Гагарин - антропологическая катастрофа

    Юрий Пивоваров в известной дискуссии с Кургиняном назвал советского человека антропологической катастрофой.Сегодня его почти и не видно на ТВ, а было время, когда он не вылазил из ящика. Фраза эта была сказана совсем не в пылу полемики. Чувствуется, что сия чудная дефиниция пришла ему в голову совсем не спонтанно. Господин Пивоваров большой ученый. Да не какой-нибудь. Он академик. Дальше в смысле учености, вроде бы, и некуда. Я  уверен, что это смелое определение - плод его, надо думать, не простых раздумий
об историческом развитии нашего любезного отечества.

   Поскольку он ученый, то и выражаться он привык по-научному, то есть словами не всегда понятными нам, простым людям, не ученым. Могу предположить, что историк-академик и в языкознании, как один известный политический деятель,  тоже знает толк. А еще я подозреваю, он использовал этот научный термин с подсознательной целью внушить нам,не учёным,  что с наукой спорить нехорошо и бесперспективно. Словом «антропологическая катастрофа». И все. И точка. И спорить не надо.

    Хорошо, я не буду спорить. Но у меня возникает недоуменный вопрос. Вот Гагарин был абсолютно советским человеком. Да еще и партийным. Он весь был сотворен своим временем и господствующим в то время строем. Гагарин, наша гордость и наша слава, вышел из самых недр народных. Он  стал тем, кем стал, благодаря жертвенным усилиям всего советского народа, включая и тех, кто стояли тогда у власти. Он весь – творение воли, характера, таланта и гения наших недавних предков. Советский людей. Вдумаемся только в это: это благодаря им, разоренная самой страшной за всю нашу историю войной страна вышла победительницей в сражении за космос.

     В сражении с сытым, самоуверенным, зажравшемся недавним союзником. "Союзником", который стягивал к нашим пределам всю свою ядерную мощь с уже существующими, тщательно разработанным в их штабах планами уничтожения нашего мира. В этом сражении за космос цена победы была безмерной. В этой гонке первый брал все. Второй – ничего. Второй становился не более чем занятным фактом и статистической единицей из всех тех, кто поднимался ввысь вслед за Гагариным.

   Заокеанский упитанный соперник в полном осознании цены вопроса,  напряг все силы, чтобы выиграть. И проиграл!!! И проиграл именно советскому человеку, сколько бы по этому поводу не словоблудили нынешние либералисты. И это факт, от которого ну никак уже не уйти, как бы кто-то ни зажмуривал на него свои глаза. Соперник проиграл без всякой надежды на реванш. Гагарин стал навечно за всю прошедшую и будущую историю Земли первым, кто увидел нашу человеческую колыбель со стороны. 

   А еще советский человек Гагарин стал символом не так уж давнего времени. Как сын Земли, а еще более в образе советского человека, он был принят всем человечеством. И принимали его именно в этом качестве и в королевских апартаментах, и в президентских дворцах. И в хижинах тоже.    
 
    В мире тысячи языков. Но именно русский язык, тот самый, воспетый Иваном Тургеневым, услышала вся бесконечная вселенная за все время своего существования в памятный день 12 апреля. Любой народ и народец на всей Земле, был бы безмерно счастлив, если бы вселенная услышала только ему понятные слова его родной речи. Но она услышала русское слово. Слово советского человека Гагарина.
    
   А теперь академик Пивоваров называет его антропологической катастрофой! Да если бы он был у нас один такой академик. Таких вот «академиков» у нас сегодня полный ящик. В какую кнопку не ткни. Только они и правят сегодня балом. И учат нас жизни. Расплодив целую свору олигархов, разъясняют нам, что в нашей истории было плохо и хорошо.

   А чему же удивляться. Именно такая установка идет нам с самого верха. Оттуда подаются сигналы и руководство к действию «академикам» всех мастей. Доказательства? Да, пожалуйста! На юбилей Ельцина, в город, в котором  начинался номенклатурный взлет партийного босса в кремлевские сферы, ездил президент со всею своею свитой на открытие чудовищного по масштабу музея, каких история ещё не знала. Он называется Ельцин - центр.  Он произнес речь. возле стелы с профилем Ельцина, построенный, к слову, на деньги одного из олигархов. Ключевая мысль его речи: мы все должны выразить благодарность Ельцину. Разве это не установка?  Благодарность за что, спрашиваю я.

   Сам Ельцин однажды нам это и объяснил в своем интервью Сванидзе, внимавшему ему с почтительным вниманием.  Вальяжно так, развалясь в кресле, он со знакомым каждому советскому человеку чувством глубокого удовлетворения заявил, что главный его жизненный подвиг состоял в том, что он сломал хребет коммунизму. То есть сломал хребет советскому человеку. Ломал его в промежутках между своими запойными «трудами над документами». И кто мне после этого докажет, что это не слова бывшего президента о благодарности  воодушевили академика на поиск такого оригинального определения советского человека.

    А теперь главный вопрос, на который я никак не могу найти ответа. Что мы празднуем 12 апреля? По логике академика Пивоварова и поддерживающей его верховной власти мы празднуем антропологическую катастрофу. Да, ни больше и не меньше. Катастрофу!  А как же еще иначе. Поскольку Гагарин был советским человеком чистой пробы. Катастрофу мы празднуем! Вы понимаете!

    Я в полном недоумении. По случаю полета Гагарина в космос на каждом юбилее говорят много хороших слов. Собрания и банкеты. Раздают памятные медали. А иещё и салют в вечернем небе. Но, памятуя о том, кем был Гагарин, во что он верил, какие слова совершенно искренне он говорил, как я сегодня должен воспринимать эти торжества. Оплевав, как только можно и нельзя вождей того времени, обозвав их самыми нехорошими словами, обозвав и всех прочих  тупыми совками, сами пьют, закусывают и превозносят лицемерно и ханжески совка Гагарина.  У меня такое странное ощущения, что либералисты и «академики» уворовали чужую славу, присвоили, или, выражаясь современным языком, приватизировали то, что ни по каким моральным нормам им принадлежать не может.    
                *****

   В Москве и сегодня стоит  памятник из нердавеющей стали Гагарину на Ленинском проспекте. А у меня  прочно остался в памяти один день, который забыть невозможно. Четырнадцатое апреля. Утром этого дня вдоль всего этого проспекта по направлению к Красной площади с обеих сторон толпились люди в ожидании длинного кортежа правительственных машин. Подростком я тоже стоял среди этих людей.

  В первой машине с открытым верхом стоял парень, в честь которого только что прозвучали звездные часы истории, навеки обессмертившие его имя. Тысячи и тысячи людей пришли сюда и выстроились длинной лентой на много километров, чтобы хоть на несколько секунд глазами прикоснуться к нему. Сознавал ли сам этот парень все величие исторического подвига, который он совершил.  Нет, не так. Подвига, совершенного всеми нами.

 И все, решительно все, кто пришел сюда были преисполнены одним распирающим грудь гордым чувством: Мы первые. МЫ. И мы всегда будем первыми. В ушах звучало: «Ведь мы такими родились на свете, что не сдаемся нигде и никогда». Прорыв во вселенную теперь  у людей всех последующих поколений во всем мире будет навечно связан с именем твоей Родины. Твоей! Холодный вечный космос безмерная вселенная услышала впервые русскую речь и нашу песню: «Родина слышит, Родина знает, как нелегко ее сын побеждает». Кто ж из них тогда мог знать, что не пройдет и 30 лет – рухнет мечта, и Родина повалится в бездонную яму. Треснет и будет разваливаться страна.  И черта разлома, совершенно зримая и жестокая, пройдет вот здесь прямо у подножья памятника нашей славы и национальной гордости.
                *****

   
    В перестроечные годы я часто ходил на всевозможные митинги. Слушал и стал может быть и впервые задавать себе вопрос: Родина - а это что? Чуть ли не на каждом «демократическом» митинге я слышал тогда про то, что Родина – это не более чем «прибежище негодяев». Причем последнее. А еще я услышал от одного из знаменосцев демократии, некой дамы с крепко прокуренным голосом и жены академика – диссидента, что пусть уж страна развалится на сорок, а то и больше непонятно каких независимых образований, только были бы соблюдены идеалы свободы. Какой свободы? Видимо, другими словами, невозможно демократичная дама была за то, чтобы порвались человеческие, родственные связи, и мы наконец-таки освободились друг от друга. На счастье и несчастье кому? И на радость кому?

   На этот счет у дамы, госпожи Боннер, с довольно сложной национальной составляющей ответа не было. И еще вопрос, как бы размежевались эти сорок новообразований. По какому признаку в стране, просуществовавшей сотни лет. По языку, по крови, по вере, по убеждению? У этой дамы все нормально с головой? Она хоть понимает, к каким чудовищным последствиям  может привести развод, к каким страданиям и пролитой крови? И вот эту суку, только в силу того факта, что она была женой, не первой, академика, нам сували в светочи демократии, к которому мы,  подслеповатые мотыльки, должны были тянуться! Невероятно! Непостижимо!   

   В этом упоительном стремлении к свободе речь шла даже не о земельном размежевании. Нет, речь шла о вещах совсем невесомых, потому и неподъемных.  Как делить Гагарина. Да и не только его. Всю нашу историю. Кому будет принадлежать одна из величайших побед России, отмеченная памятником, возвышающимся за баррикадой.

 И разве только это? Список наших побед длинен. Они будут чьими, все эти исторические и духовные столпы, на которых держится любой народ.  Те, что справа, вряд ли откажутся от такого наследства. Но при этом произведут генеральную уборку наших кладовых. Будут, несомненно,  выдирать все самое яркое и ценное из исторического контекста. Стряхивать со всего выдранного, как ненужную пыль, всю историческую ауру, породившую эти ценности. Они забудут, что Гагарин имел партбилет и свято верил в идеалы коммунизма.

    Мне тогда история Отечества представилась в виде огромного сундука, таящего все наше наследство. И даже не одного, а двух сундуков, стоящих рядом. При этом в одном обширном сундуке каждый для себя будет хранить только, как ему кажется на сегодняшний день, самые модное, «истинное» и подходящее на сегодняшний день. А все то,  что в этом историческом наследии, переданным нам любезными предками, не подходит, к чему в брезгливом чистоплюйстве и прикасаться даже постыдно и противно, сложить в другой, отдельный сундук, запихать подальше за ненадобностью.  Но, а ну как времена поменяются, а вместе с ними и мода на так называемые вечные ценности. И что делать? Кряхтя, открывать другой ненавистный сундук. И что же это за история такая, разложенная в два сундука, содержимое которых мы постоянно тусуем и перекладываем. 


    Возвращаясь к сундукам с нашим историческим наследием, я спрашиваю себя сегодня, в который из них академик Пивоваров предлагает нам поместить советского человека Гагарина – антропологическую катастрофу? Вопрос риторический. А что скажите вы? 


Рецензии
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.