Вариант сознания... ч. 14

     Поливалентность таланта.
     Педагог-новатор  Щетинин  заметил,  что   сильные  ученики отличаются  от слабых   широтой  и глубиной  побочных  интересов.  Гениальный Микельанджело   отличался  универсальностью  интересов. То  же  самое  относится  и к  Гете, который  писал  поэмы и коллекционировал минералы. Гоголь,  прежде  чем  обратиться  к миру   как  писатель,   мечтал осчастливить Россию  как   ученый-историк,  как  великий  администратор,  как   гениальный  актер… Чехов  тоже  долго колебался  между  медициной -  «законной  женой»,  и  литературой -  «ветреной  любовницей».  Мог он стать и незаурядным  ученым -  об  этом  свидетельствует книга  «Остров  Сахалин».  В  ялтинские  годы   не  раз  говаривал:  если  бы  я  не  был писателем,  то стал  бы  садовником… Чеховский   писательский  универсализм  охватывает   все  сферы  литературного  творчества,  кроме  поэзии:  юмористика,  серьезная  проза,  драматургия. 
      Кинорежиссер Лариса  Шепитько   рассказывала,  почему  стала  именно режиссером. Она  умела все:  петь,  танцевать, рисовать,  лицедействовать, играть на пианино… Где  нужен такой  универсализм? – В кино,  где синтезируются  все виды  творческой  работы.
    Может  быть,  талант стоит определить  не  как  синтез,  а как поливалентность творческой  натуры, как    способность активно вступать в  реакцию с окружающим миром, создавая  самые  невероятные соединения.  Что-то от  этой поливалентности  есть и у  меня.  Я  писал  стихи, резал по  дереву,  мазал  холсты,  играл  на  любительской  сцене,  создавал   музейные  экспозиции,  издавал  научные  книги,  писал  художественную  прозу… Конечно,  это  не  таланты – просто способности,  благодаря  которым,  к  примеру,    можно стать  настоящим  музейщиком,  то  есть, актером,  ученым и  художником  одновременно.  Жаль,  что Бог не  дал  мне   музыкального  слуха -  а  как  чешутся  руки  создать собственную  композицию!
    Почему же так хочется  переиначить формулу  таланта?  Синтез  различных способностей  -  дело великое. Поливалентность -  тоже.   Но  главное  - в  той  особенной   внутренней  несвободе  творца, внутренней  потребности, которая  заставляет, по выражению  Б.Сарнова,  «идти на  нерест». Талант  -  это  экспансия  чего-то  внутреннего  на  окружающий мир.  Талант -  это как  благовоние,  как миро,   которое  истекает  из  тончайших пор, наполняя мир ароматом.  Талант -  это «черная   дыра»  наоборот:  он  перекачивает в мир некую  неведомую  энергию созидания,   красоты, гармонизации  хаоса.               
                24 января  1988.
                * * *
                Волны  жизни
   Двенадцать ночи. Над  ночной  Ялтой, тихой, скованной  холодом, покрытой  гусиной кожей,  -  над  Ялтой  царит  лунный  призрак  гор.  Яйла  выпирает  уступами скал, светится  лунными  зеркалами осыпей.  Словно кора  пробкового  дуба,  испещрена  морщинами,   наплывами,  трещинами;  лунный  свет  завораживает  душу,  и  чудится,  что  в  гигантской  коре остывшей  земли    навечно  впечатаны  черты  ее   уродливых  первенцев. Вот  челюсть  каменного носорога;  вот   темный  зрак  неведомой  рыбы;  вот  зубцы  доисторического тритона…  Пройдут  миллионы  лет,  растворится в  пыли  барханов    белок  наших  тел, железная   соль  вытеснит из  костей   усохший  мозг.  И  только  каменные  головы  скал,  отглаженных  ветром,   сохранят молчаливую  память  об  одной  из  волн  жизни,  прокатившейся  по планете.
Ах,  как  вскипала  эта волна!  Это  был  всемирный  потоп  мыслящей  протоплазмы, -  казалось,  нет таких  араратов,  которые  она  не перехлестнула  бы… И отхлынула,  оставив  на мертвых  склонах   груды  железа,  стекла, бетона,   лишаи  мазута и нефти,  озера  нечистот…
Яйла  молча  слушает  мои мысли.  Белые  пятна  виноградников  складываются  в  иероглиф,  который,  наверное,  можно прочитать  из  космоса. Природа  молчит;  зябко  шевелится  звезда.  Луна  уходит за  Могаби…
                2  февраля  1988.


Рецензии