Юрмала - муза поэта

Впервые Аврора и Юрмала встретились летом 1963 года. Молоденькую девушку из маленького городка Клинцы, что в Брянской области, наш приморский город покорил прозрачностью своих нежных красок, смолистым запахом сосен, шелковистым песком дюн и тихим шорохом пены, наползающей на влажный песок. Ничего крикливого, самодовольно-яркого – только легкие акценты, туманные полунамеки, контуры, чуть размытые теплым июльским дождем... Авроре казалось, что сам воздух пронизан мелодично звучащими строками лирических стихотворений.
И тут она встретила его. Латышского парня Мартиньша Ирбе. Поэтичность балтийской природы и поэзия любви сделали свое дело. Через год Аврора вернулась в Юрмалу – женой Мартиньша - уже навсегда.

Жизнь шла своим чередом – дети, работа на юрмальском комбинате бытового обслуживания, где выпускница Московского текстильного института вскоре заняла должность главного инженера. Казалось бы, откуда у человека с такой земной и будничной профессией такая страсть к высокой поэзии?

- Я всегда была очень эмоциональна, непосредственна и непредсказуема, - смеется Аврора Ирбе, - такой, кстати, осталась и по сей день. – Еще в студенческие годы играла в любительских спектаклях, пела в хоре, хорошо знала творчество классических и современных поэтов, увлекалась романсами...

Эти качества моего характера требовали выхода, а работа в сфере бытового обслуживания мало тому способствовала. Потому, наверно, я и начала писать стихи. Тем более, что Юрмала стала моей музой, благодаря ей, как будто прямо  из воздуха, возникали рифмы и зримые образы, под музыку волн и пение ветра в кронах сосен я слышала мелодию стиха.
Аврора очень хорошо помнит, как она впервые записала свое стихотворение. Есть такое пограничное состояние между сном и явью – оно знакомо людям многих творческих профессий. В полусне в подсознании начинают звучать фрагменты, а иногда и целые строфы. И если усилием воли не заставить себя сразу встать, взять бумагу и ручку и записать услышанное, утром ничего не вспомнится. Аврора поднялась среди ночи и пошла за блокнотом.


Метут, метут февральские метели,
Такое не увидишь ты в раю...
Ты грезишь, а не спишь в своей постели,
Над бездной, у Вселенной на краю...
Стихи звучат, как шёпот или шелест,
Свободные и чистые, как снег,
Ни страх тебя, ни трепет не объемлет,
Ни слава не прельщает, ни успех.


А потом стихи хлынули потоком: о красоте природы, о разделенной и неразделенной любви, о метаниях растревоженной души и... Да-да, о ней, о прекрасной нежной и сказочной Юрмале: «Земляника», «Юрмала зимой», «В концертном зале...», «Гроза над морем», «Художнику»... Эти лирические строки воспринимаются как настоящий поэтический гимн нашему городу.
Требовательная к себе до мелочей, она почти двадцать лет писала «в стол», никому не показывая своих попыток. Постепенно накапливалось мастерство, появлялась внутренняя свобода самовыражения, количество, как это водится, переходило в качество. И когда написанное достигло критической массы, пришла потребность общения с единомышленниками, захотелось разделить с кем-то радость творчества, услышать советы и дельные замечания. Так в начале 90-х Аврора Ирбе пришла в Общество Кришьяна Барона, где собирались многие известные в Латвии русские поэты. Достаточно назвать имена Татьяны Панасюк и Лидии Лисняк. А потом талантливого автора пригласили и в литературное объединение «Светоч».
За последние десять лет один за другим появились четыре сборника ее стихов: «В любви, как в бесконечности», «Зачтется мне любовь», «На пороге весны», «Серебряный ветер». Но это еще не все. Аврора Ирбе начала писать замечательные романсы, в которых является создателем не только текста, но и мелодии. Случается (часто это происходит в санаториях Юрмалы), что она сама выступает с исполнением этих очень красивых, полных романтики любви, композиций и записала уже шесть дисков.

Стихи Авроры Ирбе легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они нравятся слушателям и читателям, потому что просты и искренни, говорят о чувствах, понятных каждому человеку, доходят до каждого сердца, приподнимают над обыденностью современной жизни. Но ее стихи помогают и ей самой – ведь человек живет наполненной до краев жизнью, только когда реализует себя в творчестве. Потому, наверно, одно из ее программных стихотворений начинается так: «Мои стихи – моя стихия, без них не мыслю жизни я. В них солнце и дожди косые, любовь и сущность бытия...»
А ведь не случайно слова СТИХИ и СТИХИЯ имеют один общий корень!

Аврора Ирбе
Юрмала зимой

Зимою Юрмала печальна,
Безлюдны улицы и пляжи,
Но как люблю я изначально
Её холодные пейзажи.
Застывших волн немые звуки,
Озябших чаек длинный ряд,
Над горизонтом знак разлуки –
Пурпурно-розовый закат.

Я суеверней становлюсь с годами,
Всё чаще вижу чёрно-белый сон,
Что ты мечтаешь о прекрасной даме,
И вдруг уходишь к ней за горизонт.
За горизонт, где солнца шар багровый,
А я одна стою на берегу.
И Юрмала зимою всё суровей,
Но с нею я расстаться не могу.
А наяву – стоим вдвоём с тобою,
Глядим на багровеющий закат,
И небо голубое-голубое,
И ты ещё ни в чём не виноват.
 


 


Рецензии
Анжелочка, спасибо. Аврору Ирбе мне очень приятно вспоминать и просто помнить,как
хорошего,романтичного человека,иногда соприкасающегося своей жизнью и с нами.
Ты с нею общалась больше. Спасибо за память. У Бога все живы. Думаю,она сейчас на новом витке своего знания или подсознания... Счастливо её душе в Мире Лчшем. С лю.Лю.

Пётр Межиньш   31.10.2023 19:31     Заявить о нарушении
Очень тронута! Авроры мне не хватает. Часто, когда звонит телефон, мне кажется, что вот возьму трубку и услышу ее звонкий веселый голос.

Анжела Гаспарян   13.11.2023 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.