Моя Випассана. День за днем

Предисловие.

Впервые слово  ВИПАССАНА  я увидела в книге Элизабет Гилберт « Есть. Молиться. Любить». Живя в индийском ашраме, Лиз решила, что ей нужно попробовать « что-нибудь новенькое». И пробовать она собиралась именно випассану, именуя эту технику очень жесткой, трудной и ортодоксальной.  Я еще тогда внутренне подивилась: зачем себя истязать?!
Второй раз это слово прозвучало из уст моего Учителя как настоятельная и необходимая  рекомендация для меня. Зайдя на сайт Випассаны, я была шокирована, ознакомившись с правилами и условиями применения данной медитативной практики. Мне показалось, что самое трудное- это вставать в четыре часа утра. Боже, боже! Если бы я знала, как я ошибалась! Ранний подъем оказалось выполнять достаточно легко…

Несколько слов о Випассане вообще. Что это такое? Это древняя техника медитации, направленная на избавление человека от страданий. Это не религия, не секта. В лекциях и беседах ни разу не упоминается о боге. Никто не призывает молиться, не требует слепой веры и подчинения. Техника основана на глубокой концентрации на ощущениях физического тела. Ощущения постоянно меняются: больно, приятно, жарко, холодно, давит, режет, касается, поглаживает. И так далее. Цель техники состоит в том, чтобы научиться наблюдать все ощущения со спокойным умом как бы со стороны, не реагируя на них и не привязываясь к ним. Научиться не испытывать отвращения к тем ощущениям, которые нам не приятны. Научиться не привязываться к тем ощущениям, которые нам нравятся. И осознать, что любое ощущение- это аничча ( непостоянное, мимолетное, изменчивое).
На курс я ехала в общем-то хорошо понимая, что меня ждет. Я прочла книгу Уильяма Харта « Искусство жизни» ( Медитация Випассана, как ее преподает С.Н. Гоенка), подробно исследовала сайт, почитала отзывы о практике тех, кто уже проходил этот курс. Мне казалось, что ничто не должно вызывать каких-то сложностей.

Соблюдать ШИЛУ ( нравственное поведение) мне не сложно. Соблюдать в течение 10 дней Благородное молчание тоже вполне достижимо. Я не видела никаких причин, по которым бы этот курс мне не подходил.

Ко всему прочему, было достаточно много указаний , чтобы ехать на курс именно в конце марта! С 30марта становился ретроградным Меркурий. В своем попятном движении он способствует погружению во внутренний мир, к проработке собственных комплексов, к углублению в себя. Транзитный Уран( управляет 3 домом, стоит в 9 доме вместе с Раху) накануне практики встал в точное соединение на натальный Марс( 5 дом). Грех не использовать такую мощную энергию!
 И еще. Во время затмения, предшествующего моему рождению, в Водолее, в третьем (!!!!!!!)  натальном доме выстроился стелиум планет( практически весь септенер!). Затмение мощно включало ключевые точки натальной карты и Лунные узлы! Нынешнее положение планет создавало весьма интересную конфигурацию. Все говорило о том, что пришло время получить совершенно новый опыт!
Но и это не все! С 20 апреля, со дня рождения,  у меня включается не только новый соляр, но и новый фирдар на предстоящие 8 лет! Все эти новшества я должна встретить обновленная, с новыми энергиями! Я поеду на этот курс!

День приезда.

К месту проведения семинара мы добрались к трем часам дня. Регистрация, обед. Попросили выключить  и сдать на хранение мобильные телефоны. Все десять дней по Кодексу дисциплины соблюдается обет молчания. Мы должны быть полностью сосредоточены на себе, на своих ощущениях.
Идем поселяться в свои комнаты. Номер комнаты и номер кровати указывается в специальном  квиточке. В нашей комнате пять кроватей. Одна оказалась незанятой. До начала вечерней лекции мы успели застелить постели и переодеться для медитации. В девятнадцать часов общее собрание. Еще раз озвучивается кодекс дисциплины, распорядок дня. Организаторы курса отвечают на возникающие вопросы. В двадцать часов общая медитация и наступает Благородное молчание.
Мы с соседками по комнате даже не успели познакомиться….
А мое место в медитационном зале окзалось под номером: 39. Опять 3 и 9!

День первый.

Ночь спала плохо. Просыпалась и выходила в коридор, чтобы посмотреть время. Боялась проспать. Напрасно боялась. Гонг, возвещающий о подъеме, слышен всем. Попросила сына перед отъездом купить часы. Он купил … будильник. Этот агрегат так тикал, что пользоваться им было невозможно. Пришлось часы выключить. Если кто-то будет брать часы на курс, имейте в виду, что они не должны издавать звуков, не должны нарушать Благородную тишину.
В четыре часа утра на улице по-зимнему холодно. Прохладно и в медитационном зале. Укрываемся пледами, палантинами.
Первые три дня учимся наблюдать дыхание. Как проходит воздух при вдохе, как выходит при выдохе. Ничего не делаем. Просто наблюдаем ощущения от прохождения воздуха. В течение трех дней таких упражнений ум успокаивается, подолгу концентрируется на ощущениях.
В первый день ум еще очень хаотичен. Концентрироваться сложно. Постоянно ловлю себя на том, что отвлекаюсь, улетаю мыслями. Возвращаюсь к дыханию. И так в течение всех одиннадцати часов медитации.
Каждый вечер после общей медитации мы слушали полуторачасовую лекцию по технике. Лекции отвечают на многие вопросы, возникающие в течение дня. Почти каждый день я планировала подойти с вопросами к помощнику Учителя. После лекции такая потребность отпадала.
В двадцать один час возвращаемся в комнату. Быстро и молча раздеваемся и ныряем в постели. Лежу с открытыми глазами и мечтаю , …как сажусь в автобус и еду домой…

День второй.

Считается, что это один из самых сложных дней на курсе. Второй и шестой. У многих появляется мысль, все это бросить и сбежать. Я не была исключением. Хотя я точно знала, что не уеду до конца, что пройду весь курс полностью, но мысли такие в голове бродили. Вдруг начинаешь понимать, что очень болит голова. Тело не может найти приемлемую позу. Все неудобно, все отвлекает.
Совсем почему-то не хотелось есть. Хотя еда была вкусной. Простой, но вкусной. Здоровая вегетарианская пиша. Я все это люблю: морковку, капусту, тушеные овощи. Мне было все вкусно. Я не очень люблю супы, но на третий или четвертый день вдруг поняла, что хочу супа. И в последующие дни постоянно ела первые блюда.
С тоской думаешь о том, что еще целых восемь дней! Хочется все бросить и уехать. Мне, человеку крайне деятельному и активному, безмерно сложно НЕ ДЕЙСТВОВАТЬ.  Просто наблюдать, находясь в состоянии физического покоя.
Между медитирующими не очень много места. Ты постоянно находишься среди людей, уединиться невозможно. Хочется вытянуть ноги- некуда. Но мне и тут повезло! Соседка слева изначально попросила разрешения медитировать на стуле. Поэтому места было побольше. Я могла вытянуть давно травмированную ногу.  Как-то немножко в бок. Соседка впереди меня раздражала неимоверно: все время возилась, двигалась , шевелилась. Пыталась сдвинуть меня подальше…
Вообще первые дни меня все раздражало. Моя Скорпионья Луна в 12 доме требовала уединения. А его не могло быть. Негатив потихоньку накапливался. Самое счастливое время- это время отхода ко сну. Можно накрыться с головой одеялом и создать иллюзию одиночества…
Ум уже почти успокоился. По крайней мере, я довольно долго могла оставаться сосредоточенной на наблюдении ощущений от дыхания. Участок, где мы наблюдали ощущения, понемногу сужался. Кроме ощущения касания воздуха, тепла, некоторого давления, появились ощущения легкой вибрации.
Во второй день у меня произошел курьезный бытовой случай. В корпусе было несколько душевых кабин. Чтобы принять душ, надо либо занимать очередь, либо подгадать время. Заняла очередь перед отбоем, зашла в душ. Понимаю, что забыла мыло. Комната моя напротив. За мной никого не было. Я оставила вещи в душе и быстренько пошла за мылом. Отсутствовала максимум секунд 20-30. Подхожу, в душе льется вода, а мои вещи брошены в раковину в коридоре. Вы даже не можете представить мою ярость! Сидела минут двадцать. Наконец из душа вышла девушка. Она, оказывается, не только помылась, но еще и вещи там стирала! Хорошо, что действовал обет молчания!
Все последующие дни я старалась принимать душ между полдником и вечерней медитацией…

День третий.

 Однообразие и бездействие начинают угнетать. Зима все не заканчивается. На улице холодно, промозгло, уныло. Я взяла себе за правило после обеда гулять по улице в любую погоду. Места для прогулок мало. Территория огорожена. Хорошо, что можно еще ходить по насту. Он достаточно крепок и выдерживает человеческий вес.
В свободное от медитаций время пытаюсь задаваться вопросами: зачем я сюда приехала? Понимаю, что пока не продвинулась ни на сантиметр к своей цели.
Изучать технику ради техники мне не интересно. Как истинный Телец я жажду прикладного применения любых знаний. Все это, конечно, интересно, но КАК это может мне быть полезно? Ответов пока нет.
Что я хотела получить с помощью этой техники? Я хотела понять истинную природу безусловной любви, сочувствия, сопереживания. Именно безусловного проявления этих качеств. Хорошо сопереживать и проявлять сочувствие к слабому и угнетаемому. А как проявлять сочувствие к тому, кто обижает и угнетает, ибо « не ведает , что творит»?
Перед отъездом поделилась этими своими мыслями с приятельницей. Она посмотрела на меня недоуменно и с подозрением( а не свихнулась ли я?). Как это проявлять сочувствие к тому, кто не прав?! Еще чего! Каждый должен получить соответствующее наказание за свои проступки и неправильные действия! Я  пыталась порассуждать, что именно по этому принципу и строим мы все свою жизнь. И ничего хорошего от этого не получаем. Неужели смысл жизни в том, чтобы круто отомстить своему обидчику? Или чтобы доказать, что ты был прав, а  он не прав? Нет, не может быть в этом смысла.
 Смысл в любви, в сочувствии, в сопереживании. В истинном и безусловном. Теоретически я это давно знаю. Хотелось бы это теперь понять именно на глубоком, глубинном уровне. За этим собственно я и приехала…

День четвертый.

Это очень важный день. С этого дня мы начинаем непосредственно практиковать випассану. Все, что было до этого, это подготовка ума к овладению техникой. Этот день так и называется- День Випассаны.  Первый день апреля выдался по-весеннему солнечным, радостным и теплым. Разноголосо всполошились птицы. По дорожкам побежали ручейки от подтаявшего снега. Сразу стало как-то веселее.
Во второй половине дня в течение двух часов дают непосредственно технику. Во мне все встрепенулось, ринулось навстречу. Мы учимся наблюдать ощущения во всем теле. Не только в маленьком треугольнике между ноздрями и верхней губой. А во всем теле. Как это необычно: чувствовать каждый сантиметр своего тела. Не видеть, не представлять, а именно чувствовать: большой палец на руке, ладонь, ступню, плечо. Начиная сверху вниз, мы исследуем тело по маленькому кусочку. В какой-то момент я понимаю, что тела нет как такового, что я ощущаю вибрации. Легкие, приятные. Тело растворяется. Ты начинаешь понимать, что ты- НЕ ТЕЛО. Что ты одно сплошное сознание и существуешь независимо от того, есть тело или нет.
Сразу же скажу для тех, кто еще только планирует обучаться випассане. Ощущения у всех разные. И вибрации каждый ощущает по-разному. Не нужно в процессе практики чего-то ожидать, каких-то конкретных ощущений. Из общения со старыми студентами, я знаю, что кто-то чувствует вибрации во всем теле и растворение границ на пятый день, кто-то на восьмой, кто-то на десятый. А кто-то только после многодневной практики дома. Не надо настраиваться на что-то и ждать этого. Ибо не избежите разочарования. Просто наблюдайте, здесь и сейчас.
После обучения непосредственно випассане пошли на полдник. Я только поднесла ко рту банан, как почувствовала, что у меня начинается форменная истерика с глубокими рыданиями. Соседки по столу испуганно отводили глаза, стараясь не реагировать. Я рыдала, закрыв лицо руками. Тело сотрясалось от всхлипываний. А я сама пребывала в глубоком удивлении… Ибо не могла понять, ЧТО происходит? Не было ни малейшего объективного повода для столь бурного проявления эмоций. Повода вроде не было, а эмоции были. Я прорыдалась, погуляла полчасика по привычному маршруту и пошла на вечернюю медитацию. Ловила кайф от вибраций, наслаждалась бесконечностью своего сознания…

День пятый.

С этого дня большинство студентов начинают работать очень серьезно. Стало меньше хождений, вставаний, шуршаний, шевелений.Все сосредоточены, сидят как Будды..
 Да, два слова про шуршание. Когда зачисляют на курс, организаторы присылают подробную инструкцию, что нужно с собой брать. Так вот, там написано, что не рекомендуется брать шуршащую одежду. Вы даже представить себе не можете, сколько человек этот пункт не читают! Слева от меня, справа от меня, сзади сидели девушки в шуршащих нарядах! Каждое их шевеление раздавалось в тишине зала как милицейский свисток в полночной темноте.  Поэтому, имейте в виду, такую одежду не нужно брать с собой! Одно из правил гласит: не создавай проблем окружающим. Такое простое и легко выполнимое правило! При желании, конечно…
Итак, пятый день. Он начался для меня с приятного сюрприза. Моя соседка спереди, которая мелкими шажками пыталась завоевать мою территорию( или это мне только казалось?...) пересела на другое место! Теперь я могла вытянуть при необходимости ноги.
Дальше приятности закончились… Я сантиметр за сантиметром исследовала тело в надежде вновь испытать вчерашние волшебные ощущения. Ничего не было. Просто слабые вибрации. И все. Никакого сплошного потока, никакого растворения границ тела.
Дикое разочарование! Раздражение. Как?! Куда все делось, почему нет того, что было вчера?
Весь день я пребывала в смятении: со мной что-то не так, у меня регресс… Решила, что после вечерней медитации подойду к помощнику Учителя. Как всегда, я поспешила с решением. В вечерней лекции я получила ответы на все свои вопросы. Интервью с Учителем не понадобилось.
Собственно, в чем суть и смысл техники вапассана? В течение часа ты неподвижно сидишь с закрытыми глазами, полностью сосредоточившись на внутренних ощущениях, на ощущениях своего физического тела. Нет никакой мистики, магии. Все доступно и понятно. В течение часа не меняется положение тела, не меняется положение рук и ног. Со стороны кажется, что человек бездействует. Но это обманчивое внешнее впечатление. Внутри идет грандиозная работа. И направлена эта работа на гармонизацию и избавление от страданий. Техника учит наблюдать за физическими страданиями, не страдая. Как бы со стороны.
По прошествии определенного времени при нахождении в неподвижном состоянии тело начинает реагировать физической болью. Важно не испытывать к боли отвращения, не терпеть ее, стиснув зубы, а отстраненно наблюдать. Я это делала примерно так: « Ага, ой какая боль! Резкая, глубокая, грубая. Посмотрю, как долго это продлится». Я начинаю исследовать участок с болью сантиметр за сантиметром. Здесь очень больно, а здесь сносно, а здесь всего лишь отголоски. И потихоньку перехожу на другие участки: а здесь совсем не больно. Когда вновь возвращаешься к участку, где была боль, понимаешь, что ее уже нет, ушла.  Этому и учит випассана- не страдать, а наблюдать боль. Все изменчиво- аничча, все проходящее. Любые ощущения не вечны, все, что имеет начало, имеет конец. Так есть ли смысл страдать, если ты знаешь, что это все проходит?

Сейчас скажу почти крамольную вещь. По крайней мере, я сама ее долго постигала и принимала. Страдания мы испытываем не только от отвращения к тому, чего не хотим. Но и от того, чего страстно желаем. Как это возможно, спросите вы? А вспомните, что вы испытываете, когда чего-то очень хотели и не получили? Ооооо, ааааааааааа! Почему не дали, я так несчастен, это конец жизни!!!!!!!
Випассана учит не привязываться к приятным ощущениям и не испытывать негатива к неприятным. Так мы избегаем страданий. Ум находится постоянно в уравновешенном и гармоничном состоянии.
 
А я так привязалась к волшебным ощущениям четвертого дня! Не ощутив их в пятый день, я впала в глубокие страдания: дайте, дайте, я хочу, как вчера! А вчера уже нет. Есть только сегодня. И ощущения такие, какие есть. И мы не можем с ними ничего сделать, только как принять такими, какие они есть…

По сути, практикуя випассану, мы учимся принимать любые события в своей жизни без какой-либо оценки. А значит, и без страданий. Мы не можем изменить течение жизни, мы не можем оградить себя от неприятных событий и людей, а генерировать только приятности. У нас масса планов. Что-то осуществляется, что-то –нет. Не все зависит от нас. Но наши реакции зависят только от нас. Бьемся мы головой в стенку, проваливаемся в депрессию или анализируем ситуацию со спокойным умом, это уже от нас зависит. Даже если все идет «не так», правильное и эффективное решение проще и легче найти со спокойным и гармоничным умом, чем с возбужденным, одолеваемым страстями, согласитесь!

Может создаться впечатление, что при этом человек становится как бы равнодушным, роботом. Это не так. Объясню на маленьком примере.
Допустим, идет человек и видит, как здоровый бугай обижает слабого и незащищенного . Что он делает? Он кидается на помощь, полный презрения и негодования к обидчику и сочувствия и сострадания к тому, кого обижали.
А что будет делать человек, практикующий випассану? Пройдет мимо? Скажет: у него такая Карма, он отрабатывает свои грехи в прошлом, поэтому я пойду мимо? Нет, ничего подобного! Он вступится за слабого с тем же чувством сопереживания. Только и к обидчику он будет испытывать то же чувство сопереживания, ибо тот  « не ведает, что творит». Вот и все отличие. Он вступится, не испытывая злости, ярости, ненависти. Он остановит акт насилия, пребывая в спокойном уме, испытывая одинаковое чувство сострадания как к обидчику, так и к его жертве…

 Продолжение следует....


Рецензии
Вау! Это что-то новое или - давно забытое старое? Хотя - совсем не забытое. Я в 80-х годах серьёзно начала заниматься Йогой и, в принципе, всё похожее впиталось в нас просто по воздуху. Плюс - открылись новые возможности.
Страданий я давно лишилась. Отсранённым наблюдателем - в лёгкую. Долго так и жила. Что холод, что тепло, что горе, что радость... Я всё равно - не Здесь.
Но будучи в Звенигороде (я писала рассказку) поймала невидимый поток невероятной Силы, Чистоты. Но не отрешённости, а Радости Присоединения! Лучше этого, на мой взгляд, не может быть уже ничего...
Отсюда - мои последние три опуса. Как передать людям - не знаю. А передавать то, от чего сама потрясена считаю себя просто обязанной...
Всё в мире меняется. И эта Радость - уже следующая ступень! Я уверенна в этом. Она даёт истинную Силу. У индусов и тибетцев я занималась. На медитации действительно встают в половине четвёртого. Но если приходится потом ехать куда-то в траспорте, то они уже засыпают непробудным сном в любое время суток...
Спасибо за впечатления!
С улыбкой,

Жанна Марова   28.06.2011 15:57     Заявить о нарушении
Жанна, рада встрече! При этой практике никуда ехать не нужно. Ибо 10 дней только и делаешь, что медитируешь!
А дома, в обычной жизни, конечно я совсем по-другому организую ее.
Но скажу честно, если медитируешь в четыре утра, это сооовсем не то, что в семь!
А техника не просто старая, а древняя!

Галина Радциг   28.06.2011 19:12   Заявить о нарушении
Галина! Я каждый день просыпаюсь в четвёртом часу и медитирую (делать ничего другого всё равно не будешь так рано...) до половины седьмого. Встаю вместе с нормальными людьми. И ничего с собой поделать не могу. Столько энергии идёт в это время. И лёжа - лучше воспринимается!
Я всегда - за работу над собой! И неважно, какой это ещё класс. Здесь не по нарастающей. Возможны очень резкие скачки.
С теплом,

Жанна Марова   28.06.2011 19:20   Заявить о нарушении
Завидую, завидую, завидую.... Я- Сова. Очень хочу научиться вставть рано и с удовольствием!

Галина Радциг   28.06.2011 21:05   Заявить о нарушении
Галина! Хоть застрели - не верю в Сов. Я всегда говорила бывшему мужу, что Сова это больной Жаворонок. Не пить во второй половине дня чай и кофе, не есть на ужин возбуждающих специй, раньше вставать и через неделю станешь Жаворонком. Получалось у него кусковато как-то... Но он и родился на закате. А я - на самом рассвете. А ты когда родилась?

Жанна Марова   28.06.2011 21:33   Заявить о нарушении
Жанна, я этот... дохлый Жаворонок! И родилась в десять вечера! Не, ну если поднапрячься, то могу вставать рано! Когда работала каждый день "от и до", вставала и в 6, и раньше... Но мне не доставляет это удовольствия! Я просыпаюсь, когда проснусь. Долго еще валяюсь, думаю, планирую.

Галина Радциг   28.06.2011 21:48   Заявить о нарушении
Всё-таки, рождённым вечером не убежать от своего биоритма. У меня сын родился ровно в полночь. Его хлебом не корми - дай полуночный образ жизни...

Жанна Марова   28.06.2011 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.