Цена слова

   Из цикла "Библейский сезам"

  Современный человек редко смотрит на небо и звезды, разве что в преддверии дождя или бури. "Сентиментальничать" или уноситься мыслями далеко ввысь ему сегодня недосуг:заедает суета жизни.
  И здесь древние предки явно превосходили нас. Уж им-то часто приходилось смотреть на небо, поскольку у каждого природного явления был свой бог, и следовало горячо помолиться ему, чтобы он принес долгожданный дождь или тепло, унял бурю или ненастье, а солнце было милосердным и не губило посевы.
  Стоит ли порицать их за это, да еще задним числом, когда, спустя тысячелетия, появилось понятие о едином, невидимом Боге? Каждому времени, если хотите, своя религия, свой бог. Наши древние предки были в полном смысле детьми природы, и жили в соответствии с теми понятиями, которые были им близки и понятны в тот период.
  Принято, к примеру, с брезгливым осуждением писать о религии и традициях древних ханаанеан. И действительно, с нашими сегодняшними представлениями о мире  в целом, и  морали, в частности, даже дико представить, что можно молиться дереву или камню (хотя - все-таки можно), но особенно, что необходимо было принести в жертву младенца, чтобы умилостивить бога!
  Но разве эта немыслимая традиция, которую невозможно ни простить, ни тем более оправдать с нашей сегодняшней точки зрения, была характерна только для ханаанеан? Увы, подобное жертвоприношение, как и храмовые оргии, были характерны для многих древних народов. И это заставляет думать о том, что древние люди воспринимали окружающий мир совсем иначе, чем воспринимаем его сегодня мы, что и их взаимоотношения с ним, а также с жизнью и смертью были совершенно иными:и проще, и сложнее одновременно.
  Израильтяне, поселившиеся среди ханаанеан, довольно быстро переняли многие их традиции потому, что они отвечали и их мироощущению, их восприятию окружающего мира. В эпоху Судей приключилась одна, особенно печальная история. Галаадитянин Иеффай, поведший соплеменников на борьбу с Аммонитянами, дал обет Господу:"Если ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении  моем с миром рт Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение".
  И на встречу ему вышла его единственная дочь ( других детей у Иеффая не было)! От горя он разодрал свои одежды, но данное слово Богу выполнил, с отсрочкой в два месяца, которые дочь попросила у него, чтобы пойти с подругами в горы и оплакать свое девство.
  История эта напоминает историю Авраама с Исааком, но тогда Бог вмешался и не допустил гибели Исаака. Почему в данном случае Он позволил Иеффаю жертвоприношение единственной дочери? Ответ дать невозможно. Отношения с Богом - вещь настолько индивидуальная, что каждый только сам может решить, как ему поступать в критических ситациях.
  Но очевидно, что у Бога всегда были и будут любимчики, которые пользуются его особой милостью, как, к примеру, Ной. Он не только предупреждает его о предстоящем потопе и спасает, но даже прощает ему мелкие грешки, вроде опьянения "до потери пульса". А вот Хаму, который увидел родителя в непотребном виде, досталось проклятье из уст отца на все поколения:"И сказал:проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев  своих. Потом сказал:благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему".
  Проклятье свершилось не полностью:потомки Сима пришли в землю Ханаана, названную так по имени четвертого сына Хама, но полными хозяевами здесь так никогда и не стали. Наоборот, во многом именно они переняли у ханаанеан их традиции. И не только их, а и ремесла, в, частности, мастерство добывания  пурпура из маллюсков.
  От сидонцев (Сидон был первенцем Ханаана) израильтяне переняли и навыки мореплавания и кораблестроения, торговли и рыболовства. Многие вообще породнились друг с другом.
  Немало обидного можно сказать в порыве обиды. И все-таки проклинать свое чадо, даже если он совершил не очень этичный поступок, как Хам, который посмеялся над наготой своего отца,- неверно. А тем более посылать проклятье и на его потомков. В лбом поколении есть люди плохие и хорошие. За что же вешать вину на всех без разбора?
  Над этим вопросом библейские персонажи раздумывали не однажды. И как его не объясняй, трудно примириться с тем, что за наши поступки будут отвечать наши внуки или правнуки.
  Что ж, есть только один выход:совершать в жизни как можно меньше плохого.


Рецензии