Баку и молокане 12. Шемахинка и другие факты

            ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ФАКТЫ:

            Прошло более года после публикации 4-ой главы очерков, в которой «всплыла»  ранее нигде не упоминаемая молоканская слободка на Шемахинке, районе,  прилегающем к Шемахинской улице.

            За это время в Интернете появился еще ряд старых молоканских журналов, подтверждающих проживание бакинских молокан на Шемахинке – факт, многим (да что греха таить, и мне самому)  до этого неизвестный.

            18 июня 1910 года бакинский юноша  П.Е. Ермаков пишет в журнал «Молоканинъ» письмо [1], в котором в частности сообщается:

            «Прошлый год, так называемая шемахинская молодежь, которая с Шемахинки ходила в это детское собрание, находящееся на Станиславской улице, в доме Лукьянова, решила учредить свое шемахинское собрание. Я и еще один брат пошли лично к И.Ф. Колесникову с просьбой разрешить нам устраивать собрания в будни и в воскресные дни после обеда. Он с великим удовольствием согласился…»

            В том же журнале объявлено, что подписка  на журнал принимается в Баку Филиппом Ивановичем Кутуковым по адресу: ул. Апшеронская. Улица Апшеронская  параллельна Шемахинской и Кубинской улицам и расположена  между  3-й и 7-й Параллельными улицами, т.е. в самом центре Шемахинки.

            Ф.И. Кутуков был одним из старцев молоканского собрания в доме И.Ф. Колесникова.

            В письме Ермакова есть такие подтверждающие это строки[1]:

            «…мы, конечно, в свою очередь тоже искренно поблагодарили за сочувствие к нам, в надежде, что между нами будет находиться старец, который будет наставлять нас на путь истины и обучать слову Божьему…. Только Фил. Иван. Кутуков и Пав. Абр. Меркулов охотно посещали наши собрания…»

            Таким образом, проживание молокан на Шемахинке и наличие  там молоканского молитвенного дома (И.Ф. Колесникова) подтверждаются все новыми и новыми свидетельствами.


            КОНСТАТИРУЮЩИЕ ФАКТЫ:


            В кассовом отчете по оказанию помощи беженцам [2] впервые встретил упоминание  общины Дальней слободки, под которой, скорее всего, подразумевается будущая Молоканка (Верхняя слободка).

            Там же упоминается община Г.В. Хворостова, , община Колесниковых, собрание общины «Общих»,  детское собрание общины «Общих», а также автор исторических записок Н.П. Демрюков…



            ОБСУЖДАЕМЫЕ ФАКТЫ:


            Несколько лет назад на форуме сайта «Бакинские страницы» [3] прозвучала версия, что в  доме на углу ул. С.Рустама и С. Рагимова [4] когда-то находился молоканский молитвенный дом:

            «Этот молоканский молитвенный дом был построен молоканином Скобелевым после 1913 года, в надежде объединить всех молокан. Расположен он рядом с вокзалом, угол Басина. В нем разместилась радиотрансляционная контора. Напротив, была трамвайная остановка. Здание с лестницей».

            Убедительных фактов подтверждающих это заявление на сегодняшний день пока не встречено. Но нет и явно опровергающих.  Ведь нельзя же расплывчатую датировку строительства здания «после 1913 года»  опровергнуть фактом обсуждения в 1914 году проблем со строительством молитвенного дома. В то же время в приведенной  ниже переписке нет и даты закладки здания, которую еще предстоит выяснить.

            Реформа 1905 года предоставила определенные послабления для молокан, вознамерившихся построить новый молитвенный дом для всех бакинских молокан и объединить под его крышей все молоканские общины города . Однако вопрос финансирования строительства и  в 1915 году не был решен.

            Подтверждением этому является  переписка между молоканскими старцами и Ф.И. Колесниковым [2].

            Из нее следует, что  город выделил Бакинской общине  землю под строительство общественного дома. При Совете Общины была создана  и Строительная комиссия  и осуществлена закладка дома.

            Однако, И.Ф. Колесников, будучи членом  Совета Общины  и Строительной комиссии,  настаивал на том, что второй молитвенный дом обществу не нужен. Его молитвенный дом, построенный 25 лет назад, достаточно большой, а при необходимости его можно и расширить. По мнению И.Ф. Колесникова собранные деньги необходимо употребить на строительство на том же выделенном участке  школы или приюта для престарелых и сирот.

            В переписке было высказано несогласие  И.Ф. Колесникова с Уставом Общины, по которому внесший на строительство молитвенного дома более 1000 рублей становился почетным членом церковного Совета с правом голоса на его заседаниях. Также, по его мнению, не было в уставе прописано, по каким обрядам в новом молитвенном доме будет совершать общее богослужение. Поэтому  И.Ф. Колесников опасался, что строительство нового общего молитвенного дома приведет к еще большему разделению общин.

            Соглашаясь с мнением И.Ф. Колесникова о необходимости строительства школы или приюта, Бакинская община просила определенно подтвердить его готовность выделить пожертвование в размере пятидесяти тысяч рублей. На это второе дело у Общины кроме собственного участка земли имелось  твердое обещание «добрых людей пожертвовать и на это дело в общем более тридцати тысяч рублей».  Община же со своей стороны «примет все меры, чтобы пойти навстречу Вашим желаниям».

            За всей этой витиеватой перепиской  прослеживается одно: собранных Обществом денег на строительство молитвенного дома явно не хватает, а обещанные пожертвования И.Ф. Колесников не торопится осуществлять.

            Однозначно из этой переписки следует одно: на дату письма И.Ф. Колесникова  (26 апреля 1914 года) и выпуска журнала (февраль 1915 года) здания объединенного молитвенного молоканского собрания  еще нет, осуществлена только его закладка.

            Также из этой переписки выясняется, что в ходе проведения в 1908 году работ по реконструкции Кубинской площади и прилегающих к ней улиц здание молитвенного дома  Колесникова не пострадало и продолжало функционировать.  И.Ф. Колесников  все-таки сумел добиться отмены всех полицейских и судебных запретов по использованию своего дома на Шемахинке  для проведения молоканских собраний.


Переименования  упомянутых улиц:

ул. Магазинная – им. С. Осипяна – им.  С.Рустама
ул. Нижняя Приютская – им. Камо – им. С.Рагимова
ул. Апшеронская – им.  А.Абдуллаева
ул. Шемахинская – Бедноты  - им. Д. Джабарлы
ул. Кубинская – им. Ф.Губанова – им. З.Ахмедбекова
ул. Станиславская  - Народов Востока  - пр. Ленина  - пр. Азадлыг


Предыдущая глава:  Баку и молокане 11. Молоканское пение (http://www.proza.ru/2011/02/28/2050)


Источники:

[1]Журнал «Молоканинъ», №3 (июнь 1910 г.) ( http://www.molokans.ru/Journal/Molokan_3_10.pdf )

[2] Журнал «Духовный христианин №2 (февраль 1915г.), (http://www.molokans.ru/Journal/DX_2_1915.pdf)

[3]
[4]  http://www.baku.ru/photos/15/23/23/152323m.jpg

© Copyright: Генадий Леонов, 2011
Свидетельство о публикации №21104161714


Рецензии
Уважаемый Генадий!
Поздравляю Вас с Рождеством Христовым!
Хорошего проведения праздника!
С уважением,
Валентина

Левва   05.01.2014 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо,Валентина!
Мои взаимные поздравления!

Генадий Леонов   05.01.2014 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.