О гениальности

Трактат на тему гениальности у меня явно не получится. А если бы, вдруг, он приобрёл солидно-увесистую форму, то пришлось бы очень внимательно посмотреть на себя в зеркало, чтобы, вглядываясь в знакомые с детства черты, задать себе единственный вопрос: как при вроде нормальной внешности и почти не глупом внутреннем содержании (а своё содержание я знаю, всё-таки, получше других) можно дойти до такой степени идиотизма? Попросите  самых лучших поэтов, художников, актёров, инженеров и так далее назвать по десять или двадцать гениальных людей, и вы получите почти не пересекающийся в фамилиях список неимоверной длины. И при обсуждении кандидатур на самых-самых, многие причисленные к лику одними, будут безжалостно другими оттуда изгоняться.
Поэтому, подход организаторов Петербургской выставки 2011 года "Гении и шедевры", когда один гений причисляет другого к сонмищу гениев без оглядки на не гениев – единственно верный путь. Правда, а вот этот первый – он кто? Естественно, если исходить из исторической миссии, когда достигший некоторой вершины или вершинки нечто вещает, например, про бриллиант в голосе певца, то все встают и аплодируют. Правда, потом аплодисменты в адрес бриллианта становятся с душком, но это уж мелочь.
Буду откровенен, меня на самом деле интересует совсем другой вопрос, который к гениальности, вроде бы, не имеет никакого отношения.
Пользуясь бессовестно тем, что текст пишу я, и пишу о том, что знаю сам, без ссылок на имена великих, расскажу совсем обыкновенное.
Моя знакомая увлеклась вышиванием крестиком. Сейчас это очень просто – заходишь в магазин, выбираешь схему вышивки, комплект ниток, описанных в схеме с присвоенными номерами и, закрепив канву, начинаешь процесс. Элементарно и просто. При усидчивости и аккуратности получаешь заранее известный результат. Заранее известный? Как бы не так.
Цветы моя знакомая вышивала своей подруге в подарок. Подруге не записной, с которой всего-то несколько лет в одной конторе, или в соседних квартирах или ещё как, а подруге по родству душ. Картина попала на выставку в крохотный музей вместе с вышивками других женщин, любительниц этого рода деятельности. Специалист из большого музея глянул на эту работу и очень захотел получить её в свой музей. Но как подарок подруге можно отдать куда-то ещё? Знакомая стала вышивать второй экземпляр. Вы хотите знать результат? Он удивителен. Две одинаковые картины, по стандартной из магазина схемы, из одинаковых ниток  – совершенно разные. В одной есть что-то, что невозможно объяснить словами, что и привлекло специалиста, очевидно действительно разбирающегося в чём-то, а в другой этого почти нет.
Когда-то в тонюсенькой книжице, которую я бы назвал одним из гениальных творений человека, автор, словами маленького мальчика, говорит, что суть вещей неразличима для глаз, истину возможно понять только сердцем. Если вам вдруг придёт в голову перечитать эту книжицу, вы обнаружите там совсем странные вещи, говорящие, в том числе, и о сегодняшнем дне. Вы этого не заметили раньше? Вам говорили о чём-то другом? А у вас есть свои глаза и уши? Вы им верите?
Когда-то меня учили в школе, что Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный всадник» изъясняется в любви к своему городу и возвеличивает Петра. Когда вы читали «Медного всадника» не по программе чего-то, а для себя? Мне довелось это сделать, когда готовил свою пушкинскую программу для чтения с эстрады. С удивлением обнаружил, что в поэме Пушкин выставляет Петру счёт, обличает его. А ещё говорит о том, что маленький человек совсем не мал. По существу, Пушкин выставляет счёт нашему времени, когда достигший чего-то, ни в грош не ставит стоящих ниже его. Гениальность Пушкина не в том, что он кого-то славил и чем-то восторгался, что он замечательно владел техникой стихосложения. А теперь оказывается, что реально в жизни было несколько иначе, кого-то и что-то можно было не славить или не клеймить, но не в этом главное. В каждой своей строке Пушкин любит. Любит женщину, природу, город, свою родину, мир вокруг.
Если любовь не заложена в творении художника, его произведение мёртво. Пусть даже полотно или роман грандиозны и выполнены с величайшим мастерством. Мастерство тоже необходимо, без соответствующей техники произведение искусства не создашь. Но как поговаривал Леонид Утёсов, без голоса петь можно, без сердца нельзя. Естественно, что под словом любовь подразумевается нечто весьма далёкое от примитивного её толкования. Это как в анекдоте, когда наличие духового оркестра в коллективе некоего учреждения говорит о его духовности.
Я, к сожалению, не записал и не запомнил наизусть две фразы, которые прочитал на стене холла современной библиотеки города Форт Вэйн в Индиане, США.  Эти фразы произнесла знаменитый в Америке художник Джорджия О’Кифф. Но, кажется, я запомнил их суть. Джорджия говорит, что самым прекрасным и великим искусством является музыка, но так как она не может выражать свою сущность ею, она пишет в своих картинах музыку и любовь. Сейчас, в век интернета, получить информацию проще простого. Наберите имя Джорджии О’Кифф и прочитайте о ней. Вы узнаете, что она прожила огромную жизнь с конца девятнадцатого до конца двадцатого столетия. Вы узнаете, что она рисовала эротические картины цветов. Вы узнаете её этапы жизни. Вы можете увидеть её фотографии, в том числе потрясающие работы ню знаменитого Нью-Йоркского фотографа. В галерее её имени в Санта Фэ я видел документальные киноленты о её жизни. Вы можете смотреть фоторепродукции некоторых её работ. И прочитав, и посмотрев всё это – вы не узнаете и не поймёте ничего. Потому что только посмотрев её подлинники, которых, пожалуй, нет в России, вы замрёте и влюбитесь навек в эти живые цветы, в тёмно-красный песок и камни каньонов Нью Мексико, в картины черепов, скал, зелень холмов. В каждом мазке художника – беззаветная любовь талантливого, даже гениального человека. Как удаётся это автору? За счёт чего? Я вам не отвечу, но знаю абсолютно точно, что если в тебе не кипит эта самая любовь, которую ты стремишься подарить миру, то ты будешь способен изобразить похоже, оригинально, даже может быть талантливо, но вот этого самого, что является подлинной сущностью мира и величайшей целью искусства – увы.
Когда-то молодым, работая в любительском театре над одной из ролей в пьесе замечательного эстонского драматурга Эдуарда Вильде «Домовой», довелось мне прочитать и вторую пьесу этого же автора в небольшом сборнике – «Неуловимое чудо». Было это давно, перечитать не смог эту пьесу, поэтому пересказываю, как запомнил. Главный герой пьесы, знаменитый пианист-виртуоз не празднует свою победу в очередном престижном конкурсе, так как услышал игру молодой незнакомой пианистки. Он говорит своему другу, что у него на самом деле нет этого самого неуловимого чуда, есть виртуозная техника, а у этой незнакомки это чудо есть. Совсем не просто понять, что заключается в произведении художника, вот эта самая великая сущность, или лишь красивая, модная и престижная упаковка. И совсем не просто художнику увидеть нечто в другом, и признать, что у него самого этого нет. В  данном конкретном случае, оказалось, что у мэтра было главное – умение услышать и увидеть, и честно сказать, невзирая на псевдомораль, заинтересованности и прочая.
Насколько важно в современном мире сказать правду, если ты её понял. Не обращая внимание на выгодность, келейность узких групп единомышленников и совместно пробивающихся группкой сквозь всяческие дебри, не обращая внимание на устоявшиеся трафареты и цитаты, на мнение Марьи Алексеевны и даже Самого! В начале было слово. Со слова начинается всё. Слово несёт любовь, если сказана личностью исконная правда и если эта правда направлена не во благо или против кого-то, а во имя любви, которой наполнен весь мир.
Совсем недавно мне довелось увидеть картину молодой женщины, которая не является художником, её имя не скажет никому ничего, кроме её родных, друзей и случайно увидевших нечто. На картине изображены снежные холмы, несколько деревьев и что-то сияющее над всем. Всё, что довелось ей пройти в этой жизни, очень непростой, ей удалось воплотить в этот совершенно потрясающий, обжигающий душу свет. Я воочию увидел на скромном полотне в обыкновенной квартире Таллинской многоэтажки то, что можно назвать: Свет, Любовь, Бог. Совсем не обязательно изображать измождённый лик снятого с креста, группы святых и так далее, чтобы показать то, что увидел сердцем. Вот в этой скромной картине есть Бог. Есть ли Бог в каждой картине с Библейским сюжетом?
Писать ли этой молодой женщине картины ещё? Писать ли никому неизвестному поэту стихи? Выкладывать ли всю душу на сцене захолустного театра актёру, который никогда не сделает карьеру? Зачем творим? Кому это надо?
А вот, наверно, нам всем, живущим, а ещё более – пока не родившимся. Только наполнив вот это всё, чем пропитана почва под ногами, воздух вокруг нас, электромагнитные и прочие поля вокруг старушки Земли, друг друга – любовью, отсутствием вражды, ненависти, правдой, творчеством в любых проявлениях – только тогда мы будем кое-чего стоить и обретём право называться человечеством.

Извините, что по существу не сказал ни единого слова, которые были бы вам незнакомы.

С искренним уважением,
Сергей Эсте, автор прозы и стихов на нескольких интернетовских сайтах, а по совместительству,

Сергей Стаценко,  Таллин, Эстония


Рецензии
Как хорошо Вы написали!
Хочется сказать что-то поумнее банального "хорошо", но лучше Вас мне все равно не сказать. И мне это нравится!

Мисс Синоби   25.03.2012 16:11     Заявить о нарушении
совсем не обязательно сказать лучше кого-то. главное, мне кажется - сказать своё.
Спасибо, Мисс Синоби!

Сергей Эсте   25.03.2012 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.