Под дамокловым мечом

   Из цикла "Библейский сезам"

  Идеальных людей не бывает. В каждом намешано столько всего хорошего и плохого, что они чередуются, беря верх друг над другом. И что в конечном итоге победит, зависит не только от человека, но и от обстоятельств, в которых он находится.
  Больше всего поражает та тонкая грань, которая может отделять героизм от предательства. Юноша Давид, победив Голиафа, стал героем. Он же, не выдержав постоянного преследования со стороны царя Саула, поступает на службу к извечному врагу израильтян - Гефскому царю и даже получает от него в награду город для проживания.
  Отсюда Давид со своей шайкой разбойников делает набеги на города соплеменников, отчитываясь затем перед новым покровителем о своих делишках. С ним же и другими филистимлянскими царями он пошел в поход против израильтян, обещая выказать свою храбрость.
  И, несомненно, проявил бы, если бы не протест филистимлян против того, чтобы "этот еврей" шел с ними:а вдруг предаст в последнюю минуту? Пока недовольный таким поворотом дела Давид возвращался назад, его город был ограблен все теми же филистимлянами, а его жители уведены в плен.
  Давид жестоко наказал их за это. Он не только отвоевал все награбленное ими у себя, но и захватил богатые трофеи. И поделился ими с теми соплеменниками, которых сам недавно грабил. Так Давид снова стал признанным героем у своих, а со временем и царем, которым гордится израильский народ, ибо он сумел создать мощное, процветающее государство, по сути империю, которая включала в себя и Дамаск, нынешнюю столицу Сирии.
  В моральном плане Давид был совсем не на высоте, не останавливаясь ни перед чем, если ему нравилась женщина. Без всяких колебаний он отправляет на смерть воина, чья жена ему приглянулась. Бог не однажды его наказывает, и "по совокупеости грехов" не разрешает Давиду строить Храм - Божье жилище.
  Строит Храм Соломон, но разве тот был менее греховен, чем его отец? Он даже стал поклоняться другим богам, хотя в Библии в этом винят не его самого, а его многочисленных иноплеменных жен.
  Человек греховен - этот постулат послан в мир с первых страниц Библии. Потому что согрешил Адам, послушавшись Евы, а та - коварного змия, и они съели запретный плод с древа познания. Но какого человека хотел видеть Бог? Этакого дурачка, блаженно бродящего по раю в своей невинной наготе? И для чего? Разве не для земли он был рожден,- для ее возделывания и преобразования? И какую-то сумму знаний он должен был для этого получить? Зачем ему приписывать то, что наверняка ему, блаженному, даже в голову не могло придти:встать вровень с богом, поэтому он и съел несчатный плод )яблоко, что ли?).
  А уж бедной Еве как досталось! Одним махом ее, женщину, на все века превратили в подчиненное мужчине существо, так что ей приходится не только бремя материнства нести, но и быть игрушкой в его руках. Конечно, ныне не во всех странах женщина продолжает оставаться бесправным существом, но от этого женщинам этих стран ничуть не легче. Они-то в чем виноваты, что такое тяжкое бремя выпало именно на их долю?
  Но вернемся к Адаму и Еве. Даже если согласиться, что они в чем-то действительно виноваты, грешны, то почему за их древний грех должны расплачиваться люди всех последующих поколений? Почему человечество должно нести на себе коллективную вину за поступок отдельной личности?
  Существует религиозное толкование  этих вопросов, и верующие люди принимают его как нечто само собой разумеющееся. Но тогда возникают более глобальные вопросы: правильно ли это, что человека заставляют жить под дамокловым мечом не только своей, но и "чужой" (Адамовой) греховности? Для чего вообще человек приходит в этот мир?
  Ответ на этот последний вопрос человечество так и не смогло дать. Но не думаю, что человек рождается и живет, чтобы сожалеть о потерянном рае. Не надо создавать самим себе и другим ад,  тогда рай поселится в вашей душе.
  И, может быть, хватит твердить о том, что мы расплачиваемся и должны нести вину за грехи Адама и Евы? Разве у нас мало своих грехов, за которые мы сами должны отвечать и расплачиваться?
  Правда, христиане радуются, что за них грехи "взял и понес" Иисус Христос, что он пострадал за них. Но как остроумно заметила Елена Рерих, "Христос пострадал не за вас, но из-за вас". Надо, прежде всего самому трудиться, расти духовно и нравственно, а не перекладывать свою ношу на чужие плечи, даже если это Бог.
  Может, история Адамы и Евы, наша жизнь под дамокловым мечом их греха и была задумана Всевышним, чтобы мы, наконец, возмутились, взбрыкнули, задумались над своей собственной жизнью, а не слепо шли по привычной колее?  Может, тогда и станет, наконец, нам ясен смысл нашего пребывания на земле?
 
 


Рецензии