Кто мы? Что хотим? И куда нам идти?

                Кто мы? Что хотим? И куда нам идти?            
                (Манифест коммунистической демократии)   
      
       Советский Союз пал не заслугами внешних врагов и недругов. Он потерпел поражение вследствие ограничения, а потом и ликвидации демократических основ, необходимых для развития нового общества. Фактически отказ от демократии сыграл губительную роль для коммунистического прогресса.
       Это началось с прискорбного искажения И.Сталиным марксистской теории классов и утверждения им в Конституции 1936 года победившего социализма в качестве классового общества. Как выяснилось, это позволило ему сохранить диктатуру пролетариата сверх исторической необходимости, безмерно усилив при этом ее репрессивные органы, ради превращения ее в диктатуру личного всевластия. С определенными поправками это продолжалось и далее. Но поправки не меняли принципа, и люди, живя в государстве рабочих и крестьян, были обречены на диктатуру одного "класса", партии, генсека.
       Однако социализм не является классовым обществом, ибо классы прекращают свое  существование в переходный от капитализма к социализму период в результате обобществления средств производства и достижения, таким образом, социального равенства между всеми слоями общества: рабочими, крестьянами, интеллигенцией и остатками граждан от прежних классов. Перед социалистическим обществом при движении далее к коммунизму встает задача стирания  социальных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Предполагается всестороннее развитие человека-труженика, всех его дарований, на фоне которого государство делается ненужным и приходит к своему отмиранию, благодаря чему власть от управления людьми переходит, превращается в управление вещами и производственными процессами. Таков взгляд марксизма-ленинизма на процесс вхождения общества в коммунизм.
       Новый общественный строй, таким образом, требовал не только демократии, но и постоянного ее расширения и углубления. Переставая быть представителем класса, человек рос в своей значимости, становился участником всего общественного процесса во всем его многообразии. Это требовало его понимания вне классовой принадлежности.
       Такое понимание заложено в сформулированном К.Марксом принципе  будущего коммунистического общества: "Каждый по способностям, каждому по потребностям!" /Соч.,т.19,с.20/. Сегодня нет ни одного либералиссимуса, который не поиздевался бы над этим принципом, полагая, что полки раздач опустеют еще до их открытия. Собственную алчность он полагает всеобщей мерой. Однако есть смысл раскрыть существо принципа.
       До сих пор в головах людей царит платоновское учение о человеке как совокупности двух разнородных начал: души и тела. В отличие от него, Маркс видит в человеке противоречивое единство способностей и потребностей, созидательного и потребительского начал, которые уже с рождения вступают в конфликт между собой за преобладание одного над другим. Когда это преобладание становится доминантным, люди выступают больше либо как созидатели, либо как потребители. Это обстоятельство дополнительно и по-новому объясняет раскол общества на классы. Рабы и рабовладельцы, крепостные и феодалы, пролетарии и буржуа, суть труженики и господа,- это не что иное, как насильно социально-закрепленное разделение людей на созидателей и потребителей, с монополией на труд для одних и монополией на потребление для других.
       В 1917 году этот порядок был сломлен российским пролетариатом: все должны трудиться, чтобы иметь право заслуженно потреблять. Но революция не могла и не отменила основное противоречие человека, борьбу двух его начал, которая сразу же развернулась с новой силой. Помимо труда, потребление измерялось еще и победами в междоусобной борьбе за показатели, оценку, карьерный рост. Место конкуренции заняло соревнование, но с теми же целями. Это многое объясняет в столкновениях между руководителями, фракциями, группировками, прослойками, отдельными лицами.
       К сожалению, мешая нам жить, нас долго дергали то распри в руководстве, то репрессии, то войны. И первая возможность осмотреться пришлась на "период застоя".
       Именно в это время проявилась новая общественная тенденция, неведомая доселе ни одному общественному строю. Пошло в рост и вширь возникшее еще до войны движение рационализаторов и изобретателей. И к началу "перестройки", в 1985г., оно составило силу около 14 млн человек. Значение его не сопоставимо с численностью. Оно убедительно показало, что мало владеть орудиями производства, важно еще и совершенствовать их. И не только с помощью ученых, но и силами тех, кто связан с ними непосредственно, демонстрируя, что творческие способности есть у всех людей.
       Помимо прочего, обнаружилось, что цель социалистической революции не сводится к экспроприации средств производства, что она является прологом к новой исторической задаче: дальнейшему и непрерывному их развитию. В результате, производительность общественного труда, именно при развертывании массового новаторства, вырастает на местах в десятки, сотни, тысячи раз, что доказывает полную обоснованность коммунистического распределения по потребностям, в последующем для всех.
       Кроме того, новаторство, приобщающее к творчеству миллионы тружеников, выступило преемником и другой исторической миссии пролетариата. Восприняв бесклассовость общества, оно приступило и к устранению издревле существовавшей социальной разобщенности людей. В творчестве, независимо от трудовой специализации, исчезают различия предметов деятельности: рисуете ли вы картину, создаете модификацию станка, новый сорт пшеницы, сочиняете песню или стих, вы приводите в движение способности, общие для всех и независимые от предмета их приложения. И различия между людьми теряют значение. Творчество дает посыл к универсальному общению и единению людей, с изобретения первейших орудий труда.
       Но руководство страны, переходя от одной прорывной тезы к другой, не очень-то заботилось о новаторском развитии средств производства в целом. Не беспокоилось также и о теоретическом осмыслении новой движущей силы в решении общих проблем. Оно рассматривало новаторское движение не как решающую, но как силу наряду с другими на пути к коммунизму, со своей стороны поддаваясь общей борьбе между созидателями и потребителями, не забывая при этом о своих преимуществах.
       В результате, "застой" в управлении, игнорируя сдвиги в обществе, привел к череде умирающих друг за другом никчемных генсеков. И далее: к перестроечному словоблудию Горбачева, которое разбудило Ельцина. И тот осуществил прямое обрушение уже ни за что не отвечающей власти и ее захват новыми воинствующими потребителями.
       Коммунисты восприняли это как контрреволюционный переворот. Но на самом деле это была настоящая, стихийная Народно-демократическая революция, отстранившая несоответствующую базису надстройку. Коммунисты, давно, со Сталина отступившие от марксизма, потеряли историческую ориентировку и перспективы развития социализма.
       Однако не все потеряно! От Энгельса известно, и на это не раз указывал В.И.Ленин, что не может быть революционного движения без революционной теории. А для этого надо "найти в самом окружающем нас обществе… силу, способную смести старое и создать новое" /ПСС,т.23,с.47/. И - вооружить ее.
       И такая сила есть - в лице новаторов производства, - постоянно воспроизводящаяся и могущая оживить социалистические начала. Ее нужно поддержать и дать ей сознание собственной исторической значимости, вооружив при этом научным пониманием человека, которому она сама дает веские основания.
       Открывая, вслед за Марксом, противоречивое единство способностей и потребностей, мы не можем не заметить, что созидательное начало, способности, является ведущей, отличительной особенностью человека в окружающем мире. В потребностях человек зависим. Зато именно способности выделяют его в мире животных и делают более свободным. Именно в развитии способностей выражается самоутверждение и сущность человека. Где нет способностей, а только – потребности, там нет человека. Если потребности ставят проблемы, то решают их способности.
       Потребности есть двух видов: естественные и духовные. Способности – также двух: УМСТВЕННЫЕ и ФИЗИЧЕСКИЕ. В совокупности оба вида способностей чрезвычайно важны. Но умственные стоят особо. Собственно они превращают физическую силу человека в трудовые навыки, умения, мастерство. И, следовательно, им, т.е. уму-разуму, принадлежит главенствующая роль в решении жизненных и житейских задач.
       Однако, приходя к такому выводу, мы тут же обнаруживаем, что и умственные способности не представляют собой некоего монолита, но - противоречивое единство ТВОРЧЕСКИХ и РЕФЛЕКСИВНЫХ умственных способностей. «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть… суть диалектики»/В.И.Ленин, ПСС, т.29,с.316/.
       Рефлексивный уровень, протекающий на физиологической основе, мало поддается регуляции субъектом, но при известном внимании и тренинге, повышает разрешающие возможности. Но большей эффективностью обладает, конечно, сознательный творческий подход, т.е. включение активного осмысления и поиск оптимального или наилучшего при данных условиях решения проблемы. Но и здесь диалектическая спираль человеческого противоречия не упирается в последний рубеж.
       Творческий подход также осуществляется через противоположность двух  сторон: КОНСТРУКТИВНЫХ и КРИТИЧЕСКИХ способностей. Взаимодополнение и взаимоотрицание их безусловны, но каждое стремится к своему приоритету ради общей победы.  Именно конструктивным творчеством отличаются новаторы производства, выступая при этом позитивной,  исторически более развитой созидательной силой общества. В отличие, скажем, от художнической интеллигенции /артисты, художники, режиссеры, журналисты и пр., которые в своем увлечении либерализмом терзали народ через СМИ и ТВ своей критичностью, без должной конструктивности, и способствовали крушению Советского Союза, а теперь способствует и разрушению России/. К сожалению, власти пасуют перед амбициозной критичностью этой силы, не проявляя заботы о позитивной реализации новаторов производства. Нынешние руководители и сами не отличаются в лучшую сторону от прежних правителей ни критичностью к себе, ни конструктивностью к обществу и ведут страну к подчинению мировому империализму.
       Коммунистам необходимо обновиться, подняться к теоретическому осмыслению пройденных уроков, идейно вооружиться материалистическим пониманием человека, чтобы смочь повести страну к новым высотам исторического прогресса.
       Осознающие это коммунисты организуются в Партию коммунистической демократии /ПКД/, встающую на защиту и проведение в жизнь интересов новой движущей силы, новаторов производства, и всячески способствуют ее расширению и духовному подъему во имя прогрессивного развития общества. И первым действием новых коммунистов, выступающих от имени и во имя новой движущей силы, будет провозглашение и реализация действенной оплаты творческого труда новаторов.
       В подлинном виде она не существовала и не существует ни при капитализме /где ее подменяет гонорар, по принципу купли-продажи/, ни при социализме /где ее заменяла премия, разовое денежное вознаграждение/. Но поскольку идея приносит не разовый доход, а протяженный во времени, постольку автору ее надлежит выплачивать постоянное дополнительное отчисление от экономического эффекта предложения, постоянное до тех пор, пока идея приносит доход. Когда же автор сможет жить на средства от внедренных  новаций, по желанию, он должен будет освобождаться от посменной занятости на предприятиях, с правом их свободного посещения, что позволит ему более эффективно раскрыть свой творческий потенциал.
       С развитием массового новаторства будет наращиваться возможность сокращения сменной занятости и для остальных тружеников, что позволит им при увеличении свободного времени приобщаться к знаниям и также переходить в новаторы.
       Творчество - это не нуждающийся в принуждении труд, и именно поэтому нет пределов в повышении его эффективности, всеобщей свободы и полной потребительской удовлетворенности результатами.
       Коммунизм - это просто, если знать, где и в чем его истоки, которые всегда с человеком.      
               
               


Рецензии