Отзыв на одну книгу

Позволю себе опустить такие весьма важные параметры как вес, обложка, качество бумаги  и ровность обрезки – оставлю это  профессионалам  в нелегкой области  подборки книг в личные библиотеки.
Книга прочитана, некоторые места перечитаны и даже выявлены места, которые будут зачитаны до дыр – есть определенная уверенность, что такие места будут множиться. Чем дальше в сказку – тем больше шансов на брак с красивой и умной принцессой. Брак не по расчету, но по любви.
Из предисловия становится понятным основная задача, которую ставят перед собой авторы книги –  поиск и нахождение золотой середины между хаосом и порядком. Что ж , попробую и я разобраться с этими будоражащими душу инями и янями..
И с первых страниц  впадаю в ипохондрическую грусть…Поведение –это совершённое действие. Наша история.  Как она ужасна, эта моя история, каким корявым почерком исписаны многие ее страницы и как мало в ней ярких, сочных, радостных картинок. Впрочем, не стоит давать волю нахлынувшим воспоминаниям, ибо ничего, кроме страданий они не могут принести. Грусть  -не повод  для печали – это повод спеть свой блюз… что же привело меня к такой моей истории? Что упущено между прошлым и будущим?
Где-то в глубине души возникает злость и хочется прибить того, кто определил стиль книги как сухой и рефератный… В сторону эмоции – это если не вчитываться в книгу , не работать внимательно с текстом, а пробовать читать как очередной бестселлер Коэльо. Но сколько ассоциаций возникает при должном внимании!! Улетаешь на их крыльях и с удивлением обнаруживаешь, что уже полторы страницы бессмысленно бегаешь глазами по строчкам. Стоп! Взываю к дисциплине и порядку.
Или просто сесть, пожалеть себя такого, зажатого со всех сторон обстоятельствами, руководителями, обязательствами, кредитами доверия и лимитами ожидания, необходимостью соответствовать чьим –либо представлениям, требованиям  и прочей обусловленностью. Или все-таки начать выбираться из  этих «трех сосен» и  прокладывать свою тропинку на минном поле жизни. То, что впереди – это еще не история, и это вдохновляет, и до эпитафий еще есть немного времени. Важно его не упустить. Не поддаться на искушения и соблазны, не впустить в себя предательский шепот собственной лени и безучастия.
Безусловно,  книга побуждает произвести Большую Ревизию себя, своей истории, своего поведения, задуматься о происходящем вокруг и начать выстраивать свою Великую Перспективу. При помощи каких инструментов? Каких умений и навыков? И тут палочкой – выручалочкой для меня во все времена была и есть импровизация. Ах, сколько надежд возложено на нее, сколько шишек набито, но все равно – это один из величайших способов решения повседневных и насущных проблем. Сверим часы? И получаю пощечину от авторов  - выходит, что это опасная и абсурдная иллюзия. Честно, удивлен тем терпением, с которым в книге выводятся постулаты о необходимости контроля над своим поведением, самоконтроля, власти над собой, умением вести себя по  Пути свободы. Но на всякий случай, оставлю импровизацию в заначке…мало ли что. Не так то легко лишаться собственных иллюзий, поверьте.
Как и всякий нормальный человек, я отношусь  к собственной жизни с достаточной долей безответственности – у меня есть на то масса причин, объяснений, индульгенций и прочих атрибутов для взывания к пониманию. На все ли воля Божья? 

Valeria  да уж импровизация.....целый день сидишь сочиняешь отзыв)))
Пол Грабовски  может, за сегодня и не успею
Valeria  во во....но слова и мысли хорошие
Пол Грабовски )))
Valeria  самоконтроль....сложная штука,нудная к тому же
Пол Грабовски это лень шепчет тебя - не связывайся ))
Valeria))))
Пол Грабовски поверь мне -это настолько забойно и интересно!! когда начинаешь серьезно этим заниматься
Valeria ну вот....а где сил взять, чтоб сесть и заняться этим делом
Valeria так что .....пускаю все на самотек

И что же это получается? Разве мной руководят страсти, страхи, обиды, лень и множественные соблазны? И нормален ли я со своими полуответственностью и полуправдой по отношению к самому себе? И не слишком ли много вопросов задает мне лично эта книга. Прямо вызов какой-то…а, может, проще согласиться со всем и понимающе кивать головой в такт убаюкивающим  бдительность последующим описаниям самообладания, внимания, ответственности, энергетического баланса, координации, системы и процессов перемен? А вдруг, это и есть главный секрет книги. Надо собраться, сосредоточиться. Да нет же! Нет никаких загадок, окутанных тайной – все доступно , понятно и постижимо.
Поражает тот факт, что недавно в одной популярной книге многое и убедительно было сказано а прогрессивных методах самоконтроля – тайм-менеджменте, эмоциональном интеллекте, заботе  об имидже. Читая «Школу Образности», я только со второго раза увидел утверждение авторов, что поведение, как предмет, включает в себя эти да еще и не разработанные направления. Вах!!! Где спрашивается, я был, когда в первый раз читал книгу? На каких таких гастролях я находился вместе со своим оркестром? И где шлялся дирижер? Нет, этого выдержать просто так нельзя. Возьму гитару и поеду в центр города, поиграю на лавочке перед парламентом. Меня это успокаивает…
 Подозрения, что еще много открытий ждет меня впереди только усилились.  Речь идет об  Образном Поведении. Что это за фикус такой? Из чего состоят, и как  складываются в единое целостное элементы подобного поведения? Что отличает Образного человека от Без-Образного? Получу ли я ответы на все эти вопросы? Готов ли я сам к образному поведению и решению проблем и  ситуаций с «чистого листа»? А харизматична ли моя, не лишенная обаяния, личность? И тот ли я человек, за которого себя выдаю – считываемо ли моё поведение или я настолько неуловим, что уже как тот  Джо из анекдота:
- А это – Неуловимый Джо… - Его что, действительно никто не может поймать? – Нет, просто он нафиг никому не нужен…
Возможно, когда-нибудь мою жизнь воспоют поэты – он был раздавлен логикой железной, додавлен женской – в ней и погребён… с  чем согласен – логика –штука беспощадная, а без образности – просто бульдозер западной цивилизации. Может потому и нахожу утешение в притчах восточных мудрецов и восхищаюсь их умением даже в самом занюханном человечишке увидеть искру божью. Потому что, обходя логику, напрямую впечатляют душу? На ум приходят слова Успенского об «объективном искусстве». И в чем же сказка?..
Наверное, самое ценное в моей жизни впечатление – от игры на сцене, от актерской практики. Поэтому считаю, что мне близка тема актерского творчества, хотя считаю нескромным вообще вспоминать об этом. Пожалуй, оставлю это своим биографам. Авось и заработают на кусок хлеба с колбасой. Да, скромно не получилось… колбаса была явно лишней. Актерская работа – это образное поведенческое творчество. И баста! Без излишних спекуляций и прочего словесного фона. Но лишний раз перечитать не помешает.
Светлая радость наполняет меня от того, что книга затрагивает важные вопросы об актере – как о мастере образного поведения. И благодарность, и уважение, и надежду, что мы еще многократно испытаем  гордость  за выпускников Школы Образности, когда увидим их работы и  имена в одном ряду со знаменитыми мировыми звездами. Есть , правда, опасность, что немало голливудских режиссеров лишатся рассудка, пытаясь заполучить  их в свои оскароносные фильмы. Добро пожаловать в мир реальности, сказала Наташа на презентации книги. И мне туда захотелось.
Кстати,  на презентации на вопрос, почему она отобрала у Александра Васильевича инициативу, Наташа без тени сомнения ответила – потому что он ничего в Этом не понимает! Вот так и рождаются анекдоты.
Связка ключей  от Вселенной, которая, как известно, по  частям  была роздана Великим Мастерам, начинает свое возвращение  к Человечеству. Один из ключей к успеху во всех сферах жизни – это Образное Поведение. Так утверждает автор книги Александр Токарчук и это подтверждает автор той же книги Наташа Токарчук. Попробую выяснить больше из второй главы и обязательно поделюсь впечатлением.  Ту би континед…
Писательство – это явно не мой конёк – заставить себя выложить на бумаге свои мысли подчас сложнее, чем отказаться от маленьких..да чего уж там…от больших удовольствий. Переживания, чувства и мысли , которые охватывали меня после прочтения первой главы сделали свое дело – я барахтался в них, нырял в их глубины, что помешало быть мне достаточно критичным и дотошным исследователем. Открываю книгу «Школа Образности» сразу со второй главы. Буду строг  к себе и беспощаден. Авось, и авторам, что от этого достанется.
И как думаете, кого я там встречаю? Вот он, дирижер оркестра моего разлюбезный – вот он «царь  в голове», мой стержень, мой шампурик,  на который я собираюсь нанизать вкусности и ароматы окружающего мира – Душа. Здороваюсь чинно, ибо барышня эта свободолюбива, умна не по годам, по детски открыта, и предпочитает не выбирать – любить или уважать – любит то, что достойно уважения. В минуты откровенности она сама поведала мне об этом. Люблю ее -  порой она простецки распахивает рубашку, а порой облачается в строгий мундир умудренного опытом полководца  или медитирует в  легких  шелка  обитательницы  храма тела моего. Кто же тогда я сам?  Она – моя, я точно знаю. Кто я?

Я- взгляд и настроение,
Улыбка, взмах ресниц.
Я - голос, интонация
И эха гулкий крик
Я - жест, спина сутулая,
Размах я крыльев-рук
И смыслам, и эмоциям,
Я без сомнений – друг…

Похоже – я это и есть мое поведение… опять нестыковочка  – поведение то моё.  О, я все-таки личность и дух. Сейчас узнаю. И обязательно напоминаю себе, что образное поведение обладает важными свойствами – считываемостью, выразительностью, наполненностью. Впрочем,  с  какого вдруг  вертолета я занялся поисками себя? Здесь я , сижу, пишу отзыв на книгу, которая задает множество вопросов и дает множество ответов и какая-то часть из этого множества вдруг становится частью меня, полноценно во мне размещается и , подмигивая и подбадривая, приглашает зачерпнуть еще десяток –другой страниц и утолить жажду познания. Воды живительный глоток в горячий, знойный день.
Если честно , достаточно было бы поблагодарить Сашу и Наташу за их работу и не строчить на белом листе шрифтом калибра всякие словеса, но душа требует работы – и я нахожу в себе достаточно веры и смелости, чтобы вступить на это дикое поле вода и расставить на нем точки и запятые по своему усмотрению, взмахнуть  пиками восклицательных знаков  и скрутить головы вопросительным.  Кто знает…  на этом листе тоже воцарится своя, неповторимая атмосфера, как следствие преобразования по законам образного поведения.
Это не книга – это провокация к творчеству, она сеет дух преобразования, не оставляет равнодушным и пытливого умом и поведением человека она просто заставит  спрашивать – где, когда мне можно будет познакомиться, посмотреть на людей образного поведения, самому попробовать так. И тут даже не поможет игра на расстроенной гитаре перед зданием парламента. Не успокоит, не убаюкает и не пожелает спокойной ночи. Ну вот скажите, люди добрые, зачем я в третий раз перечитываю «Школу Образности»? Буквы, абзацы, строчки на тех  же местах, никуда не делись с прошлого раза. И открываешь для себя совершенно другую грань этой , нацеленной ввысь пирамидки. Что же за игра это такая азартная? Почему она заводит, впечатляет и почему возникает  отношение и что это за взаимодействие такое?
Завесу этой тайны открывает описание энергетического устройства человека. Вот так все просто – конденсаторы, резисторы, генераторы, провода, трансформаторы и аккумуляторы. Законы Ома для цепи с душой и поведением, впечатлением и отношением. Господин Тесла, узнав, что тайны мироздания вот так запросто открываются простым смертным, пригрозил бы пальчиком… сидя на облачке и потягивая энергетические коктейли. А я завалю авторов книги вопросами – покажите мне конкретно, в каком месте бренного моего тела встроена антенна восприятия, из какого такого места энергетической цепи меня  исходят импульсы и токи намерения? Где у меня плата предпочтений? Можно пальцем… И где во мне  компенсатор  вредный  такой – воображение? И отличается ли оно  от детальки под названием  -фантазия?  А интуиция? На самом деле, в книге очень доступно все это описано, просто я, очевидно, хочу большего.
Читаю книгу и за неимением другого объекта для лабораторных исследований, примеряю все  на себя. Мне кажется это правильным подходом, потому как  научную ценность «Школы Образности» все-таки есть смысл анализировать специалистам  и экспертам – их ждет немало открытий и откровений – со временем, я в этом уверен, человеку для полноценной жизни будет первой необходимостью изучить предмет Образного Поведения. Изучить и практиковать. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно… а некоторым так и вовсе ежепетруччо.  Начиная от маленького, от единицы человеческого поведения – поведенческого образа, состоящего из простейших элементов – смысла, эмоции, жеста, речи… и до …. А к чему, собственно ведут нас авторы книги? Надо поискать ответ. Возможно, он заключен в словах Дереша : «Когда вы проникли в структуру магии, она больше не имеет  власти над вами». Я взял на себя смелость утверждать, что тот, кто пойдет по пути изучения Образности, уже не сможет вернуться в Матрицу и что первая книга серии является по аналогии таблеткой, которую Морфей предложил Нео… В реальном мире – страшно, тяжело, на каждом шагу трудности, требующие беспрерывной работы, требующие преодоления и активной позиции по отношению к происходящему вокруг. Но не это ли делает его самым прекрасным из всех миров, не такая ли работа оплачивается сторицей? Не та ли это награда, к которой стремится каждый уважающий себя человек?
…Самое восхитительное в музыке – это тишина. Пауза. Время останавливается. Пространство сворачивается. Эта крошечная нирвана будет пронизывать тебя до первой дроби оркетрового барабана, до первого легкого касания смычком  струн виолончели,  до  первой  мягкой атаки перелива мандолин. Ночная серенада взорвет Вселенную и она снова выстроится в привычные тебе  формы. Но ты еще долго будешь находиться под впечатлением той Великой Паузы...
…Для счастья нужно совсем немного. Достаточно оказаться августовской ночью на балконе с девушкой, которая тебе безумно нравится. Несколько мазков тумана и фырканья пасущихся невдалеке лошадей. Шороха травы под  лапками вышедших на ночную охоту ёжиков и предчувствия поцелуя. И ты наслаждаешься этим мгновением, и только дыхание выдает легкое волнение. И всю оставшуюся жизнь ты будешь помнить именно эту Великую Паузу…
По-моему, в «Школе Образности» не стоило уделять так много внимания несовершенству актерского образования у нас в стране – это настолько очевидно, что только слепой не видит и глухой не слышит.  Противопоставление существующему положению вещей в некоторых случаях может умалить значение того подхода к обучению , которое заявляется в книге. И не станут же авторы книги утверждать, что не видят множества фактов, что теория образности в некоторых ее элементах  и методах используется в творческой работе всех, кто так или иначе на пути своего становления сталкивался с Мастером, обучался у Александра Васильевича. Сколько людей с нескрываемой гордостью сообщали миру, что они «пользуются» системой Токарчука. Что они являются его учениками и последователями, явно намекая на то, что это «наш новый Станиславский или, как минимум, Чехов Михаил»…
Моральность, нравственность – невозможно не поднимать эти темы, говоря об Образном поведении. В связи с этим, мне вспоминаются слова , сказанные А.В.Токарчуком – человечество  явно находится на пути нравственного деградации и не в наших силах остановить этот процесс, но мы можем сделать кое-что , чтобы затормозить это. С тех пор прошло около десяти лет и вышла книга – отчаянная попытка поставить во главе моральных норм образное поведение. Какими же свойствами обладает подобное поведение ?
 Сознательность –собранность и внимание ко всем составляющим поведения – ничего лишнего и неосознанного.
Реалистичность –смелое и адекватное отношение к окружающей действительности в реальном, а не воображаемом  мире.
Гармоничность – простота, понятность и взаимосвязь элементов поведения по законам гармонии.
Креативность – творчество.
Авторство – уникальность, единичность, активная позиция по отношению к миру.
Достоинство, энергетичность, эвристичность… от свойств к функциям. Глубина и степень проработки темы просто поражает. Казалось бы – да уже все сказано, все уже понято, но продолжаешь радоваться новым для себя открытиям, упорядоченности и структурированности теории Образности.
Начиная передачей информации, через собственный  итерфейс и самопознание, с  радостью преображая внешние и внутренние стимулы, с надежным щитом образности  в руках, мы с легкостью можем двигаться по пути свободы к исцелению – что может быть лучшей и достойной целью по отношению к себе и к миру.
Очень удачным во второй главе книги является сочетание теории Образного Поведения с  психологическим обоснованием, примерами, которые легко можно обнаружить в себе, в окружающих. И если я вижу, что во мне достаточно подтверждений того, что я бываю отождествлён со своим поведением или, наоборот, разотождествлён, то несомненно, у меня есть шанс быть и оставаться в пределах нормы, задействовав энергетический обмен между душой и поведением. Отсекая бритвой Оккама крайние проявления, оставаться в рамках золотой середины и собственного  доступного диапазона, творить свои неповторимые поведенческие  образы, преобразовывать их, реализуя потенциал и предпочтения своей личности, обогащая при этом и умножая потребности души. Инструмент для этого дан – Образное Поведение. Цели и ценности очевидны и бесспорны –любовь, творчество, созидание, гармония. С нетерпением буду ждать продолжения серии «Школы Образности», хотя и с первой книгой еще предстоит немало работы и открытий. От простой мелодии и гаммы до Великой Симфонии.


Рецензии
Начнем с хорошего. Например, с поднимаемой темы, ибо как тема, безусловно, важная и нужная. Читая книгу об образном поведении, понимаю: эта штука нужна не только актерам и публичным людям, но любому человеку, живущему среди людей – для того, чтобы быть успешным или, как минимум, адекватно воспринимаемым. Вести себя в любой ситуации, в любом обществе так, чтобы твое поведение было считываемым, и в результате быть правильно понятым окружающими, быть принятым за того, кем являешься, а не за кого-то другого – такое никому не помешает.

Так просто – всего лишь быть образным. Остается один маленький вопрос: как же это сделать? Как добиться образности собственного поведения?

А вот об этом книга умалчивает. Может, я недостаточно внимательно читаю? Возможно, информация завуалирована, зашифрована? Ясно одно: данная информация не лежит на поверхности, не является чем-то очевидным. Понятной и прозрачно описанной методики, которой мог было бы воспользоваться средний читатель вроде меня, я не уловила. Повторюсь: возможно, виною тому моя невнимательность.

Вернемся к теме. С одной стороны, упор на поведение, образное поведение вполне понятен – если речь идет об актерском мастерстве, поведение – это то, чем работает актер, именно поведение делает его хорошим, плохим, выдающимся, посредственным актером, собственно актером или не актером вообще.

Но есть и другая сторона медали. Как человеку, не чуждому некоторых знаний из области психологии, мне кажется не вполне уместным рассматривать человеческое поведение как нечто самодостаточное, что-то такое, что нужно изучать и корректировать непосредственно. На мой взгляд, поведение – лишь верхушка огромного малоизученного айсберга, имя которому – структура личности. Тот, кто хоть немного занимался психологическими практиками, понимает: поведение (внешнее проявление человека) меняется тогда, когда меняется что-то внутри этого самого человека, в его внутреннем мире – мыслительных процессах, эмоциях, отношении к жизни.

Не могу сказать, что авторы этот аспект игнорируют, напротив. Есть попытки связать поведение с душой, с энергией, нравственностью... Но, к сожалению, этим попыткам недостает системности, и мой бедный ум вязнет; держа книгу перед собой, еще что-то понимаю, закрыв же ее, тщетно пытаюсь связать воедино только что прочитанное: что – поведение? Что – душа? Что-то как-то связано, вроде бы, как – хоть убей, не помню.

Тексту явно недостает структуры. При том, что есть отдельные хорошие моменты (о целостности, душе, внутренней работе…), после прочтения не остается цельного впечатления. Кажется, будто хотели написать научный трактат о чем-то не вполне понятном. Стилистика текста выдает потуги на некую наукоподобность: много умных слов и их сочетаний – динамическое состояние, системная единица поведения, преобразование, удерживание, образная переработка и т.п, – призванных вроде бы прояснять суть предмета… но после них в голове почему-то не ясность, а каша. Информация же о том, что такое образ и образное поведение, остается после прочтения достаточно размытой.

Кроме того, в тексте присутствуют утверждения, истинность которых не очевидна. Примеры: «воображение энергии нам не прибавит», «мы постоянно находимся в поисках энергии» (кто такие «мы»?), «на эстраде…должна цениться проявленная личность…а не пустышка» (почему, кому должна?) и др. Подобные выражения придают тексту налет дилетантства, делая его менее похожим на профессиональный. Тот же эффект производят банальные пунктуационные ошибки.

Учитывая то, что для авторов книга является чем-то достаточно важным – воплощением в печатном виде дела всей жизни, попыткой систематизировать и донести до читателя суть этого дела – становится немного грустно. Люди так старались, а получилось… кисловато. Чтобы поправить ситуацию, важно понять, в чем причина – в недоработке самой системы, метода или только в способе изложения.

Главным критерием того, удалась ли книга, можно считать ответ на вопрос, выполнила ли она изначально поставленную автором задачу. Если считать, что цель книги «Школа образности» – рассказать читателю об образном поведении, что это такое и как с этим работать, то я поняла это довольно смутно. Остается надежда, что другие читатели окажутся более понятливыми.

Арбатова Маргарита   14.07.2011 23:59     Заявить о нарушении