Художник

   Богата русская земля самобытными талантами. Это большое счастье, что рождаются на ней люди, с детства умеющие творить и создавать красивые вещи, да с таким мастерством, что не всякому умельцу, выученному в «заграницах»,   под силу.

… Жил в мордовском селе незаурядный человек.  Звали его Петр Кильгаев. Семья его обосновалась в большом доме, а он сам дневал и ночевал в маленькой хибарке, в которой занимался рисованием. Писал в основном копии с картин известных художников.  Его работы, удивительно похожие на настоящие, с удовольствием разбирали местные жители, взамен принося Петру продукты.

   Рядом с художником  постоянно вертелся  мальчишка. Это был   Володя Тюрькин. Он с восхищением следил за руками мастера, словно впитывал в себя  запах красок, радовался блеску  каждого мазка, ложащегося на простую мешковину, натянутую  на подрамник.  Петр заметил  интерес паренька и стал потихоньку  учить его рисовать. Первой работой Володи были рисованные… игральные карты. За них местные мужики расплатились с Петром махоркой, а маленький «мастер» получил то, о чем и мечтать не мог  –  краски. Через некоторое время Володя научился  писать копии картин не хуже своего учителя. Тогда же он и выбрал  для себя путь в жизни, решив  стать настоящим художником.

   После восьмого класса  Тюрькин собрал свои рисунки и вместе с одним из одноклассников поехал поступать в Пензенское художественное училище. Товарища приняли, а Володе пришлось вернуться обратно. Посмотрев его работы, преподаватели  училища отметили, что  парень, несомненно,  одаренный,  посоветовали ему заняться написанием натюрмортов, дали несколько заданий и пригласили приезжать учиться после окончания одиннадцатого класса.

   Когда в сельской школе отзвенел последний звонок, Владимир решил ехать не в Пензу, а сразу в Москву. Однако для того, чтобы попасть в столичный вуз, в те времена необходимо было направление, вопрос о котором решался на республиканском уровне. Времени оставалось мало,  и он отправляется  в Чебоксары, где подаёт документы на художественно-графический факультет пединститута. На экзаменах  «срезался» на черчении,  которого в его сельской школе практически не было из-за  отсутствия учителя. Возвращаться домой после такой неудачи молодой человек не захотел, он отправился работать на всесоюзную стройку, возводить город Новочебоксарск. Потом вместе с товарищами по комсомольской путевке уехал на полуостров Мангышлак, строил железную дорогу Бейнеу – Кунград, работал в городе Форт-Шевченко.  И всё это время Володя  не уставал восхищаться родной природой, «лунными» пейзажами пустыни, седого Каспия,   новостроек, возводимых руками его сверстников. Увиденное он старательно заносил в свои   походные блокноты. Чуть позже в них  появились зарисовки  величественной тайги и  безбрежных снегов. Судьба забросила Владимира в далекий сибирский город Томск, где он проходил срочную воинскую службу.  Сменить жаркий климат  на пятидесятиградусные морозы было непросто,  как и привыкнуть к  жесткой армейской дисциплине.  Но именно воинская часть дала Владимиру направление в институт, справедливо оценив его  способности.  Сержант Тюрькин  после армии успешно сдал вступительные экзамены в Московский текстильный институт  на художественно-графический факультет. И не пожалел об этом ни разу.

–  Преподаватели были у нас те же, что  в Суриковском институте и в Строгановке,  –  говорит Владимир Григорьевич,  –  Но на нашем факультете основной  акцент делался на прикладное искусство. Это во мне произвело настоящий перелом: раньше  было непонятно, как можно писать почти чистым цветом. Потом очень понравилось так работать!

   Защитив диплом, Владимир получил распределение на Климовский машиностроительный завод. Работал ведущим художником – конструктором. По его разработкам были изменены дизайн некоторых станков, оформление интерьеров производственных и административных зданий предприятия. Кроме того, Владимир Григорьевич проектировал и руководил работой по изготовлению сувениров и технических каталогов.  Там же, на заводе он познакомился с обаятельной девушкой Валентиной, женился, в семье появилась первая дочка Наташа.

   –  Квартиру, которую мне должен был дать завод, как молодому специалисту,  – вспоминает Владимир Григорьевич,  – я так и не получил. Приходилось жить в частном секторе, комнатка была тесной,  Наташа спала в подвесной люльке, которую я расписал.

    Может быть, поэтому  Наташа и стала, как папа, художником? Окончив климовскую школу с серебряной медалью и физмат МГУ, она поступила в Суриковский институт,  после которого стала работать вместе с отцом в Доме культуры «Машиностроитель» художником.

   Вторая дочь Владимира Григорьевича Настя пошла по маминым стопам, решила получить профессию юриста, хотя рисует она тоже замечательно, в чем её отец убеждался не раз.

   Авторитет В.Г.Тюрькина в  оценке рисунка непререкаем, ведь за его плечами  почти 25 лет, отданных воспитанию юных художников. С 1985 года и по сей день он руководит детской изостудией, которой  присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».  Как же так вышло, что вместо благоговейной тишины в студии художника звенят веселые детские голоса?

   – То, что мне очень интересно  с детьми,  –  говорит Тюрькин,  – я понял давно. Сразу после службы в армии  мне довелось немного поработать  в сельской школе. Был старшим пионервожатым, вел уроки рисования.  В изостудии я тоже поначалу работал только со школьниками. Сейчас ко мне приходят заниматься и дети младшего возраста. Что интересно, я многому сам учусь у своих учеников. Они ведь как понимают, так и рисуют, виденье мира у них уникальное. На каждом занятии выдают что-то новенькое.

    Малыши  –  воспитанники Владимира Григорьевича  и в самом деле замечательные. Недавно семилетняя Лиза Афоничева стала обладательницей сразу двух дипломов  по художественному творчеству в рамках VI-й Международной выставки «Российская неделя искусств». Её работы «Радуга» в номинации «Природа моего края» и «Спелая вишня» в номинации «Я в обществе» были удостоены третьего места.

–  Лиза занимается уже два года,  – в голосе Владимира Григорьевича слышится неподдельное уважение к своей ученице.  –  Кто-то из ребят в процессе занятия может отвлечься,  пошалить, но только не Лиза. Картины её очень простые и доходчивые,  это и поражает всех. Конкурс, на котором были представлены ее рисунки,   проводился в Московском Доме художника, работы оценивало  очень серьезное жюри. Третье место на таком форуме  –  престижно для любого  художника. Меня, как  учителя, очень радуют успехи Лизы.

Конкурсов и наград в жизни Владимира Григорьевича и его воспитанников было множество, перечислить все сложно. Но он и сегодня уверен, что главное в жизни  – это не звания и регалии, а  любимая работа, в которую вкладывается  душа.

   Понятие «душа» огромно для художника, воспитывающего детей. Поэтому в изостудии не только рисуются картины и  сочиняются композиции.  Юные художники постигают здесь   гармонию цвета, пропорции, масштаба,  красоту формы предметов. В конце занятия обязательно устраивается маленькое чаепитие. Сидя за одним столом, малыши не только учатся делиться  конфетами и печеньем друг с другом. Они  загадывают загадки, рассказывают   всяческие истории. На стенах студии висят маленькие листочки с их стихами, подаренными учителю. Смеясь, Владимир Григорьевич вспоминает о том, как однажды пожаловался ребятам на задержку с оформлением загранпаспорта. Один из мальчиков  тут же «решил» проблему,  нарисовав   документ на бумаге.

    Многие из воспитанников Владимира Григорьевича продолжили учебу в художественных заведениях, стали дизайнерами. Это Н. Копылова, О.Черемухина, Е.Фарафонова, Г.Руденко, Н.Мещерякова, Ф.Беленький, Л.Мигалина. Кое-кто из его учеников теперь уже водит  к любимому учителю своих детей.

   Занятия с ребятишками отнимают большую часть жизни Владимира Григорьевича. Но истинный художник всегда найдёт время для того, чтобы поработать «для себя». И не важно, где это происходит: у реки Петрички, куда он с ребятами выходит на пленэр, или на берегу венецианского канала.  Италия  –  настоящая жемчужина для того, кто владеет кистью живописца. Владимир Григорьевич два года подряд ездил туда вместе со старшей дочерью Наташей. Останавливались  у знакомых  или в недорогих гостиницах, много и с удовольствием рисовали. Проехали практически всю Италию, на холстах остались запечатленные виды Неаполя, Милана, Пизы, Венеции, Сан-Винченцо…

   ...Давно нет на свете  сельского художника Петра  –  первого учителя Владимира Григорьевича.  Тюрькин до сих пор вспоминает его с теплой улыбкой,  ведь этот человек  научил его не только видеть прекрасное, но и щедро делиться своими знаниями и мастерством с учениками.


Рецензии
Спокойно, основательно написан Ваш очерк, но в нём запечатлено и эмоциональное отношение автора к своему персонажу, поэтому текст читается с интересом. Очерк хорош тем, что в нём, по крайней мере, два центра притяжения - литературный герой (реальный человек) и автор с его художественным методом.

Людмила Козлова Кузнецова   14.02.2012 08:05     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Людмила, за добрые слова.

Ирина Глазырина   14.02.2012 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.