Академики

На фото логотип Академии Наук СССР


                АКАДЕМИКИ


Жизнь штука сложная и как карта ляжет никому неведомо знать. Кому  повезет, кому не очень, а некоторые считают себя неудачниками. Я к их числу не отношусь, кое-что перепало без всяких моих заслуг, так сложилось, кто-то водил меня по  этим дорожкам.

В частности, мне довелось соприкоснуться в той или иной степени с 5-ю академиками, действительными членами Академии наук СССР, объединявший ведущих ученых страны. Люди известные всей стране и за рубежом, краса и гордость державы, научная и человеческая элита.

С академиком  Николаем  Никитичем Исаниным (1904-1990), конструктором надводных и подводных кораблей многих типов, дважды Героем Социалистического труда, я познакомился ещё до школы. Папа брал меня с собой на демонстрации 1 мая и 7 ноября, каждый раз Николай Никитич говорил:

- Как ты вырос! Будешь нам  скоро помогать.

Потом я учился с его сыном в Кораблестроительном институте, иногда бывал у них дома, всегда встречали хорошо, подкармливали студентов, привечали.

Много лет мы снимали дачу в Комарово, примерно час езды от Ленинграда, Карельский перешеек, сосновый бор, Финский залив, дюны, фешенебельное место, воздух пропитан чем-то особым, не надышаться. Поначалу меня на лето вывозили родители, позже мы с женой уже сами не могли оторваться от любимых мест, дочка тоже не могла себе представить лето без Комарово. Там полно знаменитостей, писателей, композиторов, артистов, частью Комарово является Академгородок.

Мы были знакомы с семьей академика Бориса Борисовича Пиотровского (1908-1990), многолетнего директора Эрмитажа, мировой сокровищнице, археолога, востоковеда, мировая знаменитость. Душа человек, красавец, веселый, добрый, при встречах он всегда подавал руку для приветствия, очень любил детей,  внуков, баловал неимоверно.

Его соседом был академик Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999), автор фундаментальных трудов, посвященных русской (главным образом древне русской) литературы, «совесть нации» как о нём говорили. Он был более спокоен и сдержан, но всегда ровен, интеллигентен и уважителен, несмотря на заметную разницу в социальном положение.

Несколько лет мне посчастливилось работать под началом академика Горынина Игоря Васильевича, (1926 г.р.) Президента и научного руководителя Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов «Прометей», признанного лидера мирового материаловедческого сообщества.
Некоторую пикантность в наших отношениях является факт, что в смутные перестроечные годы, когда выбирали народные комитеты управления организациями и предприятиями, дирекция и общественные организации обратились ко мне с просьбой не выдвигать себя кандитатом  на выборах директора. Так сложилось, что мой рейтинг на тот момент превышал фактическое содержание, но я знал свое место под солнцем.

Заочно наши пути пересеклись с академиком Алферовым Жоресом Ивановичом (1930 г.р.). Российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 г., он кроме всего прочего председатель жилищного кооператива Академгородка. Несколько лет его подпись красовалась на финансовых документах кооператива рядом с подписью моей жены, бухгалтера-аудитора.

Уровень, значимость перечисленных личностей так высок, что некоторое число генералов, адмиралов, членов-корреспондентов, политиков с которыми мне пришлось общаться, не вошли в рассказ по рангу.


        Александр Рапопорт


Рецензии
До Горынина директором п/я 626а был Капырин, а до него - Завьялов.
Горынин у нас сосед по даче, а Капырин жил выше нас на один этаж по одной лестнице. И это все не случайное совпадение. Потому что квартиры в одном доме давали для сотрудников НИИ, и для них же выделяли дачные участки. А отец в этом НИИ еще на территории Лавры, проработал с 1949 по 1964 годы.

Владимир Байков   03.11.2014 10:56     Заявить о нарушении
Очень интересно! Простите: мы знакомы? И еще вопрос, дом где жил уважаемый Игорь Васильевич я знаю, а где дачи нет. С благодарностью, Александр

Александр Рапопорт   03.11.2014 11:11   Заявить о нарушении
По направлению Сосново с Финляндского вокзала есть платформа 67 км. Вот там дачи многих сотрудников НИИ-48. Я, кстати, об этом месте и его истории рассказал на сайте. Там давали в пятидесятых годах тридцать участков для НИИ. Места были в то время дикие:
http://67km.ru/foto-video/raritetnoe-video-67km-63-goda.php
ТАм есть фото и видео.

Владимир Байков   03.11.2014 11:42   Заявить о нарушении