О том как джованни просил характеристику влксм

Мне предстояла творческая командировка в ГДР. Это было в 1976 году. При оформлении документов у меня попросили характеристику комсомола, так как я был членом этой организации. В то время я заканчивал работу в Творческой мастерской Академии Художеств. Комсомольской организации в Союзе Художников Грузии не было и будучи прикрепленным к комсомольской организации по месту жительства, а именно в Министерстве Юстиции, мне пришлось идти туда за характеристикой. Там мне сказали, что меня не знают и предложили пойти в Академию Художеств, которую я окончил три года тому назад и где меня еще помнили. Придя в академию, я застал там нового секретаря комсомольской организации, с которым не был знаком и который тоже отказал мне в характеристике и в свою очередь послал в районный комитет комсомола. Прихожу туда, захожу в кабинет секретаря, человека приблизительно моего возраста, одетого в белоснежную нейлоновую сорочку, новенький, идеально выглаженный костюм темно синего цвета и конечно при галстуке, на груди у него значок ВЛКСМ, а на стене портреты Ленина и Бориса Дзнеладзе, (основателя первой комсомольской организации в Грузии. У него было выбритое лицо, как будто бы только что вышел из парикмахерской, и весь он выглядел как будто бы только что вышел из химчистки. Я представил себе сразу, какой наверно был контраст с моей безалаберной внешностью и небритым лицом. Секретарь внимательно посмотрел на меня и после того, как я ему рассказал о ситуации с характеристикой, он любезно согласился мне ее дать, но поскольку не был со мной знаком, чтобы знать, что написать, попросил меня принести характеристики со всех мест, где я числился, состоял членом или работал, от дирекции, месткома, председателя и чем больше тем лучше , добавил он. Я тут же помчался собирать их. Не буду описывать, чего мне это стоило, но, в конце концов, мне удалось набрать характеристики из Союза Художников, Художественного фонда, Министерства Культуры и ГорОформления. Когда я принес все эти многострадальные характеристики в Райком комсомола, секретарь любезно встретил меня и стал внимательно читать их все подряд. Время от времени он их комментировал:
- Значит владеете итальянским, синьор художник, это хорошо, но зачем носите бороду, а, это у художников принято, работали в гороформлении, выставлялись, вон у вас сколько выставок. Член союза..... Очень хорошо.
 А затем посмотрев на меня серьезно говорит:
- А кто будет платить членские взносы?
- Учась в академии,  я аккуратно платил, а за последние годы могу заплатить все сразу, две копейки в месяц умножим на 36, ну сколько получится,-говорю я,- могу заплатить прямо сейчас.
- Какой умный наш художник, - последовал ответ - тогда вы были студентом, когда платили по 2 копейки,  а сейчас вы вон какие гонорары получаете, сколько выставок, а еще комбинат, оформления, лотерея, небось и из дому продаете и не платите налогов. Вот мы сейчас все вам подсчитаем.
  Он взял ручку, листок бумаги и начал писать какие-то цифры и проценты. Я смотрел и не понимал, откуда он их берет и зачем все это пишет. Он с таким упоением высчитывал и с таким вдохновением, что мало кто из моих коллег писал картины так вдохновенно. Я смотрел на него и думал, какой талант погибает в этом кабинете, это же прирожденный бухгалтер. Потом он посмотрел на меня хитро улыбаясь и сказал, чтобы я принес с бухгалтерий отчеты, ведомости о моих гонорарах и зарплатах, а что касается дома тайно проданных работах, то пусть это будет на моей совести. Я ушел, ничего не сказав, и уже награждал комсомол всевозможными эпитетами. В Германию я все же поехал, а в графе являюсь ли членом ВЛКСМ написал -"выбыл по возрасту".
                В качестве эпилога
  Пару лет назад мне надо было пойти в банк за деньгами, присланными из-за рубежа. Там была  неточность с кодом (я так и не понял какая), но меня послали к управляющему подписать какую-то бумагу, которую мне дал кассир. Захожу в кабинет управляющего банка и кого вижу?.. В кресле управляющего сидел бывший секретарь райкома Комсомола, слегка постаревший, но все такой же отутюженный , и выстиранный. Мы посмотрели друг на друга, он взял мою бумагу, внимательно прочитал и поставил свою подпись.
-Без проблем, синьор Джованни, пожалуйста,- сказал он, протягивая мне подписанную бумагу.
-Как, вы меня узнали? - спрашиваю я.
-Я давно с удовольствием смотрю ваши выступления по телевидению, особенно мне нравятся ваши передачи, где вы готовите итальянские блюда, очень забавно.
Я благодарю его, беру подписанную им бумагу и направляюсь к двери. Он вдруг окликает меня и спрашивает:
- Синьор Джованни, скажите пожалуйста, вам хорошо платят за ваши телепередачи?...


Рецензии