***

Русское устье.
На Севере страны, в междуречье рек Яны и Колымы, в тундре, среди двух горных хребтов, протекает великолепная река Индигирка, воспетая в легендах местных жителей как река, ведущая к морю, к морским богам, запретная для людей – как царство бога КИ-ТА.
Среди болот,  тундровых кочек, заросших мхами, лишайниками и редкими кустар-никами, проходит линия НЮЧА, за которой начинается мир иной. Южнее этой границы, живут и кочуют оленеводы и охотники – эвены и эвенки. Это красивые люди небольшого роста с азиатскими чертами лица, выносливые и отважные.
На север, за границу НЮЧА, шаманы и поверья запрещают местным жителям хо-дить и охотиться. Тот, кто не послушался шаманов, неизбежно погибает через несколько лет. Никто из местных жителей не видел земли «НЮЧА», но легенды об этой богатой земле передаются из поколения в поколение по всей Якутии. Известно также, что Богом этого края является Кит – зубастый и большой, справедливый и дающий тепло.
Я, на севере известный среди местного населения как Высокий Гость, а, в сущно-сти, геолог, начальник партии, человек высокого роста и глубокого уважения к местному населению, был своим среди жителей тундры.
Проводя геологические маршруты вдоль побережья моря Лаптевых, направился к устью реки Идигирка. В один прекрасный летний день, взмокший от брезентовой штор-мовки, резиновых сапог, накомарника и, висевшего тяжелым грузом, тридцатикилограм-мового рюкзака, я вышел на край плато и увидел это… Земля Санникова! – первое, что пришло мне в голову. Неизведанная земля. Откуда это чудо? Устье большой реки с хоро-шо сформированной дельтой, что нехарактерно для северных рек, имело четкие округлые границы. Здесь росли громадные деревья – тополя – (на всем побережье от полуострова Таймыр, я тополей не видел), обвитые лианами и плющами, высокая трава и папоротники,  и великолепные кустарники охты (это черная смородина), но величина плодов превышала виноградные гроздья. Удивительная растительность среди безжизненной тундры навевала мысли о внеземном, высшем происхождении этого земного Рая.
Через двое суток, спустившись с плато, преодолев ряд речек и ручьев, я вышел к берегу океана. Передо мной предстали добротные жилые строения, рубленные из лист-венницы, часовня, площадки для выращивания каких-то растений, коровы в загоне, сви-ньи и множество собак, похожих друг на друга.
О собаках скажу отдельно. Это были карело-финские лайки – рыжие, с хитрыми глазами, закрученными в крендель хвостами, небольшого роста. Что характерно, я не ус-лышал лая. Собаки виляли хвостами и, подбегая, терлись о ноги. Один громадный, лохматый пес (позже, я узнал, что его зовут Миша) сидел на возвышенности и созерцал, что творится вокруг. Оказывается, он руководил ситуацией и, если бы он подал сигнал, мне бы не поздоровилось.
Навстречу мне вышли люди. Я был как во сне. Мне предстояло увидеть мираж… Мужчины, женщины и дети в древнерусских одеждах с хлебом и солью встречали меня.
Прошло уже около 40 лет, но я вижу это как тогда… Мужчины высокого роста, около двух метров, широкоплечие, с русыми волосами, перетянутыми тесьмой, все со светлыми глазами (голубыми и серыми).
Молодые люди с пробивающимися усами, но с крепкими руками. А за их спинами стояли настоящие богатыри с окладистыми бородками, в рубахах навыпуск, под которыми виднелись мощные торсы. Глаза и выражения лиц этих воинов (богатырей) были лишены ненависти, жестокости и недоброжелательности. Напротив, они источали доброту.
Женщины и дети тоже были одеты в холщевые наряды, улыбались и с интересом смотрели на меня. Я был обескуражен…. Как выяснилось позднее, я не был, конечно, пер-вым человеком в этом поселении. Но все произошло как в первый раз…
В 19 веке русские казаки поселились в устье  реки Индигирки (я не историк, не знаю, почему и зачем). Занимались рыболовством, земледелием, торговали с американца-ми (есть концессии, где еще сохранился хлеб производства США 1930 года, а также ору-жие Cardit exspress magnum Winchester 1913 года, что удивительно). Близкие по крови лю-ди сохранили и преумножили свою популяцию, не вымерли, и были обозначены в Якутии как народность под названием рускоустинцы. Территория, на которой они поселились, по геологическим данным, являлась радиоактивным месторождением с активностью, в сотни раз превышающей естественный фон. Именно этому излучению обязана активная форма жизни растений и микроклимат региона. Кстати, замечу, что лоси, которых я видел в лесах, превышали обычных своих сородичей не меньше, чем в два раза. На людей, поселившихся в этом районе, вторичное радиоактивное излучение также оказало благоприятное воздействие. До сих пор я вспоминаю эти встречи с радостью и гордостью, но грущу о другом…. О последнем юкагире (тоже народность), умершем на моих руках в поселке Юкагир в 1,5 тысячах километрах от этого места на побережье моря Лаптевых.

Последний из Юкагиров
В нижнем течении реки под названием Яна, что впадает в море Лаптевых, находится населенный пункт под названием Юкагир. Совсем «рядом», километрах в восьмистах – поселок Туммат. Вот и все населенные пункты на побережье моря Лаптевых от устья реки Лена до устья реки Колымы. Если взглянуть на глобус, то видно, что расстояние это, даже на картонном шарике, очень велико. А вот населенные пункты – очень малы, но, за отсутствием других, указаны на картах.
В поселке Юкагир проживало две сотни людей местной национальности, а в Тум-мате – человек пятьсот, где имелся и свой сельсовет. Поселок Юкагир был назван в про-шлые времена проходимцами (или проходчиками) по сим неизведанным землям по на-именованию редкой народности в этих северных краях.
Юкагиры – поморы и охотники на морского зверя, рыбаки, снабжавшие фактории американских предпринимателей пушниной и вяленой рыбкой, так ценимой в кабаках Аляски. В обмен получали патроны, мелкашки образца прошлого века, соль да одежду – добротную, с капюшонами, и сапоги на жесткой подошве. Одежду и обувь никто не оде-вал, а вешал в юрте так, для красоты. Своя амуниция более приспособлена для жизни и комфортного существования.
Так вот, в этом поселке под названием Юкагир остался один-единственный пред-ставитель этой народности. Все остальные  были эвенами, эвенками, якутами и прочими, а вот последний из юкагиров, по причине преклонного возраста, не смог уже продолжить род и оставил стойбище без наследника. А был он Героем Советского Союза и носил этот знаменательный знак на самом видном месте своей оленьей кухлянки.
Перед самой войной, от имени всей Якутии, был отправлен на ВСНХ (далее ВДНХ, ныне ВВЦ) как знатный оленевод и охотник.
Война застала Иннокентия Стручкова в городе Москва. Плохо владея русским язы-ком, обратился к организаторам выставки, на что был удостоен грамотой и наилучшими  пожеланиями. Определил для себя направление и маршрут отхода и двинулся вместе с поездами эвакуированных на Восток. Бумаги, выданные в Москве, пригодились. Никто не понимал, что они значат, и отпускали терпилу по одному ему известному маршруту. Так, он оказался на Урале. А поскольку, поезда дальше не ходили, добраться до своей тундры не представлялось возможным.
Имея природную смекалку и способность к выживанию в суровых условиях, решил явиться в военкомат. А было ему тогда уже более сорока лет отроду, да и ростом он не превышал один метр и пятьдесят сантиметров. Таких, даже в суровых условиях начала войны, в армию брали не с очень большим удовольствием по причине того, что «трехлинейка», которыми вооружали новобранцев, превышала рост бойца.
Но, отсутствие денег и оружия, с помощью которого охотник мог добывать себе пищу, определили настойчивость новобранца. В военкомате какой-то молодой лейтенант, окончивший курсы после десятого класса школы, радостно воскликнул:
– Якутский охотник белку в глаз – снайпер.
Тогда этих молодых лейтенантов готовили топографами-наблюдателями.  Умение обращаться с топографическими картами преподали за две недели. Далее, условными значками, наблюдатель должен был означать где окопы противника, где огневые точки, где минные заграждения и так далее. А, чтобы зря не болтались по колокольням и прочим возвышенностям, придавали им снайперов, которые вели огонь по зазевавшемуся против-нику, на что в соответствующем журнале велся учет убиенных врагов.
Молодой лейтенант еще не имел напарника и находился в резерве, но рвался в бой и привел якута-охотника к особисту. Ничего не поняв в документах Иннокентия, особист дал добро на совместную военную деятельность. Так началась война для якутского снай-пера и лейтенанта-школьника.
По национальности Иннокентий был юкагиром, но в военкомате все лица Якутии значились якутами, а из более дальних земель – чукчами, особенно, если имели японский разрез глаз. Очень  сообразительные  и смышленые жители Якутии всегда превосходили своих соседей – чукчей, о которых впоследствии сочинялись легенды и анекдоты.
Так вот, пока лейтенант держал в руках планшетку и ориентировался на местности, снайпер выбрал цель и диктовал своему начальнику, сколько убиенных солдат и офицеров погибли от его меткой пули. Через несколько месяцев, число убитых немцев перевалило за сто. Лейтенанту дали звание старшего, а снайпера решили пропечатать во фронтовой газете.
Приехал корреспондент с фотоаппаратом, снял якута с трехлинейкой, напечатал о подвиге героя-охотника, газета «Красная Звезда» перепечатала очерк, заметка попала в руки командующего Округа, и наш Иннокентий был представлен к званию Героя.
Какой-то шальной пулей он был ранен в правый глаз, но с жизнью не расстался и, после госпиталя, был отправлен попутными транспортами в город Якутск. Еще через полтора года, на самолете главного геолога «Дальстроя» – товарища Цареградского, был доставлен в родной населенный пункт под названием  Юкагир. В звании Героя Советского Союза был назначен начальником в своем поселении, где и пребывал в этом звании до смерти.
Историю своей военной жизни он поведал мне, начальнику геологоразведочной партии, которая базировалась в поселке целый полевой сезон и значительно улучшила рождаемость и здоровье местного населения.
С Иннокентием подружились, вместе пили по вечерам бражку, а вот, однажды, присев рядом со мной на нары, он произнес:
– Вот и пришел мой  час.  Мне  уже около ста лет. Ухожу из мира земного. А, ведь я – последний из юкагиров.
Положил он мне голову на плечо… и умер. Спокойно и тихо….


Рецензии
Русскоустьинцы - это русские поселенцы, которые за много лет смешались с местным населением, отчего практически каждое лицо имеет как европейские, так и азиатские черты. Они выжили благодаря тому, что полностью переняли образ жизни местного населения. И уж конечно среди местного населения не было никаких запретов на посещение Русского Устья. Наоборот, друг без друга, изолированно, они никогда бы не выжили в тундре. Любой геолог вам подтвердит, что в устье Индигирки нет ни месторождений урана, ни плато, с которого якобы спускался автор, ни лесов, "обвитых лианами и плющом", ни какой-то там "линии Нюча", вымышленной автором! Ну а далее даже комментировать нечего: сплошная ложь несусветная. Особенно умаляет смерть на руках автора некоего "последнего юкагира". Просто читать противно! Напомню, что на сегодняшний день насчитывается 1,5 тыс. юкагиров, проживающих на территории Якутии (в основном по Колыме), в Магаданской обл., и на Чукотке. Кроме них есть и другие юкагиры, которые смешались с соседними народами и не говорят на юкагирском языке.

Цитата автора:
- "В нижнем течении реки под названием Яна, что впадает в море Лаптевых, находится населенный пункт под названием Юкагир. Совсем «рядом», километрах в восьмистах – поселок Туммат. Вот и все населенные пункты на побережье моря Лаптевых от устья реки Лена до устья реки Колымы."

Автор, посмотрите вы на карту! Юкагир не находится в нижнем течении Яны, он стоит на берегу Селляхской губы! Между Юкагиром и Туматом не "ВОСЕМЬСОТ" (800) километров, а СТО ШЕСТНАДЦАТЬ (116), что в 7 раз меньше, чем у автора! Автор утверждает, что "от устья реки Лена до устья реки Колымы" населенных пунктов больше нет, кроме этих двух. Хотя Тумат расположен совсем не на побережье. А как же ПГТ Тикси (центр Булунского р-на), п. Усть-Куйга, Казачье, Усть-Янск, Депутатский (центр Усть-Янского р-на), Чокурдах (центр Аллаиховского р-на) и многие другие населенные пункты, с аэропортами (прибрежные - также с морскими или речными портами), если считать их настолько прибрежными, как и Тумат? Кроме того - от Лены до Колымы море Лаптевых НЕ ПРОСТИРАЕТСЯ, большую часть указанного побережья омывает Восточно-Сибирское море.
Прежде чем писать всякую галиматью и безбожно врать о людях, населяющих те края, посмотрели бы вначале карту!
Просто ПОЗОР какой-то!

Николай Горный   01.01.2013 21:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.