Художник
… Жил в мордовском селе незаурядный человек. Звали его Петр Кильгаев. Семья его обосновалась в большом доме, а он сам дневал и ночевал в маленькой хибарке, в которой занимался рисованием. Писал в основном копии с картин известных художников. Его работы, удивительно похожие на настоящие, с удовольствием разбирали местные жители, взамен принося Петру продукты.
Рядом с художником постоянно вертелся мальчишка. Это был Володя Тюрькин. Он с восхищением следил за руками мастера, словно впитывал в себя запах красок, радовался блеску каждого мазка, ложащегося на простую мешковину, натянутую на подрамник. Петр заметил интерес паренька и стал потихоньку учить его рисовать. Первой работой Володи были рисованные… игральные карты. За них местные мужики расплатились с Петром махоркой, а маленький «мастер» получил то, о чем и мечтать не мог – краски. Через некоторое время Володя научился писать копии картин не хуже своего учителя. Тогда же он и выбрал для себя путь в жизни, решив стать настоящим художником.
После восьмого класса Тюрькин собрал свои рисунки и вместе с одним из одноклассников поехал поступать в Пензенское художественное училище. Товарища приняли, а Володе пришлось вернуться обратно. Посмотрев его работы, преподаватели училища отметили, что парень, несомненно, одаренный, посоветовали ему заняться написанием натюрмортов, дали несколько заданий и пригласили приезжать учиться после окончания одиннадцатого класса.
Когда в сельской школе отзвенел последний звонок, Владимир решил ехать не в Пензу, а сразу в Москву. Однако для того, чтобы попасть в столичный вуз, в те времена необходимо было направление, вопрос о котором решался на республиканском уровне. Времени оставалось мало, и он отправляется в Чебоксары, где подаёт документы на художественно-графический факультет пединститута. На экзаменах «срезался» на черчении, которого в его сельской школе практически не было из-за отсутствия учителя. Возвращаться домой после такой неудачи молодой человек не захотел, он отправился работать на всесоюзную стройку, возводить город Новочебоксарск. Потом вместе с товарищами по комсомольской путевке уехал на полуостров Мангышлак, строил железную дорогу Бейнеу – Кунград, работал в городе Форт-Шевченко. И всё это время Володя не уставал восхищаться родной природой, «лунными» пейзажами пустыни, седого Каспия, новостроек, возводимых руками его сверстников. Увиденное он старательно заносил в свои походные блокноты. Чуть позже в них появились зарисовки величественной тайги и безбрежных снегов. Судьба забросила Владимира в далекий сибирский город Томск, где он проходил срочную воинскую службу. Сменить жаркий климат на пятидесятиградусные морозы было непросто, как и привыкнуть к жесткой армейской дисциплине. Но именно воинская часть дала Владимиру направление в институт, справедливо оценив его способности. Сержант Тюрькин после армии успешно сдал вступительные экзамены в Московский текстильный институт на художественно-графический факультет. И не пожалел об этом ни разу.
– Преподаватели были у нас те же, что в Суриковском институте и в Строгановке, – говорит Владимир Григорьевич, – Но на нашем факультете основной акцент делался на прикладное искусство. Это во мне произвело настоящий перелом: раньше было непонятно, как можно писать почти чистым цветом. Потом очень понравилось так работать!
Защитив диплом, Владимир получил распределение на Климовский машиностроительный завод. Работал ведущим художником – конструктором. По его разработкам были изменены дизайн некоторых станков, оформление интерьеров производственных и административных зданий предприятия. Кроме того, Владимир Григорьевич проектировал и руководил работой по изготовлению сувениров и технических каталогов. Там же, на заводе он познакомился с обаятельной девушкой Валентиной, женился, в семье появилась первая дочка Наташа.
– Квартиру, которую мне должен был дать завод, как молодому специалисту, – вспоминает Владимир Григорьевич, – я так и не получил. Приходилось жить в частном секторе, комнатка была тесной, Наташа спала в подвесной люльке, которую я расписал.
Может быть, поэтому Наташа и стала, как папа, художником? Окончив климовскую школу с серебряной медалью и физмат МГУ, она поступила в Суриковский институт, после которого стала работать вместе с отцом в Доме культуры «Машиностроитель» художником.
Вторая дочь Владимира Григорьевича Настя пошла по маминым стопам, решила получить профессию юриста, хотя рисует она тоже замечательно, в чем её отец убеждался не раз.
Авторитет В.Г.Тюрькина в оценке рисунка непререкаем, ведь за его плечами почти 25 лет, отданных воспитанию юных художников. С 1985 года и по сей день он руководит детской изостудией, которой присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Как же так вышло, что вместо благоговейной тишины в студии художника звенят веселые детские голоса?
– То, что мне очень интересно с детьми, – говорит Тюрькин, – я понял давно. Сразу после службы в армии мне довелось немного поработать в сельской школе. Был старшим пионервожатым, вел уроки рисования. В изостудии я тоже поначалу работал только со школьниками. Сейчас ко мне приходят заниматься и дети младшего возраста. Что интересно, я многому сам учусь у своих учеников. Они ведь как понимают, так и рисуют, виденье мира у них уникальное. На каждом занятии выдают что-то новенькое.
Малыши – воспитанники Владимира Григорьевича и в самом деле замечательные. Недавно семилетняя Лиза Афоничева стала обладательницей сразу двух дипломов по художественному творчеству в рамках VI-й Международной выставки «Российская неделя искусств». Её работы «Радуга» в номинации «Природа моего края» и «Спелая вишня» в номинации «Я в обществе» были удостоены третьего места.
– Лиза занимается уже два года, – в голосе Владимира Григорьевича слышится неподдельное уважение к своей ученице. – Кто-то из ребят в процессе занятия может отвлечься, пошалить, но только не Лиза. Картины её очень простые и доходчивые, это и поражает всех. Конкурс, на котором были представлены ее рисунки, проводился в Московском Доме художника, работы оценивало очень серьезное жюри. Третье место на таком форуме – престижно для любого художника. Меня, как учителя, очень радуют успехи Лизы.
Конкурсов и наград в жизни Владимира Григорьевича и его воспитанников было множество, перечислить все сложно. Но он и сегодня уверен, что главное в жизни – это не звания и регалии, а любимая работа, в которую вкладывается душа.
Понятие «душа» огромно для художника, воспитывающего детей. Поэтому в изостудии не только рисуются картины и сочиняются композиции. Юные художники постигают здесь гармонию цвета, пропорции, масштаба, красоту формы предметов. В конце занятия обязательно устраивается маленькое чаепитие. Сидя за одним столом, малыши не только учатся делиться конфетами и печеньем друг с другом. Они загадывают загадки, рассказывают всяческие истории. На стенах студии висят маленькие листочки с их стихами, подаренными учителю. Смеясь, Владимир Григорьевич вспоминает о том, как однажды пожаловался ребятам на задержку с оформлением загранпаспорта. Один из мальчиков тут же «решил» проблему, нарисовав документ на бумаге.
Многие из воспитанников Владимира Григорьевича продолжили учебу в художественных заведениях, стали дизайнерами. Это Н. Копылова, О.Черемухина, Е.Фарафонова, Г.Руденко, Н.Мещерякова, Ф.Беленький, Л.Мигалина. Кое-кто из его учеников теперь уже водит к любимому учителю своих детей.
Занятия с ребятишками отнимают большую часть жизни Владимира Григорьевича. Но истинный художник всегда найдёт время для того, чтобы поработать «для себя». И не важно, где это происходит: у реки Петрички, куда он с ребятами выходит на пленэр, или на берегу венецианского канала. Италия – настоящая жемчужина для того, кто владеет кистью живописца. Владимир Григорьевич два года подряд ездил туда вместе со старшей дочерью Наташей. Останавливались у знакомых или в недорогих гостиницах, много и с удовольствием рисовали. Проехали практически всю Италию, на холстах остались запечатленные виды Неаполя, Милана, Пизы, Венеции, Сан-Винченцо…
...Давно нет на свете сельского художника Петра – первого учителя Владимира Григорьевича. Тюрькин до сих пор вспоминает его с теплой улыбкой, ведь этот человек научил его не только видеть прекрасное, но и щедро делиться своими знаниями и мастерством с учениками.
Свидетельство о публикации №211041800428
Людмила Козлова Кузнецова 14.02.2012 08:05 Заявить о нарушении