Сергей Никоненко. Какие разные менты!

Грани и кадры

Все пошло-поскакало от «Шестого», «красного робингуда» - благородного мстителя в пого… (даже пока не в погонах, - просто в гимнастерке, галифе и фуражке с околышем). Мститель он народный, то бишь противостоящий не столько криминалу, сколько упрятавшемуся за явной уголовщиной, тщательно загримированному «старому миру». И уже тем, что пусть наивен, но с открытым забралом, герой Никоненко человечески превосходит утонченного интеллектуала в исполнении М. Козакова.

Непричесанный самородок из ЧК ход за ходом перехватывает все, и нравственные тоже, козыри у лощеного, но на поверку-то дутого «аристократа-спрута»… То было начало милиции, 1920-е.

Начало 1980-х… перед нами железно-принципиальный «Инспектор ГАИ» Зыкин, доблестно и неутомимо побивающий высоченного «двойника-антипода» (Н. Михалков). Правда, жизнь всего через пятилетку полярно поменяла результаты их дуэли. И нынче его инспектор ГАИ трансформировался в «Лузера» (ничего не скажу - как не видел). А в то время (1980-е) многие, устав от цензуры и косности «советчины», нерегулярно – то бишь мельком, исподтишка и невпопад - фрондировали системе. И походя подтрунивали над упертым, въедливым «ментом», в чем-то благоволя аккуратному и упакованному доставале из автосервиса. Кто ж знал, что сей милый теневичок-западник вывернется олигархом (читай: мафиози).

1990-е… Но вот уже перед нами «мент» из «Детей понедельника». Он пьяница. И хотя слегка недотепист, - зато с чутким нюхом и липкой на купюры ладошкой, а потому свято блюдущий свой кассовый баланс. Все признаки вырождения органов…

«Текущий» главмент Колобок из «Каменской» - в принципе, пшик, беллетристическая условность, но как же сильно облагорожен даром Никоненко, равно и его коллега от того же Гармаша… Добротная продукция рос-сери-альщины.
 
Но и это не все его «менты»… Никоненко, вообще, при его-то узнаваемой внешности удивительно неожиданен и многолик.
 
Допустим, моя первая и четко запечатленная идентификация феномена по имени Сергей Никоненко – его превосходный русский авиатор из «Расколотого неба». Здесь исток всех будущих его «сильных мужчин маленького роста», во всяком случае, для меня: Шугаев («Если можешь, прости»), Денисов («Дополнительный прибывает на 2-й путь»), Харламов («Хлеб – имя существительное»), генерал Родимцев («Сталинград»)...
 
Верится, отменно хороши и его юношеские роли. Просто моя память вовремя не зафиксировала большинство их. Разве что пионервожатый («Звонят, откройте»), да славные солдаты и офицеры («Освобождение» и др.), а позже катаевский большевик Родион Жуков («Волны Черного моря»)… Остается надеяться, наверстаем упущенное при ретро-показах.

Бурлескна, сочна, живописна и емка его натура в балетмейстере («Зимний вечер в Гаграх»). Особняком - «Парад планет», парад блистательных мастеров экрана, где Сергей Петрович на равных с выдающимися партнерами во главе с Олегом Борисовым.
 
Совершенно приоритетная страница, даже глава в большой творческой книге Никоненко – его Шукшиниана. Роли в фильмах и режиссерские работы по мотивам прозы «про чудиков» Василия Макаровича: «Странные люди», «Земляки», «Трын-трава», «А поутру они проснулись». И вполне родственные "Целуются зори"...

Безусловно, врожденная поэтика всего духовного строя  С. Никоненко – от С. Есенина, которого он, единственный, похоже, пиететно и любовно Сыграл и Отобразил («Пой песню, Поэт»). Верность коему он пронес через все творчество, невзирая на неровности, острые края и тупые углы бешеной эпохи.

К сожалению, те же вечные силы мелкобесья, что угробили Поэта, обмельчают, обезвешивают, скукоживают и засушивают характеры теперешних героев Никоненко. Верные «идеалам» повседневности, «герои» эти совершают свои «подвиги» ради собственного «эго». И даже -  «Классик» бильярда (плюс его дубликат в «Китайском сервизе»), отменный, кстати, кино-образ. Лишнее доказательство того, что всеядность пагубна даже для большого таланта.

Из последних воплощений я, увы, лишь обрывочно ухватил Максима Максимыча в новом «Печорине» и «дедушку» старшего штурмана в «Пассажирке» по Станюковичу. Сергей Петрович тут хорош сам по себе.
 
Чисто объективно, современный блок никоненковских работ значительно уступает доперестроечному. Однако следует понимать: актер, и в первую очередь именно актер, бессилен что-то изменить. Тем более, когда кругом «безрыбье». Каток-то глобальный, а процесс цивилизационный.
 
Настоящий артист на его пути способен лишь смягчить удары и наезды, высечь индивидуально блескучие искры в глянцевом «мраке маразма». Никоненко этим и занимается в меру сил, а еще больше возможностей. Сам по себе!

Да, «Небо», действительно, «расколото», и это выпукло прослеживается через судьбы всех звезд «Советского экрана». Декаданс и даже деграданс резко пропечатан, заметьте,  даже в названиях фильмов. У Никоненко вот: от «Держись за облака», «За облаками небо», «Там за горизонтом» - к «погонялам-кличкам» с тиснённой пошлинкой типа «Ростова-папы» или «Мытищинского маньяка».

Но Никоненко остается Никоненко. Он без натяжек Классик – человек и творец, который никогда не ухудшит, а обязательно улучшит и расцветит даже дешевку. Хотя лучше бы так низко и не нагибаться. Бог с нею, с дешевкой.

Его фамилия - знак качества. Качество от Есенина. Верность сердца и памяти. Они питают талант…

Родился 16 апреля 1941 года. Народный артист РCФСР (1991). Награды: 1976 - премия Ленинского комсомола "За создание образов современников в кино", 1988 - Золотая медаль им. Довженко (фильм "Завтра была война"), 1999 - приз КФ "Созвездие" за лучшую главную мужскую роль (фильм "Классик"), 2003 - Диплом жюри КФ "Окно в Европу" в Выборге (фильм "А поутру они проснулись"), 2004 - Спец. приз жюри РКФ "Литература и кино" в Гатчине "За верность шукшинской теме в осмыслении загадок русской души" (фильм "А поутру они проснулись").

Впервые: 30.04.2008 ("Кино-Театр.Ру")


Рецензии
День добрый, уважаемый Владимир! Хорошая "прогулка по лестнице, ведущей вниз". Никоненко, несомненно, талантлив и хорош. Просто кино вместе со страной в г...о превратилось. А босиком-голодным в его годы ходить вроде как и неловко. Думаю, и сам Артист порой потихоньку повторяет слова одного из своих героев: "Вот смотрят сейчас марсиане в подзорную трубу на этот гротеск и диву даются!" ( "Красная площадь" - революционный моряк - одна из блестящих ролей Никоненко ) А в "Детях понедельника" на его героя было просто больно и противно смотреть - действительно, поневоле вспоминался его ГАИшник. Кстати, что интересно: по-моему, в "Инспекторе ГАИ" (как, впрочем, и во многих других фильмах...) милейший Никита Сергеевич играл самоё себя - настоящего, а не "трибунно-красивого"...
Спасибо и всего самого доброго Вам. А.Т.

Александр Терентьев   19.04.2013 12:53     Заявить о нарушении
Вы, как всегда, правы, уважаемый Александр

Всего Вам! И с настоящей весной.

Версия Автора   20.04.2013 10:00   Заявить о нарушении
И Вас с весенним солнышком, Уважаемый! Спасибо за добрые слова. А.Т.

Александр Терентьев   20.04.2013 12:16   Заявить о нарушении
Спасибо! Не знаю, как у Вас, дорогой Александр, а у нас третий день подлинная весна. + 19-20 Со. И всем желаю того же надолго - где-нить до ноября. :)

Владимир Плотников-Самарский   20.04.2013 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.