось всё:сослуживцы,соседи по дому,довольно высокое финансовое содержание и продовольственное обеспечение.К тому же они на второй год службы получили новое жильё-комнату в 2,5 раза большую в двухэтажном бревенчатом доме над берегом залива.Ольга превратила её в игрушку,приложив всю свою фантазию.Соседям очень понравилось убранство комнаты новой хозяйки и они  прославили её на бригаде. 
Не обошлось и без серьёзного происшествия.Через 2-3 месяца,когда наладилась благоустроенная жизнь,под утро случился пожар в общем  коридоре второго этажа дома.Антон чудом во время проснулся и со сна бросился в огонь.Уже горели  пакля и занавески на полке коридора-кухни,запылавшие от пролитого на пол керосина.Бросив схваченное с кровати одеяло на пол,приказал Ольге бежать на первый этаж.Сам он топтал ногами одеяло,накрывшее место возгорания керосина.Прибежавшие  соседи  с ведрами воды сумели загасить паклю меж брёвен стенки и остальное.Антон слегка обгорел,особенно  ноги,руки и даже брови.Малейшее промедление на возникшем внезапно пожаре и деревяный дом сгорел бы дотла вместе со спящими людьми.
Приказом по бригаде Антон получил десятидневный отпуск и премию.Виновник пожара капитан-лейтенант получил серьёзное взыскание от комбрига и указ выплатить компенсацию семье Григорьевых за понесённые убытки.
И Ольга  взамен сгоревшего старого одеяла из её приданого получила прекрасное с шёлковым верхом ,привезённым виновником из Мурманского магазина.
Несмотря на перенесённый шок и трудности суровой природы,Ольге и в голову не приходило променять Губу Долгую на Ленинград.Она устроила свою новую жизнь на севере и была счастлива.      
И всё же дымовая завеса пожара стала горьким предзнаменованием в в их дальнейшей судьбе.
В одно из воскресений Антон встретил в офицерском клубе упоминавшегося лейтенанта.Они разговорились.Обсудили текущие события.В стране в эти годы продолжалась кампания борьбы с космополитизмом.Военных она вроде бы и не коснулась ,но Антон не обошёл этот вопрос.Поговорили и о политике военного времени страны.
Вскоре наступил август 1949г. и он снова с семьёй уехал в очередной отпуск через Ленинград в Крым.Радостная встреча с родными и отдых на море придали новые силы растущему офицеру.
Как всегда,отпуск быстро закончился и огорчённые родные опять проводили сына на службу Родине. После возвращения Антона в свою часть командование  подвело итоги прошедшего года.Началась
подготовка к встрече Нового,1950г. Ольга готовила к ёлке украшения,а также праздничный стол и подарки.С соседями по дому обсуждался вопрос о праздничных блюдах и пр.
Но за несколько дней до окончания  года Антона срочно вызвали в штаб бригады и сообщили,что из Москвы пришел приказ Главкома  ВМФ СССР о его демобилизации.Поражённый офицер едва пришёл в себя.
На вопрос- почему?- ему ответили:причина Вам известна.
И тут словно молния обожгла его сознание,пелена спала с его глаз.Он понял всё.Он вспомнил о своих высказываниях об итальянской музыке,о несогласии с мерами выселения крымских татар в конце войны,о предательстве украинских националистов,верно служивших фюреру.
Он больше не задал ни одного вопроса.
Ему предложили готовиться к отъезду.Дома Антона встретил встревоженный взгляд жены-она шестым чувством ощутила беду.Он ей всё рассказал.Ольга остолбенела и горько заплакала.В один миг разрушился её мир,который она построила своими руками.Она любила свой новый дом,она сдружилась с хорошими людьми бригады,она полностью отдавалась семье и общественным делам.Она полюбила Север.Придя в себя,она стала успокаивать Антона,ни разу не упрекнув его за случившееся.Но он не чувствовал себя  виноватым.Лишь не учёл время,в котором жила его страна.Он был слишком молод и доверчив.
На следующий день ему вручили пакет со всеми его документами.В них значилось:уволить в запас по статье  такой-то.Никаких компрометирующих данных.Было выплачено финансовое содержание за декабрь 1949г. И ничего больше.Только на проездные билеты для семьи.
Как потом выяснилось,не будь командир на его стороне,то проездного билета домой Антону бы не потребовалось.
Капитану 1 ранга  и человеку с большой буквы удалось,несмотря на сопротивление начальника спецотдела,вернуть Антону незапятнанные документы  для предъявления в военкомат по месту  жительства.
Иначе,Ольге пришлось бы  вернуться к матери    одной.31 декабря 1949г.молодые вернулись в Ленинград  и успели  встретить Новый,1950г.на старой квартире.


 


Рецензии