Школа

Мы с  Нюркой  сидим на высоком  школьном крыльце и играем. Нюрка- это тряпичная кукла, которую сшила мама. Лицо у неё нарисовано синими чернилами, волосы из пакли. Это  единственная и любимая кукла. Крыльцо за день нагрелось от солнца, здесь тепло и уютно. Школа закрыта на большой замок. Моя первая учительница-  Антонина Ивановна жила в школе, со своей сестрой, но  однажды они исчезли  и ни кто не знает куда. Люди говорят, что за ними приехала машина и увезла. Вспоминаю  как она учила меня  с четырёх лет читать и писать, а в пять , я бегло читала всё, что попадалось на глаза. Хорошо писала, считала, знала таблицу умножения.                Однажды  учительница  позвала меня. Ласково взяла за руку и привела в школу. Там в глубине  класса стоял таинственный  чёрный шкаф, который был всегда заперт.  Она открыла  дверцу -  и я увидела, целый шкаф книг ! Они стояли на полках в тесных рядах. Антонина Ивановна сказала :– « Теперь пришло твоё  время , начать читать книги. Но ты должна  понять, что их надо беречь, не пачкать и не рвать. Ты должна знать, какая это ценность  для нашей школы,  будем  читать по порядку. Начнём с тех книг, которые для твоего возраста. Когда прочитаешь выдам другую !». Она достала с верхней полки тоненькую книжечку - на обложке  которой была нарисована девочка в лесу. Я прочитала -« Маша и медведь».  Бережно взяв книжечку, прижав её к груди, забыв поблагодарить , помчалась со всех ног домой..                Застелила стол газетой, положила книжку – открыла первую страницу, начала читать «Жила была-…»  Время остановилось, я жила вместе с Машей!                Хлопнула дверь.. . Если это братья, то надо спасаться, иначе от книжки ничего не останется..                Только на другой день, смогла дочитать сказку до конца и разглядеть картинки. Они были чёрно-белые, только ягоды землянички красные..                Получив следующую книжку, прибежала домой , и застала там своих братьев. Спрятав  книжку за спину  сказала :–«  Если будете хорошо себя вести - почитаю сказку. Будем – только почитай! » С тех пор у меня появились самые преданные слушатели. Они сидели и не дышали, пока им читала, когда шла за очередной книгой  с нетерпением ждали новых сказок. Время шло…                Однажды  Антонина Ивановна пришла к нам и о чём - то долго беседовала с родителями. Вечером папа спросил :-«  Ты хотела бы пойти в школу ? – конечно, а разве можно!? Вот учительница хлопочет за тебя – говорит, что пора, первого сентября пойдёшь. Урраа!! ».Брат Колька  сказал – вот  даёт, век бы в эту школу не ходил, а она на год раньше.                В первом классе было не интересно ; всё, что проходили первоклашки уже знала. Ведь тогда, до нового года, учили писать прописи. Писали палочки, кружочки, крючки – всякие закорючки , а после зимних каникул  начинали писать буквы, больше  слушала уроки по второму . В нашей сельской школе было всего четыре класса , в пятый ходили за семь километров осенью и весной, а зимой надо было жить в интернате. В нашей школе парты стояли в четыре ряда, и каждый класс сидел на  своём ряду и один учитель, который учил нас всех сразу.                Так незаметно прошла зима. Весной получила первый свой табель , где были выставлены все оценки, одни пятёрки и внизу надпись : « Переведена - во второй класс! » В школу мне теперь не хочется, нет моей любимой учительницы. Даже простится с ней не могла , я очень скучаю по ней!  Каждый день прихожу на школьное крыльцо, а вдруг, случится чудо и она приедет. Подойдёт, ласково погладит по голове, и мы снова будем читать книжки.                Играю я со своей куклой Нюркой и вижу – к крыльцу подходит совсем молодая девушка с чемоданом. Поставила его на землю и говорит :-« Здравствуй девочка, ты не знаешь, где мне взять ключ от школы ? -А вы кто!?  Я -Учительница ,-теперь буду здесь жить и учить детей. Ты ходишь в школу ?  -Да, во второй класс пойду. А ключи у тёти Веры вон она в том доме живёт ».  Девушка присела на скамейку, и я ей сказала :-« Хотите вам песенку спою ? » – мне очень хотелось ей понравиться. -  Спой! -.И я запела :- «Лида гнида, вошь блоха, задавила петуха. Пошла на улицу – задавила курицу,  полезла на печку – задавила овечку ». Вижу., у неё лицо вытянулось и сделалось злым, я испугалась и убежала. Откуда могла знать, что её Лидия Ивановна зовут. Вот так произошло  знакомство с моей второй учительницей.
Наступило первое сентября! Пришли мы все четыре класса в школу, человек примерно сорок. Расселись по своим местам. Из своей комнаты вышел учитель. Мы все дружно встали и поздоровались. Она подошла к столу, сказала :– « Здравствуйте дети, меня зовут Лидия Ивановна , я ваша новая учительница. Сейчас буду по журналу называть фамилии, вы должны – чью назову, поднять руку ». Когда дошла очередь до меня, она сказала : – « а, это ты ! » Затем нас пересадили по новым местам. Мне досталась  «камчатка» последняя парта, не смотря на то , что ростом была меньше многих других ребят.
Школьное утро начиналось с проверки рук. Мы выстраивались цепочкой , подходили к дежурному и показывали руки, если у кого ногти или грязь под ногтями , в школу не допускали, отправляли домой. Все бежали к нам , наш дом рядом, отмывали руки, стригли ногти. Родители на улицу умывальник повесили и ножницы .Затем все садились по своим местам. Начинался урок. Раз в месяц приезжал фельдшер - мы его звали «медик»- привозил ручную машинку , которая очень больно щипалась и стриг всех на голо,боялись брюшного тифа. Давал всем таблетки « пурген»- от глистов.  Мы были такие смешные. Сидим четыре ряда детей, бритые наголо, уши торчат в разные стороны как лопушки, хорошо хоть форма одежды была свободная, иначе картина была бы совсем печальная. Иногда делали прививки, однажды сделали прививку от оспы, это на левом предплечье, специальным пёрышком прочертили по две царапинки  вверху и внизу . Образовались корочки, я их расковыряла, рука вся распухла, воспалилась, доктор сказал- наверное врачом будешь, уж больно любопытная.
Очень часто такое бывало., учитель задавала нам задание, а сама уходила к подруге чай пить. Приходила часа через два- три. Мы конечное ,творили кто во что горазд. Старшие ребята начинали командовать младшими , строили из себя учителей. Вызывали девочек бороться с мальчишками. Дошла очередь до меня. Мне достался тощий третьеклассник Валька Мишин, я ему сделала подсечку и он рухнул как подкошенный, только сапоги загремели .Я росла в семье, где в основном одни мальчишки и конечное они научили меня драться. Как постоять за себя, некоторым   мальчишечьим  приёмам.
Валька расплакался, что его девчонка поборола. Я потом подошла к нему, объяснила, что этим приёмом можно свалить и более старшего мальчика. « Ты научи меня »- спросил Валька утирая слёзы. Я согласилась.Учиться - выстроилась очередь. Мой старший брат Колька руководил. Вдруг кто- то крикнул – учитель идёт, мы тут же все по местам  сидим - пишем – как самые примерные и послушные дети. Получили домашнее задание и с воплями понеслись по домам.
Дома пока нет старших братьев, можно потихоньку  взять велосипед и покататься . Сначала  Колька катается несколько кругов , доходит очередь до меня.   Засунув правую ногу под раму, лечу как ветер, вдруг рывок – еле удерживаю велосипед – треск – меня ,что- то сильно дёргает справа, а это моё платье попало в цепь и намоталось на неё, большой кусок подола оторвался. Кататься охота тут же отпадает, знаю, что мне влетит за платье, оно было совсем новое, а может мама и не заметит. Так я испортила почти все платья, мама на меня рукой махнула – наказывай не наказывай – всё равно бесполезно и сшила шорты из домотканого полотна , на одной лямке. С этими шортами не расставалась до снега , они были очень прочные, не рвались.
 В то время вошли в моду тоненькие как ниточка брови, а у нас в семье все чернобровые, брови густые. Вот моя старшая сестра Галька брови выбрила, папиной опасной бритвой, которую он с войны привёз и берёг как зеницу ока. Выбрила неровно, кустами, а вместо них синими чернилами ., нарисовала новые – модные. Ходит с такими бровями – красуется. Вечером, увидела, что мама идёт с работы, спряталась под кровать. Мы тоже сидим притихшие на лавке. « Мама спрашивает, что натворили !? Где Галька!? Она под кроватью. Галя, ты что там сидишь - выходи . Не выйду., почему, что натворила! ? » Мама вылавливает её и вытаскивает на свет божий и сначала не поймёт, что в Гальке не так. Подвела ее к окну и увидела новые брови , повела к умывальнику, и мочалкой стала отмывать. Мама ругается, Галька ревёт, мы молчим, иначе попадём, под горячую руку и нам влетит. Пришёл папа сбрил ей брови как надо. Так Галька и ходила, пока не отросли новые.                Наступила зима! Скоро новый год! Вся школа на уроках труда готовится.  Делаем игрушки. Красим листы бумаги, всеми красками какие есть. Затем режем их на узкие полоски и делаем цепи, они длинные, надо, что бы вся ёлка была ими обёрнута. Делаем и раскрашиваем корзиночки. Красим серебрянкой грецкие орехи. Настоящих игрушек очень мало, а ёлка должна быть  нарядной. Ёлку привозят огромную, до потолка, она вся в снегу , её оставляют оттаивать. Мы второклашки девочки снежинки. Мама мне сшила платье из марли. Накрахмалила его и получилось роскошное платье. Обшили его снежинками из ваты. На голову корона, её сделала из картона сестра Галя. Тапочки брат Коля выкрасил серебрянкой. Я прямо принцесса! На ёлку пригласили баяниста. Дед мороз был наш сосед дед Матвей. Снегурочка Лидия Ивановна. Веселились, танцевали, пели песни - про новый год, читали стихи. Наконец- то настал долгожданный момент - вручать подарки. Мы получили по огромному , бумажному кульку; чего  там только не было. ! Мандарины – такая редкость для нас тогда- конфеты; печенье; вафли; орехи. Съев по конфетке, остальное несём маме , вечером будем пить чай всей семьёй. Прощай замечательный праздник Новый год!  Здравствуйте  каникулы!...


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.