Яков Протазанов

Яков Александрович Протазанов родился в январе 1881 г. в Москве. Его отец служил в фирме братьев Шибаевых, связанных с нефтяным делом. В 1900 г. Яков окончил коммерческое училище и собирался поступать в Политехнический институт, но в это время его семья разорилась. Протазанов устроился репетитором в купеческий дом Тимашевых, затем недолго работал на мануфактуре Шрадер. Приход Протазанова в кино в 1907 г. внешне выглядел поступком случайным. Устроившись переводчиком в московскую кинофирму «Глориа», он, возможно, и сам считал этот шаг просто эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства. Вскоре Протазанов попробовал себя как актер и сценарист. За первый свой сценарий «Бахчисарайский фонтан» (1909) он получил двадцать пять рублей. В 1911 г. Протазанов женился на Фриде Кеннике, сестре одного из основателей «Глориа». В кинофирме «Тиман и Рейнхардт», в которую влилась «Глориа», Протазанов «работал за всех». Он был одновременно переводчиком, оператором, кассиром, реквизитором, бухгалтером, помощником режиссеров, заведующим актерской труппой. Однажды, во время съемок в Киеве, когда актеры отдыхали в ресторанчике, актер Шатерников с большим чувством спел «Песнь каторжанина». Протазанов тут же карандашом набросал одноименный сценарий, который был куплен студией. По случайности постановку поручили самому Протазанову, и совершенно неожиданно картина оказалась удачной. Прокат востребовал 65 копий (вместо обычных  30-34). Так началась его режиссерская карьера.

После нескольких проходных картин Протазанов снял свой первый шедевр – экранизировал пьесу Леонида Андреева «Анфиса» (1912). Эта мрачная драма, имевшая огромный успех у публики, рассказывала о том, как юная Анфиса сначала стала любовницей мужа своей старшей сестры, а потом отравила его. Сценарий к фильму написал сам Андреев. В том же 1912 г. Протазанов снял фильм о последних днях жизни Льва  Толстого -  «Уход великого старца». Режиссер стремился к достоверности. Отличный грим позволил ему перемежать игровые эпизоды с документальными кадрами прижизненных съемок писателя. Правда в России (по требованию вдовы Толстого) картина была запрещена к показу, но в заграничном прокате она имела успех.

Перед Первой мировой войной Протазанов снял фильм по нашумевшему роману модной в то время писательницы Вербицкой «Ключи от счастья» (1913). В кинофирме ожидали хорошей прибыли от ее проката, но успех превзошел все ожидания. Колоссальные расходы (часть сцен снималась в специально организованной заграничной поездке) окупились сторицей. «Ключи от счастья» делали сумасшедшие сборы. Билеты продавались за несколько дней вперед, и не только сидеть, но и стоять в проходах не было никакой возможности. Ни один фильм дореволюционной России не имел такого коммерческого успеха.

В 1915 г. совместно с Гардиным Протазанов сделал попытку перенести на экран «Войну и мир» Толстого. Снятый всего за шесть дней фильм встретил восторженный прием зрителей. Это была последняя работа  Протазанова в фирме «Тиман и Рейнгардт». Он перешел в кинофирму Ермольева, который незадолго до этого переманил от Ханжонкова его лучшего актера Ивана Мозжухина. Работа у Ермольева была поистине каторжной. Каждый режиссер должен был снимать не менее одной картины в месяц.   В 1916 г. Протазанов снял 15 картин! В большинстве своем это были душещипательные мелодрамы, детективы, приключения. Его «Сашка-семинарист» и «Женщина с кинжалом» («Обнаженная») пользовались ошеломляющим успехом.

В этом ряду проходных работ следует отметить несомненную удачу Протазанова – фильм «Пиковая дама». Впервые русский киноэкран получил не движущуюся иллюстрацию литературного произведения, а изложение этого произведения языком кино. Сохраняя в целом пушкинское видение событий, Протазанов многое читал между строк. И удивительное дело – эпизоды, которых не было в повести, органично и естественно  вошли в ткань кинорассказа. Атмосферу фильма определили прекрасные декорации (художники вдохновлялись иллюстрациями к повести, сделанными  Бенуа). Картину отличала высокая режиссерская и операторская культура, психологическая глубина актерской игры, в первую очередь Ивана Мозжухина (Германа).

В 1917 г. Протазанов снял два революционных фильма – «Андрея Кожухова» по роману Степняка-Кравчинского и «Не надо крови»  - драматическую историю Софьи Перовской. Но главным его творением революционного года стал фильм «Отец Сергий» (1918) по одноименной повести Льва Толстого с Мозжухиным в главной роли. Вслед за большим успехом «Отца Сергия» Ермольин переехал из Москвы в Ялту. А в 1920 г. Яков Александрович эмигрировал из России. На студиях Парижа и Берлина вместе со своими постоянными актерами Мозжухиным и Лисенко он сделал шесть фильмов.

Протазанов вполне обжился в Париже, у него появились знакомые, связи в мире искусства, и тем не менее осенью 1923 г., поддавшись на уговоры, он возвратился в Москву и стал сотрудником киностудии «Межрабпом-Русь». Первой его картиной в Советском Союзе была «Аэлита» (1924) по фантастическому роману Алексея Толстого. В фильме противопоставлялись два мира — старый, марсианский и новый, революционный, начавший свою жизнь на Земле. Съемки проводились с неслыханным прежде размахом. В павильонах киностудии были выстроены огромные декорации по макетам художников-конструктивистов Рабиновича и Симова. Лестницы, спиральные пандусы, колонны и прочие детали изображали дворец Аэлиты, марсианской правительницы. Премьера фильма, состоявшаяся в Москве осенью 1924 г., наделала много шума.

После мрачноватого фильма «Его призыв» (1925) Протазанов снял веселую, жизнерадостную комедию «Закройщик из Торжка» (1925). В этой и последующих комедиях режиссера — «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1927) — лукавая усмешка сочеталась с сатирой и тонким лиризмом. Отдав должное жанру комедии, Протазанов стал искать новую тему — современную, политически точную, и нашел ее в рассказе Бориса Лавренева «Сорок первый» (1926). Действие картины разворачивается в районе Каспийского моря в годы гражданской войны. Девушка-снайпер из Красной армии попадает на уединенный остров. Судьба сталкивает ее с белым офицером, в которого она влюбляется и которого убивает в конце (он становится ее сорок первой жертвой). Вслед затем Протазанов снял две  психологические драмы из жизни дореволюционной России: «Человек из ресторана» (1927) — по одноименной повести Шмелева и «Белый орел» (1928) — по рассказу Андреева «Губернатор».

Последней немой картиной Протазанова был «Праздник святого Йоргена» (1930) - сатирическая комедия, высмеивавшая князей католической церкви и разоблачавшая их жульнические махинации по одурачению паствы. Она стала  вершиной комедийного  творчества Протазанова. Следующий фильм «Томми» (1931) по повести Всеволода Иванова «Бронепоезд 14—69» назывался «звуковой кинопьесой». Но более запоминающейся стала другая работа Протазанова — «Марионетки» (1934), в которой слились воедино две важные для режиссера линии — интерес к острому, современному политическому фильму и многолетняя любовь к комедии. После «Марионеток» он снял комедию «О странностях любви» (1936) и незабываемую «Бесприданницу» (1936) по одноименной пьесе Островского. Главную героиню Ларису Огудалову, Протазанов видел юной девушкой, непосредственной и впечатлительной. И хотя эту роль оспаривали многие известные актрисы, он доверил ее студентке киноинститута Нине Алисовой, снимавшейся до этого в фильме «О странностях любви». Поначалу  выбор Протазанова многие оспаривали, но уже при жизни режиссера его экранизация «Бесприданницы» была признана классической.

Во время войны Протазанов оказался в эвакуации в Ташкенте. Здесь он снял фильм «Насреддин в Бухаре» (1943). Прославленный мастер еще раз блеснул комедийным дарованием, создав образ народного героя. Умер Протазанов в августе 1945 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Ничего не смотрела. Интересно было узнать, что один из любимых фильмов моего детства - Сорок первый, имел немого предшественника. Постараюсь найти и посмотреть. Также заинтересовала "другая" Бесприданница

Оксана Куправа   25.09.2020 09:58     Заявить о нарушении
Неужели вы не смотрели «Праздник святого Йоргена» с молодым Ильинским? Найдите обязательно! Это был один из любимых фильмов моего детства. "Бесприданница" - советская классика. Когда появился фильм Рязанова, многие сравнивали его с "Бесприданницей" Протазанова и находили, что последний гораздо лучше передал дух пьесы Островского. Из немых фильмов я смотрел только "Отца Сергия" (хорошая постановка!). Очень хотел посмотреть "Аэлиту", но не сложилось.

Константин Рыжов   25.09.2020 11:53   Заявить о нарушении
Посмотрела 41-й. Отсутствие звука нисколько не мешает воспринимать трагизм ситуации.

Оксана Куправа   25.09.2020 18:07   Заявить о нарушении