Глобальная потребность в управлении знаниями

Объективная и глобальная потребность в новых технологиях управления знаниями вызвана последствиями глобального экономического кризиса 2008-2009 годов, от которого мировая экономика до сих пор, по сути, так и не оправилась.

Ибо принятые соответствующими государственными структурами меры по преодолению кризиса просто «перевели стрелки» и перенесли проблемы с физических лиц и коммерческих структур на структуры государственные (прежде всего, на правительства), тем самым заложив под «посткризисную» экономику мины замедленного действия, которые уже в недалёком способны вызвать новый кризис, ещё более разрушительный, чем  только что вроде бы преодолённый.

У кризиса 2008-2009 годов было много причин – и объективных, и субъективных – но важнейшей причиной была фактическая смена модели экономического развития – и отдельных компаний, и экономик отдельных стран, и мировой экономик в целом. На смену здоровой модели развития 90—х годов, основанной на радикальном повышения производительности труда и эффективности организаций на основе внедрения новейших информационных технологий, пришла крайне нездоровая (если не сказать экономически самоубийственная) модель «нулевых годов», основанная на безудержном росте потребительского и коммерческого кредитования, а также всё более широком, бездумном и безответственном использовании т.н. деривативов – производных финансовых инструментов.

Поэтому для полноценного (а не иллюзорного) преодоления кризиса необходимо не только и не столько переписать долги физических лиц и коммерческих структур на правительства соответствующих стран и надеяться на то, что со временем всё «само собой образуется» (а именно так и поступили правительства развитых стран, не облагодетельствованных огромными запасами нефти и газа).

И не тупо сокращать государственные расходы (что вполне способно только усугубить ситуацию, ибо вполне может привести к экономическому спаду). Необходимо новое, ещё более радикальное повышение эффективности всех структур – и коммерческих, и государственных, и некоммерческих. Ибо только таким образом можно обеспечить рост валового внутреннего продукта, прибылей компаний, доходов физических лиц и налоговых поступлений в казну, которые и позволят и рассчитаться со всё ещё астрономическими долгами и первых, и вторых, и третьих, «слезть с кредитной иглы» (и никогда на неё больше не садиться). И вернуться к здоровой модели экономического развития, основанной как раз на постоянном повышении эффективности работы и производительности труда.

Многочисленные исследования фактической и потенциальной эффективности организаций – и коммерческих, и государственных, и некоммерческих, раз за разом показывают, что фактическая эффективность не превышает 10-15% от максимума (и то в лучшем случае). Иными словами, крайне неэффективно используются все составляющие корпоративного капитала – и финансовая, и материальная, и человеческая, и информационная.

Такое расточительство, разумеется, в посткризисных (и, скорее всего, предкризисных) условиях является совершенно недопустимым. Чтобы окончательно преодолеть кризис (и не допустить нового) эффективность организаций необходимо повысить радикально.

В современную информационную эру и в нынешней «экономике знаний» определяющую роль играет именно информационный капитал организации. Поэтому радикальное повышение эффективности организаций (производительности труда их сотрудников) должно осуществляться именно путём первоочередного (и радикального!) повышения эффективности использования информационного капитала организаций всех типов – и коммерческих, и государственных, и некоммерческих.

Резервы повышения эффективности информационного капитала за счёт технологий управления относительно простыми составляющими этого капитала – данными (информационным сырьём) и информацией (совокупностями данных, имеющими определённый смысл) уже давно исчерпаны.

В современном информационно развитом (даже «продвинутом») обществе для радикального повышения эффективности информационного капитала необходимо научиться управлять уже намного более сложными конструкциями – знаниями (т.е., информацией, имеющей значительную финансовую и/или функциональную ценность для конкретного сотрудника организации в конкретной ситуации).

Необходим радикальный прорыв в области технологий управления знаниями, который позволит радикально повысить эффективность использования информационного капитала организаций в глобальном масштабе.

Что, в свою очередь, позволит столь же радикально повысить эффективность использования всего капитала организаций, радикально повысить производительность труда и перейти (точнее, вернуться) с несравнимо более здоровой модели экономического развития.

Это радикальное повышение производительности труда обеспечит значительный (и здоровый!) рост валового внутреннего продукта – как отдельных стран, так и мировой экономики в целом, что позволит и рассчитаться с долгами, накопленными в предкризисный и кризисный периоды, и избежать искушения использования нездоровой модели и нездоровых инструментов экономического развития (которое, собственно, и вызвало глобальный экономический кризис 2008-2009 годов)


Рецензии