Урок внеклассного чтения
Ребята из восьмого «Б» в ответ также её недолюбливали чувствуя постоянное раздражение, накопленное ею дома и принесённое в класс. Кроме того, она одевалась неряшливо, постоянно ходила в черном помятом сарафане и вечно несвежей, замызганной блузке. В шестидесятые годы все одевались просто и неброско, но протест и неприязнь вызывала именно неряшливость и раздражительность Марии Петровны. Другие учителя также были скромно одеты, но всегда, подчёркнуто опрятны и собраны, и это вызывало в детях уважение к ним.
Учительница резко и решительно распахнула дверь… в классе стояла подозрительная тишина. Родионова, сидевшая на первой парте, как обычно не крутила головой и не вертелась, как юла, наоборот, она увлечённо читала какую-то книгу.
«Родионова! Убери сейчас же, посторонние предметы со стола!» – нарочито громко произнесла Мария Петровна. Девочка, молча и послушно, убрала книгу и чистыми глазами посмотрела на учителя.
«Странно, - подумала Мария Петровна, - в чём интересно подвох? Ах, да! Сегодня литература, а не русский».
Немного успокоившись, однако, не выпуская из поля зрения
пакостницу, учительница начала урок. Родионова сидела очень смирно и внимательно слушала. К концу урока, совсем расслабившись и потеряв всякую бдительность, Мария Петровна объявила, что в пятницу будет урок внеклассного чтения, и чтоб ребята приготовили что-то по своему усмотрению, причём не обязательно из школьной программы. Подобные занятия довольно часто практиковались в школе и приносили результаты.
В глазах Родионовой блеснули подозрительные огоньки, но она их сразу потушила.
«Показалось,- подумала Мария Петровна, - Родионова любит литературу. Ещё в пятом классе так читала стихи про саблю
Чапая «Несется Чапаев и рубит сплеча! Вздымается конь на дыбы сгоряча…», заслушаешься».
Раздумья Марии Петровны прервал голос Родионовой:
- А можно что-нибудь из Горького приготовить?
- Прозу? Можно и прозу.
Озорница тщательно прятала взгляд от учителя и вертела головой во все стороны, так что белые банты на жиденьких косичка подпрыгивали. «И чего она вечно крутит своими пропеллерами…», - раздражение стало подниматься в душе учительницы, но тут школьный звонок оповестил об окончании урока.
Мария Петровна, на этот раз довольная собой и детьми, вышла, но только за ней захлопнулась дверь, в классе начался невообразимый шум и крики, разобрать ничего было невозможно, потом всё стихло.
- Ничего, нормально, - убедила себя учительница, портить настроение после удачно проведённого урока не хотелось.
Неделя прошла незаметно и без конфликтов, даже на уроках русского языка ребята работали хорошо, а о литературе и говорить нечего.
«Неужели Родионова образумилась? Может права Татьяна Васильевна, просто энергии много в этой девочке. В комсомол недавно приняли, да ещё избрали секретарем комсомольской организации школы. Но уж больно много она крови мне попортила», - рассуждала учительница.
Наступила долгожданная пятница, Мария Петровна пригласила на урок классного руководителя восьмого «Б» Татьяну Васильевну. В классе было проветрено и чисто, ребята столпились около Родионовой и её верных друзей Котова и Потапова и шушукались. При виде учителей все быстро разбежались по своим местам. Мария Петровна сказала несколько напутственных слов и уселась на заднюю парту рядом с Татьяной Васильевной, приготовившись слушать восьмиклассников.
Сегодня она была спокойна, так как «бэшники» боготворили своего классного руководителя, и поэтому урок должен пройти замечательно.
Класс был дружным, Мария Петровна даже завидовала Татьяне Васильевне, везде «бэшники» были первыми и самыми активными на любых мероприятиях. Татьяна Васильевна преподавала алгебру и геометрию и её вездесущие «почемучки», начиная с пятого класса, сами оформляли кабинет. Он был лучшим в школе. Причём заводилами в любых делах были самые недисциплинированные - Котов, Потапов и Родионова.
Первой вышла читать стихи отличница Иванова: «Люблю грозу в начале мая…» - читала она вдохновенно. Ребята с неподдельным вниманием слушали. Потом ещё двое ребят также прочитали стихи.
- А сейчас можно я?!
- Родионова, у тебя же проза. Пусть пока другие почитают стихи, - интонация голоса Родионовой насторожила Марию Петровну.
- Так уже все прочитали! – уверенно заявила девочка.
- Как все? Больше никто не готов? - класс дружно молчал, - Ну давай, рассказывай.
Родионова вышла к доске: «Максим Горький. «Девушка и Смерть»!». Татьяна Васильевна удивленно подняла брови, вопросительно глядя в глаза ученицы, но маленькая нахалка даже взгляда не отвела и смотрела на учителей чисто и невинно – сама скромность! Татьяне Васильевне стало смешно и любопытно, чем закончится очередной спектакль, задуманный её любимицей.
А Мария Петровна, не чувствуя подвоха, произнесла: «Ну, читай, Родионова, читай».
«По деревне ехал царь с войны, едет – чёрной злобой сердце точит…,» - начала Родионова, класс слушал затаив дыхание, только Потапов и Котов, как заговорщики, переглядывались и восхищенно смотрели на свою подружку.
Голос у Родионовой был поставлен от природы, речь четкая, членораздельная, интонация голоса постоянно менялась в зависимости от текста. В нужный момент она держала необходимую паузу, что подчеркнуть и выделить ту или иную фразу.
- Таня, а это правда Горький написал? – прошептала Мария Петровна на ухо Татьяне Васильевне, та кивнула.
Родионова уже доходила до конца второй части:
- Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли,
Вместе с огнекудрым Сатаною… - напряжение в классе росло.
Мария Петровна решила срочно прекратить это безобразие:
- Родионова! Хватит!
- Нет! Пусть читает! – зашумел класс.
Мария Петровна обреченно опустила плечи. А Родионова ещё с большим воодушевлением продолжила.
Девочка настолько увлеклась чтением, что уже забыла о Марии Петровне, и о том, что хотела досадить учительнице. Она жила этими строками, наслаждалась ими и передавала свои ощущения ребятам. И вот она дошла наконец до шестой части:
- Девушка сидит богиней вешней,
Как земля гола весною ранней,
Грудь её обнажена бесстыдно,
А на коже шелковистой ланьей.
Звезды поцелуев ярко видны…
В классе стояла тишина, девчонки прятали глаза и краснели. Они давно уже посматривали на ребят, правда, не из своего класса, а на старшеклассников. Пацаны же, хоть и привычные к выходкам Родионовой, но такой смелости от нее не ожидали, смотрели на неё во все глаза и слушали. У каждого из подростков, где-то глубоко в подсознании просыпалось уже это прекрасное и неведомое им пока чувство.
Она же, не видела никого, читала стихи только своей дорогой и любимой Татьяне Васильевне, видя в её глазах ответ и радость. Читала красиво, светло и легко, рассказывала, рисовала своим голосом прекрасную картину любви.
«Ну! Родионова! Это уж слишком!» - Мария Петровна вскочила в негодовании и выбежала из класса, но никто даже и не обратил внимания на это. Родионова продолжала читать в полной тишине.
Когда эта чудо-сказка закончилась, Татьяна Васильевна продолжила с ребятами разговор на тему любви и жизни, благо это был последний урок, и спешить было некуда. Она всегда умела настроить своих ребят на нужный лад, подтолкнуть их к правильному выводу, закрепить в сознании светлое и доброе начало при разговоре по любому поводу. На эту тему задушевных бесед у них ещё не было, просто не было подходящего случая.
Свидетельство о публикации №211041900127
(если конечно есть желание, так же как и ученики)
Вот ты уже сколько прозы написала! Сейчас поздно, завтра остальное прочитаю.
Голубев Николай 22.04.2011 00:21 Заявить о нарушении
Тепла тебе, брат!
Лидия Шевчук 22.04.2011 07:46 Заявить о нарушении