И немножко о любви. 2. Мяско с мышьячком

Начало
http://proza.ru/2011/04/18/701

                Он понял, что его чувства уже неуправляемы,
                они как бы уже не его. И этот город уже не его,
                и собака, которую он хоронит, тоже уже…

                Евгений Гришковец
                «Погребение ангела»



Помнится, Бердяев в какой-то своей книге иронически восклицал, что не понимает, что это за «Бог» такой, который не сможет воскресить его любимого кота в будущей жизни?! Ирония понятна. Православие недвусмысленно говорит: души живых существ (кроме человека), которыми Творец оживляет их материальные тела, после смерти животных – распадаются. Такова доктрина.

Впрочем, наш Бог – Бог исключений (разумеется, в пределах духовного здравия), это вам не карма, блин, безмозглая и бесчувственная. Уверен, что если вы будете честно и искренне просить, Он вернёт вам в Вечности – ИМЕННО ВАМ – вашего Друга, будь то кошка или собака.

… … …

Барон начал умирать с утра, но я-то этого не понял. Когда я проснулся часов в 12, огромная лужа его блевотины уже провоняла всю кухню. Я мысленно обругал его, принёс швабру и убрал. Потом взял поводок, чтобы вывести пса. Но он не поднимался…

Несколько раз ему становилось лучше, и он даже ходил, шатаясь, туда-сюда. А то вдруг пытался втиснуться между холодильником и стеной, или вползти под ванну… (Только сейчас мне припомнился жутко напугавший Робинзона Крузо козёл в пещере, – тварь заползла В ПЕЩЕРУ умирать.)

Но я легкомыслен. Тогда днём я не придал всему этого значения. У него отравления бывали и раньше. Я уехал к товарищу.

Я всегда был легкомыслен… Разве может рядом с этим качеством ужиться любовь? Например, супружеская? Или любовь христианская? Ведь я же в этом эссе показал их общий корень. И общий знаменатель.

… … …

У Веры тоже была собака…

Почему, когда я размышляю, пишу о жизни, о различных её явлениях, всегда вспоминаю женщину? Жанровый приём? Чушь. Ведь и правда вспоминается. Словно у каждой моей идеи, у каждого клубка мыслей есть эмблема – моя давняя знакомая, та или другая.

В женщине, господа, таится нечто космическое (не хочу здесь языческой интонации). Загляните в её глаза, – вы сами увидите… Побыв рядом с Женщиной, я последовательно, плавно и красиво деградирую от поэта до философа.

А может быть вся эта «шершеляфамщина» – просто фирменная болтовня Гены Петрова?.. И у него просто настал период такой: – подводить итоги? Первая старость – «минувшая четверть века», когда на горизонте 30, вторая – когда приближается 40, третья… Ну и так далее. Вот и вспоминаются люди, которые повлияли на меня. Зачастую, не особо этого желая.

Когда мы встречались с Верой, уединиться у неё дома было крайне проблематично, из-за матери и сестры. У меня – тоже родственники. Поэтому я часто приходил к ней, когда Вера собиралась выгуливать свою старую таксу. Мы бродили по парку и беседовали.

Вера то и дело наклонялась, чтобы убедиться, что её собака не ест «с земли». Кстати, я думаю, что Барона всё-таки отравили люди. Наши газеты не раз писали, что весной доброжелатели разбрасывают отравленную, скажем, мышьяком еду, чтобы «собаки не гадили кругом». Как правило, это мааааленький кусочек чего-то вкусненького – мяса или колбасы. Так что хозяин или не заметит, что собака его сглотнула, или уже ничего не успеет поделать.

Так вот, эта Верина такса была ужасна (наверное, она уже давно подохла). Толстая, одышливая тварь с трудом переваливалась с ноги на ногу, тыкаясь мордой в землю. Помнится, у неё ещё и грыжа отвратительная вылезла. А Вера её очень любила. ОЧЕНЬ. Любила до смешного. Целовала её в кривоватый нос. Вытаскивала (прошу прощения у брезгливого читателя) из собачьей задницы пряди полиэтилена, который такса ухитрилась сжевать накануне.

Мне этого не понять!.. Не понять даже сейчас, когда я сам имею опыт общения с собакой, к которой, пожалуй, привязался. Почему?! Почему Вера любила эту таксу так сильно?

Ну ладно ещё сопливые малыши в детдоме, которым она подтирает (насколько мне известно, – до сих пор) жопки каждый день – они всё-таки люди. А у Веры очень доброе сердце. Она жалеет сирот. Но собака!.. Такая безобразная. В этом мерещится какое-то почти извращение…

Афинская Тая, талантливый автор на ПрозеРу, дала моим «изумлениям» такого рода очень меткое определение – творческий аутизм. И ведь верно. Почему Гена не понимает, что хотя бы даже тривиальная привычка может породить чувство нежности к существу, которое рядом? Как бы оное ни было безобразно. А уж если изначально была любовь … Не разлюбить же таксу только из-за того, что она постарела так, что еле ходит и выглядит, как адская химера?

Но всё же, до такой степени… Мне кажется, Вера любила её больше, чем свою маму.

… … …

Я ошибался, дорогие мои, христианская любовь и любовь между мужчиной и женщиной не только непохожи, не только различны качественно, но прямо противоположны друг другу.

Ибо что есть любовь, например, к женщине? Ты выхватываешь её из «остальных» и возносишь на пьедестал. Она становится ЕДИНСТВЕННОЙ. И чем сильнее ты любишь, тем принципиальнее, глубже и даже яростнее различение: Её – и всех других. И на страже стоит ревность. А что есть любовь, завещанная нам Спасителем? Это любовь, не знающая фаворитов. Эта любовь уравнивает. И хотя христианин любит (вернее должен любить, – это, по правде, очень трудно) в каждом человеке – его уникальный образ Божий, всё-таки, эта уникальность не служит приближению одного за счёт отстранения остальных. Это СВЯТАЯ любовь.

…Боже, как тяжко он умирал, мой Барон. Не смерть ужаснула меня. Я похоронил много людей – маму, потом отца, бабушек, двоих друзей, ещё некоторых родственников – и моих, и не моих… (Хотя разве тут возможен ПОДСЧЁТ? И разве это можно сравнивать?) Меня ужасали его муки.

Поздно вечером я уже понял, что это – агония. Он выл и даже пару раз слабо залаял, словно ругался. А потом… Потом – только лежал, с уродливо раздутыми боками, тяжело дыша, причём выдыхал он с голосом. Каждый выдох – с голосом. Ритмично, однообразно, монотонно, громко… голосом.

Это было комично, потому что напоминало работу какой-то машины. Звуки были неживыми.

Я сидел за компьютером и писал, я был в каком-то ступоре, старался писать, чтобы только не слышать…

Я выходил в прихожую, присаживался на корточки рядом с ним. А он, всё так же лёжа на боку, продолжал томительно выдыхать голосом. И у него текла, пузырясь, какая-то дрянь ото всюду. Я растерянно гладил его по голове, мыл руки с мылом и плёлся назад к компьютеру. «Подыхает. Не… А может, очухается?..»

Потом он кричал, как человек. Я снова пришёл. Он, всё так же лёжа на боку, медленно передвигал передними лапами. «Господи! Хорошо, что я сейчас дома один!»

Я – снова за компом. Вскоре он затих. Я не выходил, пока не дописал предложение.

Моя собака лежала – всё так же на боку – в чёрной луже. (Сначала я испугался этой лужи, но сразу же вспомнил, как мы ему в глотку заливали растолчённый активированный уголь.) Он уже не был живым. Зря я накануне сварил кости, целую кастрюлю.

Выходя к соседу, Евгению Васильевичу, за обещанной лопатой (я всё-таки не дачник – в этом есть, оказывается, и минусы), я повернулся к Барону и сказал, как обычно говорят собаке, покидая её ненадолго: ЖДИ!

И ухмыльнулся. Не знаю, откуда это злорадство над самим собой. Может быть, грешнику так легче вытерпеть…

Ветхий человек слаб. Но как сильно он цепляется за образ мира сего! Сознавая всё его уродство и собственную обречённость, ветхий человек, тем не менее, держится за мир руками и ногами. И потому не может войти Новым Человеком в лучший мир – мир Любви.

Что же мне с ним делать, с ветхим моим человеком?

Только одно. Показать ему, насколько ужасен мир, и как взаимосвязаны страсти, дарующие мгновенное удовольствие, – с духом распада. Раскрыть ГНИЛЬ мира, тот самый мышьячок в ароматной колбаске. Чтобы ветхий человек отравился им и, наконец-то, умер.

Я уже около двух лет переживаю такую агонию. Не знаю, чем она закончится… Я не готов, да и вряд ли когда-то захочу стать человеком духовным в строгом смысле этого слова. Может быть, что-то случится с моей душой, и я передумаю? Или эта агония будет длиться до конца земной жизни?..

Видишь, Барон, твоя мука и смерть стали сырьём для очередного пассажа в духе «Кто таков Гэ Петров». Да что мне до тебя, собака. И что тебе до меня.



11-17 апреля 2011 г.
Запорожье


Рецензии
Не разлюбить же таксу только из-за того, что она постарела так, что еле ходит и выглядит, как адская химера? (с) Мне кажется, Вера любила её больше, чем свою маму. (с)
Это по-Вашему проявление-подтверждение существования любви? А как быть с кошкой, заменявшей ребёнка в бездетном браке, а потом усыплённой за то, что сгрызала все соски и гадила в детскую кроватку, из ревности к дитяти, не вовремя появившемуся? Как быть со стариками, бестолковыми, больными, в маразме, не помершими вовремя, выпихнутыми в неустроенность деревенской глуши, чтобы не мешали городскому благоустройству вырощенных внуков? Как относится к брошенными, растолтевшим бывшим женам, оставленным в возрасте, когда бросать неприлично? И ещё, как быть с любовью, адресованной ко всем сразу, никому -конкретно, конкретно -тому кто рядом в данное время в данном месте, а потом кому-то, заменившему в другое время в другом месте? Ну, конечно. Это любовь, не знающая фаворитов. Эта любовь уравнивает.(с) А объект любви согласен уравниваться? Тогда понятно, причём здесь собака. Её никто не спрашивает. И непонятно, причём здесь Христианство. Простите, я много лет как воцерковлённый человек. Любой священник в воскресной проповеди даст понять: Любовь - совсем не то, что о ней сочиняют.

Жаба Ага   04.05.2011 20:04     Заявить о нарушении
По тону ваш отзыв, вродебы, негодующий. Я это спокойно воспринимаю. Я пишу от души, а душа моя не слишком чиста, посему - читатель имеет право, в том числе публично, негодовать по какому-то поводу, связанному с моим творением.

Но, сколько я ни перечитывал вашу рецензию, я так и не понял, в чём же ваше негодование?

Если вы не согласны с определением христианской любви, которое я дал, то скажите чтонибудь по существу. Может быть, вы убедите меня, и я отойду от этого определения.

Вы задали много риторических вопросов и привели примеры, когда кто-то кого-то бросил или разлюбил. Но я не понял, к чему вы клонили?

Я буду признателен, если вы мне поясните свою мысль. Хотя, разумеется, вы не обязаны этого делать.

Геннадий Петров   05.05.2011 14:26   Заявить о нарушении
Негодование? Нет, нет, и нет. Пришлось и мне перечитать свою реакцию, действительно, ощущается некоторое возмущение. Не собиралась я негодовать, а что до возмущения - это да, в Вашу пользу. Что плохого в том возмущении? Всколыхнулось, наверное, слова неправильные подобрала, но писала от души, не с равнодушия, уж поверьте, что с собой поделать. Мои вопросы риторические должны априори содержать утверждения, а ответов не имеют, вот и терзают, разве одну меня? Конечно, не стоило вплетать Христианство, вырвалось, остерегаюсь полемики, не сильна, обыкновенная прихожанка махонькой церковки со славной историей в Царском Селе. Там попеременно, многие годы служат очень много батюшек. Большинство из них, кроме шуток, относительно молодые и не на шутку образованные. Есть бывшие технари. Физики. Естественники. Врачи. Гуманитарии. Художники. Все бывшие. Даже бывший каскадёр. Прихожане соответствуют. И все давно усвоили, что истину "возлюби ближнего как самого себя" можно трактовать во все стороны. Научись любить себя, иначе не получится кого-нибудь. Многие понимают буквально. Или. Люби только ближнего, на остальных тебя не хватит, ты не Господь, чтобы любить всех. Даже самая многодетная мама выделяет из всех самого любимого ребёнка. Даже самая добрая учительница выделяет из всего класса любимчика. И так далее. Все потерялись в трактовках. И как разделить "возлюби" от просто "люби", антонимо к которому приходит "разлюби". Как это - любил - разлюбил? Крестился-раскрестился? Так? Родился-обратно родился? Не мне судить, должно быть, Вы правильно разделили любовь к женщине и Любовь. Сегодня одна "любовь", ранее по плотности греха приравненная к смертоубийству легко подменила собой другую, по плотности - наивысшую добродетель. И её синонимы. Жертвенность. Жалость. Самоотверженность. Долг. Не знаю, чем ещё оправдаться. Меня всколыхнул образ Полины. Не в первый раз, я читала у Вас. Было где-то про прекрасных выродков, где брошенные дети тождественны уходящему, теряемому лексикону, что-то такое. Ещё мне показалось кощунством сравнивать любовь к собаке с любовью к маме. Не знаю, что ещё сказать, не сильна в риторике. Мучаюсь. Вот и вся риторика. С уважением, чего бы мне оно не стоило.

Жаба Ага   05.05.2011 20:23   Заявить о нарушении
Как я уже сказал, меня не травмирует возмущение – токмо заставляет задуматься. Тем и хорош сайт сей, что можно общатся в режиме автор-читатель. Причём, из них никто ни есть выше другого.

Вы пишете: - «Конечно, не стоило вплетать Христианство, вырвалось, остерегаюсь полемики, не сильна».

Но Христианство вплёл я, так что уж и вина тогда моя. А полемики и сам остерегаюсь, - не силён. Я же не трактат писал. Предложи мне кто-то дебаты, я бы ограничелся исповеданием главных своих убеждений (которые не касаются прозы и прочих эссе).

Что касается понятия «разлюбил(а)», то оно реально. Можно спорить между тезисами «любовь проходит, если её не питают» - и «значить, это была ненастоящая любовь», - но сам феномен, что человек, души не чаявший в ком-то, после каких-то собтий или промежутка времени поостыл – оспаривать глупо. Такое часто бывает.

«Ещё мне показалось кощунством сравнивать любовь к собаке с любовью к маме», - написали вы.
Абсолютно согласен. В данном случае герой (или я, - если угодно) говорит как бы в сердцах, потому что его пронзает острое недоумение, и это его злит. Это не философский тезис, это эмоция.

Искреннее спасибо вам за уважение ко мне. Я знаю, что не заслуживаю уважения многих требовательных людей.

С почтением,

Геннадий Петров   05.05.2011 23:35   Заявить о нарушении
По поводу любил (а) - разлюбил(а). Не может мама разлюбить дитё. Даже если прошло какое-то время, дитё выросло, и не оправдало маминых надежд. Я давно в медицине. Я видела мужей, выносящих судна из-под парализованных жен. Жён, овдовевших при вегетативных мужьях. Это длилось месяцами, годами. На койках лежали руины любви, но любовь продолжалась в виде долга. Верности. Жертвенности. Самоотречения. Я знаю самую счастливую на свете семью, много лет назад усыновившую страшного горбатого урода, не предвещавшего никаких перспектив.
Я имею подругу, которую зову Мать Тереза, потому что она не разлюбила никого, кто попадался ей в жизни. Ни сирого, ни убогого. Какое там "феномен, что человек, души не чаявший в ком-то, после каких-то событий или промежутка времени поостыл – оспаривать глупо. Такое часто бывает". И все любят в ответ. И я. У меня обычная женская история: я в разводе. Но мой бывший супруг, навсегда отец моей дочери, навсегда зять моей мамы, нам троим такая же опора до конца дней, что и мы ему, бывшему мужу ещё пяти жен, отцу-зятю многократному. Какое тут разлюбил(а), если сердце болит о каждом каждую минуту?
Наверное, мы с Вами имели в виду разные любови.

Жаба Ага   06.05.2011 20:39   Заявить о нарушении
То, о чём вы рассказали трогательно, и, слава Богу, что есть такие люди. Я хоть не врач, но я видел и смерть, и то, как она проверяет любовь.

К сожелению, ваши примеры не оспаривают того, что один человек может разлюбить другого. Хотя… не знаю, почему у нас с вами зашла об этом речь?

Вера как раз не разлюбила собаку из-за её старости и уродства (разумеется, я не провожу прямую паралель с любовью к человеку).

С другой стороны, герой не любил Веру, потому и не мог ея разлюбить. Он просто с нею встречался и радовался этим отношениям.

Знаете, я готов к прямому разговору, даже здесь, на форуме. В ваших замечаниях ощущается роздражение или неприятие. Я могу спокойно и адекватно воспринять любой упрёк ко мне как человеку, а тем более, как к автору, – ведь писать - это отвественность.

Но я всё равно не нахожу у вас конкретного упрёка. И потому теряюсь… Что же не так у меня?
(Я искренне спрашиваю, без всякой обиды, или заготовленной козни.)

Геннадий Петров   06.05.2011 20:54   Заявить о нарушении
Судя по Вашим произведениям, Вы прирождённый христианин, и не виноваты. Наверное, всему виной само освещаемое и священное понятие понятие ЛЮБОВЬ. Древнее как мир. Вы читали Евангелие? Вы читали послания Апостола Павла? Хотя бы выборочно, бегло? (Неужели религиозная полемика? Уереги, Господь!) Если не читали, прочтите. Ваше произведение называется "Немножко о любви". Не вините меня заранее в бессистемности высказываний, поверьте, я очень добросовестна во всяком чтении. Бессистемным мне видится именно "немножко". Но настолько талантливым, что даже у таких молчунов, как я, раскрылись рты.

Жаба Ага   06.05.2011 21:11   Заявить о нарушении
Я не богослов, конечно, но эти книги читал. Некоторые цитаты (не вырванные из контекста, а именно в «атмосфере» контекста!) сидят у меня в голове до сих пор.

Нам не обязательно вести полемику. Вы можете просто высказать какие-то ваши мысли, а я отзовусь на них. Цитировать можно, но это не самое главное.

Короче, иногда люди не сразу распознают, что в главном – они единомышленники.

А название дано таким «легкомысленным» не спроста. Это горькая ирония, Елена, это не болтовня и не ехидство.

Геннадий Петров   06.05.2011 21:21   Заявить о нарушении
Ну и Слава Богу, Геннадий. Пишите ещё. И простите уж за "полемику". Пусть не будет никаких цитат, и всё же...

Ветхий человек слаб. Но как сильно он цепляется за образ мира сего! (с).
С повторяемым уважением,

Жаба Ага   06.05.2011 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.