Алина Кускова, Телевизор смотрят...

Алина Кускова: «Телевизор смотрят несчастные люди, а счастливые – читают книги»
Интервью

Алина Кускова – автор веселых комедий и детективов, проживает в г. Клин Московской области. Ее книги легко передают хорошее настроение и вселяют оптимизм.  Попробуем узнать, как это удается Алине, откуда она черпает такой заряд положительной энергии.

Алина, как ты начала писать? Это было желание заработать, самоутвердиться или душа требовала для отдыха веселый выдуманный мир?

– Когда начинала писать, о деньгах, самоутверждении не задумывалась. Писала для души. И вдруг как-то под Новый год взяла городскую газету и подумала «Почему бы и нет?» Вышла на улицу к телефонной будке (чтобы перед близкими не позориться, если откажут), набрала номер редакции: «Главного редактора, пожалуйста!». А у самой голос дрожит. Тяжелое время было, кризисное –  без работы сидела как раз. Ответил главред Алексей Сокольский. «Вам нужны веселые рассказы?». Сама думаю, сейчас откажет. «Конечно, нужны! Привозите». Вот так вот запросто: «Привозите». Я и повезла. Было у меня два рассказа. На всякий случай я и третий рассказ быстро «сваяла» – его-то как раз забраковали.
Я сидела в большом холодном кабинете и следила за выражением лица, когда он читал мои творения. До сих пор помню это чувство счастья, когда главред рассмеялся. «Эти два возьму». «А сколько заплатите?». Между прочим, я Дева по гороскопу, меркантильная особа. Я тогда не знала, что внештатным авторам они вообще не платят. Стала первой, кому заплатили. Мелочь, но было очень приятно. И приятно было держать газету с двадцатитысячным тиражом, в которой красовалась моя фамилия. И стала городская газета регулярно печатать мои рассказы.
А затем главный редактор сменился. Им стала Наталья Васильева. Когда я принесла ей очередной рассказ, она прочитала и сказала: «Да вы хорошо пишете. Не хотите попробовать свои силы в серьезном деле?». Я согласилась.

Интересно было работать журналистом? Какое задание было самое трудное?

– Самым трудным заданием было первое – интервью с военкомом.  Солидный дядька в форме с большими звездами на погонах послушно отвечал на мои заранее подготовленные вопросы. Интересно было, жуть. Мне помог опыт жены и дочери офицеров – проблемы армии мне были известны не понаслышке. Правда, видимо, переволновалась – потом у меня поднялась температура.
После этого интервью все стало проще, разговаривать с людьми было легко, они охотно шли на контакт. Разговаривала со «звездами»: Еленой Степаненко, Вадимом Казаченко, Ефимом Шифриным, Кларой Новиковой и другими. Вот Михаил Задорнов, приезжавший к нам в город лет пять назад, с журналистами разговаривать наотрез отказался. Брала интервью у политиков: Бориса Громова, например;  у Фетисова, когда он открывал у нас Ледовый Дворец и др.
Тогда-то я узнала, что каждый журналист мечтает написать свою книгу. И написала.

Новичку очень трудно найти издательство, которое согласится его опубликовать. Как у тебя это происходило?

– Я часто говорю новичкам, что попала в Эксмо «с улицы». Отправила текст на электронный адрес издательства, позвонила, мне ответили. Затем перезвонила редактор и предложила публикацию книг. Все просто. Но сегодня, думаю, время другое, и автору нужно быть более пробивным.  Первая моя книга была «Выйти замуж за 25 дней», ее я писала для дочери. Она-то и предложила мне отправить книгу в издательство.

Ты хотела научить дочь выйти замуж?

– Писала книгу, глядя на подруг дочери, стараясь в комичном свете показать поиски принцев в провинциальном городе.
Нет, учить никого не хочу своими книгами. У меня другое желание – посмеяться вместе с читателями над собой. А дочка еще не нашла свое счастье. Так что впереди еще много смешных историй.

У тебя техническое образование. Помогает это в творчестве или мешает?

– Да, училась конструировать электронно-вычислительную технику, но судьба распорядилась иначе. Техническое образование, конечно же, помогает строить логические умозаключения и раскладывать все по полочкам. Но больше всего я благодарна своему журналистскому опыту.
Как любой другой журналист районной газеты я занималась всеми темами сразу. В каждой моей книге есть отголоски этой деятельности. Избирательная компания – в детективе «Улики исчезают в полдень», знание деревенской жизни – в «Мансарде для влюбленных», о самих журналистах я написала в комедии «Женись, я все прощу» и т.п.

Как ты выбрала  жанр, в котором хотела писать?

– Пять лет назад мне в руки попала смешная книга Галины Куликовой. И, прочитав ее,  я решила написать свой роман.

Многие считают, что женский роман – это несерьезно, литература должна заставлять думать. Чтение – это труд и пища для размышлений. Так ли это?

– Чтение должно быть разным. Нельзя постоянно «грузить мозги» серьезными трудами, нужно уметь расслабляться за легкими необременительными книгами с оптимистичным посылом. Мы, к сожалению, живем не во времена амазонок, но я немного феминистка. Сегодня все женское считается несерьезным. Мужчинам трудно представить во главе России женщину-президента, им так же нелегко представить, что женская проза может быть актуальна и востребована. Все плохое про женщин придумали мужчины.

Можешь ли ты определить, что такое для тебя «женская проза»?

– Любая книга, написанная женщиной.

Получается, что детективы Агаты Кристи – тоже женская проза?

– Конечно, женская проза. И это пример того, что лучшие детективщицы – женщины. У нас логика своеобразная, оттого придуманные нами сюжеты  интереснее.

Чем же мужчинам «насолили» женские романы?

– Раньше были такие популярные герои на сцене – Асисяй и его подруга из театра Полунина. Они показывали сценку, в которой влюбленные мальчик и девочка договариваются пойти на свидание – в кино. Мальчик твердил: «Детехтива», а девочка повторяла: «Любофффь». И они искренне не понимали друг друга. По-моему, это очень показательно.

А мужчины читают твои романы? Твой муж, например?

– Мне изредка пишут мужчины, которые брали мои книги у жен и мам и читали. Свое мнение выражают двумя-тремя словами. «Понравилось» или «Понравилось, но ждал другого». Чего он ждал от женского романа? Перестрелок с трупами? Мне не понятно.
Нет, муж не читает, если я не попрошу об этом. Тогда он ищет в тексте грамматические ошибки.

Как ты думаешь, если написать роман, где женщина становится президентом России, это поможет сдвинуть общественное сознание?

– В России никогда не будет женщины-президента. Мы – большей частью восточная страна, хоть постоянно стремимся на запад. И наше укоренившееся веками сознание, что женщина – прежде всего, мать и жена, ничем не сдвинешь. Поэтому таких книг нет. Они не будут востребованы.

Ну как же? Ирина Хакамада выставляла свою кандидатуру на президентских выборах – значит, теоретически это возможно? Когда-то казалось, что в США не может быть черного президента. И смотри, кто президент сейчас!

– Теоретически возможно все, а вот практически вряд ли. Да, никогда не думала, что в США президентом будет афроамериканец. Но на счет России не ошибаюсь –  менталитет не тот. Мы – Восток.

Какова твоя идеальная читательница и что она ищет в веселых историях?

– Моя читательница – обычная девушка с хорошим чувством юмора. Придет с работы, приготовит мужу и детям ужин, перемоет гору посуды, поговорит с подругами, поспорит со свекровью и выкроит время для чтения. Между прочим, современные ученые доказали, что телевизор целыми днями смотрят несчастные люди, а вот счастливые – читают книги. Значит, мои читательницы априори счастливые.

А может быть, совсем по-другому? Придет с работы: ни мужа, ни детей пока не нажила, ужин себе одной готовить лень. Подруги надоели своими вопросами «Когда ты уже выйдешь замуж?», поэтому она им звонить не будет. А вот потом откроет книжку с веселой историей – и покажется ей, что она счастлива!

– Вполне и так. Наверняка книги помогают выжить, они же поднимают настроение. У меня 35-летняя приятельница – мать пятерых детей, вот она, когда видит меня, просит: «дай свою книгу почитать, отдохнуть от суеты».

Твои героини очень переживают, что им никак не удается выскочить замуж. А как в жизни? Что ты посоветуешь: искать принца и срочно на себе женить или не торопиться с важным решением?

– Ни в коем случае не торопиться с принятием важного решения. Но и не сидеть, сложа ручки, ожидая, пока поседевший принц прихромает на одряхлевшем коне под твой балкон. Любая нормальная девушка должна хотеть выйти замуж. Как же иначе? Она рождена быть женой и матерью.

Как определить, что это он, принц, как не ошибиться?
 
– Сердце подскажет.

Да ведь не модно сегодня хотеть замуж. В моде или самостоятельность, желание самой себя обеспечивать, или поиск «денежного мешка».

– Модно, не модно – это в столицах, а у нас в подмосковной глубинке, как и по всей России, девчонки ищут не «денежные мешки», а любовь. Да, желание самой себя обеспечивать растет среди девочек, видящих, что мужчины этого делать уже не хотят.

Есть ли в твоих детективах убийства?

– В моем первом детективе «Страсти по криминальному наследству» они были. Но редактор сказала: «У вас же веселый детектив, а между хи-хи и ха-ха герои мрут как мухи». Пришлось половину из них «переложить» на больничные койки, а некоторых «воскресить». Но теперь политика издательства изменилась, и от меня просят трупы. Так что все кровожадное еще впереди.

Как ты относишься к случаям, когда надо переписывать что-то в уже написанной тобой книге? Тебе это легко дается?

– Пока такой случай был только один. Менять не люблю. Скорее всего, откажусь или буду отстаивать свою точку зрения. Текст романа – полноценный организм, уберешь, заменишь хоть одну часть, останется инвалидом.

Как ты начинаешь писать детектив? Есть ли у тебя свой секрет?

– Нет, схем у меня нет, план я держу в голове, записываю только имена и фамилии героев. Секретов, получается, тоже нет. Сюжет вырисовывается внезапно, чаще при просмотре криминальных новостей. И порою жизнь более абсурдна, чем любые фантазии. Вот, например, СМИ показывали ограбление ювелирного магазина, раскрытое органами следствия за полчаса. Грабитель зашел в магазин в солнцезащитных очках. Не видя толком, перепутал витрины – вместо золота унес дешевое серебро. Очухавшаяся продавщица выскочила за ним следом и увидела… поджидающее грабителя такси. Она запомнила номер и вызвала милицию. Сотрудники нашли ничего не подозревающего водителя такси, тот показал дом, у которого он высадил парня в очках. Бабушки на лавочке указали номер его квартиры. Грабитель в это время дома жарил яичницу.
В книгу этот случай, конечно, не вошел – я всегда видоизменяю увиденное или услышанное. Похожее по духу ограбление я описала в детективе «Банда в белых тапочках».

Во многих твоих произведениях главные героини – две подружки. Веришь ли ты в женскую дружбу в жизни?

– Верю в женскую дружбу, но только проверенную годами. В молодости дружить легко, сейчас гораздо труднее – больше требований появляется к подругам. Откуда только эти требования берутся…

Как ты придумываешь смешные детали? Например, в книге «Улики исчезают в полночь» фамилия братьев – Карамазовы, а в «Фантоме...» диета оказывается банановой.

– Банановая диета не придумана, она на самом деле существует, стимулирует женское либидо. Вот уже и смешно, разве нас нужно стимулировать? Это мужчины ее придумали!
А братья ассоциируются с фамилией Карамазовы, здесь я «замахнулась» на классика. Это мои «изюминки», позволяющие персонажам раскрыться более точно. В комедиях соединять несоединимое – это и есть залог успеха. Вот соединить творчество Достоевского и Кусковой – уже смешно.

Кого из современных авторов ты читаешь для того, чтобы отдохнуть и расслабиться? А чтобы получить пищу для размышлений?

– Из современных – читаю мистику Татьяны Корсаковой. Люблю Вудхауса, его герои великолепны. Льщу себе, что наше творчество схоже. А пищу для размышлений предпочитаю искать не у Мураками, а у Булгакова. Мое любимое произведение – «Мастер и Маргарита».

Меняется ли твое восприятие «Мастера и Маргариты» со временем? Как ты думаешь, в наши дни бывают Маргариты?

– Впервые я прочитала этот роман в десятом классе, он захватил меня любовью и мистикой. Второй раз читала много лет спустя. Конечно, увидела книгу другой. В этом секрет Мастера – его книга разная для разных поколений, каждый находит в ней свое по духу. Она у меня настольная книга, всегда под рукой. Порой беру и отдельные главы перечитываю. Ох, наверное, есть и в наше время Маргариты, но мне ни одна не встречалась в обыденной жизни. Хотя, если забраться на крышу в ночь полнолуния… Иногда так и тянет прокатиться над городом на метле.

Блог Алины Кусковой: http://blogs.mail.ru/mail/kuskovaa/
ЖЖ Алины Кусковой: http://alina-kuskova.livejournal.com/

Опубл. в журнале "Невский альманах", №2,2011
http://issuu.com/nev-almanah.spb.ru/docs/2_2011


Рецензии
Прочёл с интересом. Спасибо Оля.

Сергей Горельцев   19.04.2011 23:53     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес, Сергей! ;)

Ольга Топровер   20.04.2011 00:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.