Глава 25. Дорога железная

Глава 25 из книги «Тунгусский метеорит. Документальная повесть о В.Е. Лесниченко. 1984 – 1986 годы».

В третьем квартале 1984 года началось строительство железной дороги «Благодарное – Буденновск», имеющей важное значение в экономическом и социальном развитии нашего района.

Строительство на всем протяжении дороги вели коллективы строительно-монтажных поездов СМП-205, 169, 334 треста «Орджоникидзетранссторй».

На участке «станция Благодарное – станция Бурлацкая», подконтрольном Благодарненскому райкому партии, строительство новой железной дороги вел участок №3 строительно-монтажного поезда-334.

Полтора года строительство дороги шло «ни шатко, ни валко». План строительно-монтажных работ по генеральному подряду СМП-334 по состоянию на 1 сентября 1986 года с начала строительства выполнил всего на 67,7 процента. Из 4 471 тысячи рублей было освоено 3 026 тыс. руб. Более ранние сводки о строительстве мне отыскать не удалось.

В середине 1986 года на строительство дороги обратили внимание. Для этого были две веских причины.

Первая. Приближался большой  юбилей: в 1987 году – 70 лет Великому Октябрю. И железнодорожникам и краю нужны рапорт о трудовых подарках к празднику.

Вторая. После пуска участка «Благодарное – Буденновск» перебросить строителей на участок железной дороги «Песчанокопская – Передовая». Сконцентрировать на этом объекте силы и средства с тем, «…чтобы в 1988 году завершить сооружение объектов первой очереди и открыть рабочее движение на участке Песчанокопская – Красногвардейское, а в 1989 году – до станции Передовая».  («Ставропольская правда» № 229 от 4.10.1987 г.)

В то время ходили слухи о том, что родственники М.С. Горбачева, живущие в Красногвардейском районе не любили в Москву летать самолетами. А существующей железной дорогой, в объезд через станцию «Кавказская», путешествовать до столицы было неудобно и долго, потребовался короткий путь на столицу.

***

В июне 1986 года в зале заседания Благодарненского райкома партии состоялось заседание штаба по руководству строительством железной дороги Благодарный – Буденновск. Открыл его и вел заместитель председателя крайисполкома И.С. Брагин.

Были заслушаны отчеты заместителя начальника Ставропольского отделения Северо-Кавказской железной дороги по строительству Б.Д. Бинштока, управляющего трестом «Орджоникидзетранссторй» М.А. Баркенхоева.

На заседании выступили начальник Северо-Кавказской железной дороги Ф.М Котляренко и первый секретарь райкома КПСС В.Е. Лесниченко.

Валентин Егорович настаивал на том, что наряду с укладкой полотна и строительством производственных объектов, не следует затягивать строительство железнодорожного вокзала и жилых домов. Из двух запланированных, начать строить в этом году первый 60-ти квартирный дом.
На заседании штаба были намечены конкретные меры по ускорению хода строительства, как самой дороги, так и производственно-технических и социально-культурных объектов.

Принято решение освоить в 1986 году 11 миллионов рублей строительно-монтажных работ, вместо 8,5 миллионов по плану. (Л.З. №65)

Начальник Северо-Кавказской железной дороги Ф.М. Котляренко, выступая на  заседании штаба, отметил, что руководством Благодарненского района многое сделано для создания нормальных культурно-бытовых условий работникам, занятым на стройке.

Об этом говорит и прораб участка СМП-334 Олег Комаровский: «…Для рабочих созданы хорошие жилищные условия. Несемейные рабочие  занимают общежитие, где к их услугам – газ, вода. Для семейных рабочих и специалистов имеются отдельные благоустроенные домики.

Решены вопросы с питанием. Обеды для рабочих доставляются из кафе «Мелиоратор». Еженедельно на участок приезжает автолавка с промышленными и продовольственными товарами. Только ассортимент их все же желает быть лучшим.

Не забывают нас и работники Домов культуры. Перед рабочими выступили агитбригады Благодарненского, Александрийского, Сотниковского ДК. Приезжали с концертом студенты из Болгарии. Такое внимание нас радует».

На строительстве работали 45 человек, две бригады. В бригаде строителей, которой руководил Н.Д. Ковалев, хорошо работали В.Ф. Ярных, Н.В. Победин, братья Сергей и Владимир Орловы.
В бригаде путейцев Н.Д. Подопригоры  высокая выработка у рабочих М. Коропова, А.Б. Грипич.

И дальше прораб О. Комаровский ставил важные вопросы для строительства железной дороги: «…Участку нужна техника, строительные материалы, трудовые ресурсы. Общую численность рабочих надо, как минимум, увеличить в два раза.
Только при таком условии будет обеспечен нормальный ритм производства, выполнены планы и социалистические обязательства по досрочному пуску дороги».

Первый секретарь В.Е. Лесниченко предлагал руководству треста оперативно обеспечить строителей всем необходимым. Нужны электробалластер, путеукладчик, автомашины, горюче-смазочные материалы. Плохое снабжение цементом, арматурой, железобетоном.

Ярким примером невнимания треста к стройке являлось то, что СМП-334 на последнем, двенадцатом  месте, по показателям работы.

Мастер участка СМП-334 Н. Гнеуш говорил о наболевшем: «…Два месяца мы засыпали балластом, проводили работы по подъему восьми километров пути, практически вручную. А при наличии балластера все это можно выполнить за один день.

Существуют выправочно-подбивочные машины, производительность которых три тысячи метров в час. Знаю, что имеются они в Светлограде, Тихорецке. Почему не выделить их нашей стройке?

Сейчас нашей бригаде нужно двадцать путейцев. На участке имеется шесть пустующих домиков, в которых хоть сейчас можно разместить рабочих. Но людей все нет и нет».

***

Вскоре, после серьезного разговора в райкоме партии, на стройке побывал член Союза журналистов СССР Н. Иванцов и своими впечатлениями 5 июня 1986 года поделился на страницах районной газеты: «…Почему-то казалось, что после заседания штаба, где был дан мощный настрой на штурм одиннадцатимиллионного рубежа, здесь даже в субботний день будет кипеть работа. Но ничего подобного увидеть не пришлось.

Землеройные машины стояли с заглушенными двигателями. И поскольку часы показывали около одиннадцати, стало ясно: строители отдыхают.

Но может быть, они за прошлый день сделали по три нормы? Нет, выкопав котлован для сравнительно небольшого здания багажного отделения, экскаватор перешел на рытье котлована под здание поста электроцентрализации. Там только приступили к работе.

И невольно подумалось: позади уже пять месяцев, а здесь земляные работы только начинаются, не заложен ни один фундамент. На какое же чудо надеются строители?

…Нет, не такой виделась благодарненцам эта стройка, которой они ожидали десятки лет».

***

Директор КПП Валентина Васильевна Свирбут докладывала в райком партии о плохой выборке силикатного кирпича строительными бригадами строительно-монтажных поездов.

СМП-205 имел годовой фонд 300 тысяч штук кирпича, а за 1 квартал выбрал всего 28,8 тыс., за 2 квартал – 19,7 тыс.

СМП-334 имел на 1986 год фонд 200 тыс. штук кирпич,  выбрал за полугодие – 73,9 тыс. штук. Практически, только третью часть.

Распоряжением Объединения «Агропромстройматериалы» на выходные дни им выделялось 10 тысяч штук кирпича, но получатели его не выбирали.

***

Больше внимания стройке стал уделять Благодарненский районный комитет комсомола. Ведь, решением Ставропольского краевого комитета ВЛКСМ строительство железной дороги Благодарный – Буденновск было объявлено краевой ударной комсомольской стройкой.

Второй секретарь райкома комсомола В. Иваненко сообщал, что на строительстве работают всего три комсомольско-молодежных бригады. Из них,  две бригады путеукладчиков Виктора Балахонова и Михаила Аникеева.

Стройке требовались каменщики, плотники, монтажники, монтеры путей. Кто не имеет специальности, ее можно приобрести на курсах, которые открыты при СМП-334.

В. Иваненко: «…Словом, стоит испытать свои силы на ударной комсомольской. Тем более, что сейчас решен вопрос с жилой площадью, построен городок строителей. А тем, кто живет, к примеру, в Сотниковском, доставляются на работу транспортом СМП-334. К тому же участники строительства пользуются льготами работников железнодорожного транспорта. Юноши и девушки района, вас ждет комсомольская стройка». (Л.З. №68)

В начале июля на стройку прибыло 26 студентов из Ставропольского государственного пединститута. Отряд возглавлял Ш. Убайдумаев.

Вот в таком состоянии находились дела на строительстве железной дороги Благодарный - Буденновск, когда Валентина Егоровича перевели на работу в крайком КПСС.

2009 г.     г. Благодарный


Рецензии
Неприглядная картина...

Геннадий Захаров   13.09.2011 15:05     Заявить о нарушении
Дорога работает. Крупный элеватор день и ночь отгружает зерно.
Намолотили его в районе 330 тысяч тонн, а край почти 8 млн. тонн.
Куда его девать!? Цены достойной - нет!

Владимир Пузиков   13.09.2011 16:34   Заявить о нарушении