Тимур Апакидзе - палубный летчик номер 1

 «Великая Россия была, есть и будет!»
                Тимур Апакидзе

Я люблю наш убеленный сединами и овеянный немеркнущей российской славой город Калининград. Мне очень нравится наш замечательный, уютный и зеленый поселок военных летчиков – Чкаловск. Но больше всего я горжусь нашими земляками, радуюсь их успехам, живу их заботами и тревогами. У нас живет много ярких, одаренных и увлеченных людей, но еще больше – просто честных и трудолюбивых граждан. Всех их не представляется возможным даже перечислить, поэтому сегодня я расскажу лишь об одном – Тимуре Афтандиловиче Апакидзе…

  Палубный летчик № 1, Герой России, генерал-майор Тимур Апакидзе, всецело посвятил себя корабельной авиации – самому яркому и сложному виду морской авиации. В служебных вопросах Т.Апакидзе являлся образцом компетентности, неутомимости и неподкупности. Он был настоящим "фанатом" летной профессии, выдающимся руководителем, вдохновителем и организатором истребительной авиации палубного базирования. Главными чертами его несгибаемого бойцовского характера являлись настойчивость и бескомпромиссность на пути к победе, безграничная преданность делу, беззаветная любовь к Родине.
 С гордым именем Тимура Апакидзе связана целая эпоха становления корабельной истребительной авиации в России. Он первым из строевых летчиков освоил и совершил аэрофинишную посадку истребителя Су-27К на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов» и первым взлетел с этого корабля. Это – подвиг, сравнимый по своей значимости с выходом человека в открытый космос.
 Т.Апакидзе в совершенстве владел навыками самолетовождения, и не раз выходил победителем из сложнейших ситуаций в полете. За находчивость и решительные действия при вынужденном катапультировании он был награжден Почетным дипломом Международного фонда авиационной безопасности. В качестве инструктора Апакидзе подготовил первую лидерную группу летчиков, именуемую в кругу посвященных – «Тимур и его команда», в которую вошли и наши земляки, мои однополчане:  Герои России - И.Кожин, П.Кретов, В.Дубовой, И.Матковский, летчики – Ю.Анищенко и С.Корнев. Тимур Автандилович успешно командовал авиацией «Адмирала Кузнецова» в Среднеземноморском походе, сам много летал и первым из строевых летчиков страны выполнил «кобру Пугачева» и «колокол» – фигуры, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся (к так называемому) «нестандартному» боевому маневрированию.
 За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники командир корабельной авиадивизии ВВС Северного флота полковник Т. Апакидзе 17 августа 1995 года был удостоен звания Героя Российской Федерации. В его наградном списке также орден «За службу Родине» 3 степени, орден «За личное мужество», медаль «За боевые заслуги».
Как свидетельствуют все, кто хоть мало-мальски знал Апакидзе, в нем сочетались такие черты характера, как государственное мышление, организованность, огромная внутренняя сила, доступность и душевность, необыкновенная скромность и титаническая работоспособность. Благодаря всем этим качествам, Тимур Афтандилович и поднялся к вершинам современной военной науки, стал Заслуженным военным летчиком РФ, летчиком-снайпером, Героем РФ,  генерал-майором.
Перечислять заслуги Тимура Апакидзе можно и дальше, но пора рассказать о том, каким он был в жизни.
Родился Тимур 4 марта 1954 года в Тбилиси, но свое детство и юность провел в городах Североморске и Ленинграде. Большого достатка в семье не было, зато была большая любовь со стороны мамы и бабушки. С малолетства Тимур мечтал о небе и самолетах, прочитал множество книг о подвигах фронтовых летчиков. Он закончил Ленинградское Нахимовское Военно-морское училище, Ейское авиационное училище летчиков, Военно-морскую академию в Ленинграде и Академию Генерального штаба в Москве. Служил на Балтийском, Черноморском, Северном флотах. Последнее место службы – г. Москва, а должность – заместитель командующего авиацией ВМФ России. 
 Однако "звездной болезнью" генерал Апакидзе никогда не страдал, своими званиями и заслугами не кичился, привилегиями не пользовался и благодарности не ждал. Ни тени высокомерия, никакого «генеральского животика» – стройный и подтянутый, энергичный и доброжелательный к людям офицер. Испытывая определенные материальные затруднения, он даже подрабатывал ночным сторожем в одном из столичных детских садов.
В быту Апакидзе был неприхотлив, аскетичен и скромен, порой даже застенчив. Ему некогда было заниматься личным благополучием. Он никогда не имел персональных дач, служебных авто, «уступая» своим подчиненным, положенные ему по чину и рангу квартиры, "мыкался" с семьей по общагам, добираясь на службу и обратно в общественном транспорте. Известен случай, когда удивленные подростки в метро его спросили:
– Дяденька, а вы настоящий генерал?
Когда однажды Апакидзе получил суточные за командировку на Украину, то тут же часть из этих денег отправил вдове друга.
 Настоящие герои – удивительно скромные и благородные люди. Апакидзе никогда и ничего не просил «для себя», но о других людях беспокоился постоянно. С раннего утра и до позднего вечера он жил заботами морских летчиков больших и малых гарнизонов, знал в лицо и поименно детей и жен своих подчиненных, поздравлял их с праздниками и днями рождения. Или вот такой пример (вспоминает сослуживец Владимир Гундаров):
– У меня дочка поступила в Мурманский пединститут. Приезжает вся в слезах: "Папа, ты представляешь, у одной девочки полбалла не хватило, чтобы пройти по конкурсу. А ее отец – летчик, он служил на Сахалине и погиб в море!"
Я звоню Т.Апакидзе и рассказываю ему эту историю. Он этого летчика не знал, но через 30 минут мы садимся в "УАЗик" и едем к ректору института. Тимур Афтандилович не козыряет ни генеральскими погонами, ни званием Героя, а просто по-человечески ему говорит: "Вы представляете, мать одна вырастила и воспитала дочь, потому что ее муж утонул в Охотском море при выполнении боевого задания".
Ректор только спросил:
– Как фамилия? – и вопрос был решен.
Это всего лишь один эпизод, а сколько таких случаев было за всю его жизнь. «Если человек может делать добро, то он обязан его делать», – повторял Тимур Апакидзе.
В начале девяностых годов президент Грузии Э.Шеварднадзе предложил Т.Апакидзе занять пост министра обороны Грузии. Тимур Афтандилович поблагодарил, но отказался, почти одновременно с этим он не стал принимать и украинскую присягу. «Присягают один раз», – ответил он. Матери  же сказал: «Счастье и радость может быть только в своей стране. Сейчас очень тяжелый период, но все равно наступит время, когда Россия воспрянет. Наш народ очень талантлив и трудолюбив. Наши летчики способны летать без денег, сна и отдыха, а американцы только один раз кофе не попьют, и летать уже не могут». «А ты счастлив?» – спросила мама. «Да, я – счастлив», – ответил Тимур. «У меня есть любимая работа и окружают меня хорошие люди».
 Прекрасный человек, настоящий верный друг и отзывчивый товарищ,  готовый всегда помочь словом и делом, справедливый командир, любящий и заботливый сын, муж и отец. Он всегда был по земному прост и по небесному высок. Своим внешним обликом, поступками, словами и мыслями, лично мне, он всегда напоминал гордого и сильного орла. В сущности, он таковым и являлся.
К его пристрастиям можно добавить и то, что он был ярким спортсменом-рукопашником, обладателем черного пояса по каратэ. Во время прохождения службы в нашей части, Тимур Афтандилович постоянно совершенствовал свое мастерство и охотно делился своими знаниями и опытом с более молодыми офицерами. Одно время его тренировки проводились для всего летного состава в "добровольно-принудительном" порядке. Большинство же из нас рассматривали их, как своеобразную отдушину и глоток свежего воздуха, через узенькую щелочку яркой и самобытной восточной культуры.
Хочу заметить, что таких хлестких ударов, "жестких" захватов, молниеносных атак и бросков, как у нашего наставника, мне мало где доводилось видеть. Иногда один только его "пронзительный" взгляд был способен парализовать и заставить капитулировать спарринг-партнера.
Политработники, как обычно, что-то бурчали о чуждой нам идеологии, но Тимур Апакидзе сумел доказать, что этот вид спорта, как никакой другой, способствует тренировке вестибулярного аппарата и координации движений, дисциплинирует и закаляет волю летчика.
 Работая над своим очерком, я прочитал удивительную книгу – "Прерванный полет", написанную замечательной женщиной – Марией Марковной Ильенковой, мамой прославленного летчика, ставшего при жизни легендой. Книга о детских и юношеских годах, воспитании, возмужании и военной судьбе ее единственного сына – Тимура. Повествование исходит, словно из глубин материнского сердца, пронзенного неописуемым горем, и эту скорбь, как кинжальную боль, остро чувствует и понимает каждый неравнодушный читатель.
Кроме правдивых и интересных воспоминаний о «своем Тимурчике», в книге Марии Марковны можно найти мудрые и удивительно добрые советы всем молодым родителям:
– Думаю, что надо очень-очень любить своего ребенка, - пишет она. – Пустых нравоучений не читать, а учить понимать тебя, и тогда он станет следовать всем твоим советам. Сами же советы должны даваться ласковым и серьезным тоном.
С самого рождения ребенка нужно быть очень терпеливым, внимательно вслушиваться во все вопросы, которые он задает, и давать на них серьезные и обстоятельные ответы. На искреннюю и сильную любовь ребенок ответит тем же. Когда он станет чувствовать себя рядом с вами защищенным, то ему обязательно захочется поделиться с вами всем, что у него на душе, тогда-то и установятся доверительные отношения, вы станете настоящими друзьями, а настоящие друзья везде и во всем поддерживают друг друга.

На аэродроме, в штабе нашего 846 отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка, на самом видном месте всегда висела гвардейская клятва балтийских летчиков. В ней есть такие слова: "Гвардейцы не отступают и не знают поражений. Гвардеец может умереть, но должен победить".  Будучи совсем еще молодым летчиком, Т.Апакидзе как-то высказал товарищам свое кредо: "Настоящий летчик умирает не на больничной койке, а в кабине самолета", – как будто в воду смотрел...  Еще он говорил: "Умереть за то, что любишь, не трагедия…"
Лучший российский ас – Апакидзе Тимур Афтандилович погиб 17 июля 2001 года в день празднования 85-летия морской авиации ВМФ России в г. Остров Псковской области, во время показательного полета с выполнением фигур высшего пилотажа на самолете Су-33.
Почувствовав неладное в работе двигателя, он сообщил об этом руководителю полетов. С земли поступила команда – «немедленно покинуть истребитель!» Но долг и честь офицера, ответственность за боевую машину не позволили летчику катапультироваться. О себе Тимур Афтандилович, как обычно, думал меньше всего. Он сделал все, чтобы увести машину от десятитысячной толпы, но вот для спасения «дорогущего» самолета ему не хватило каких-то полутора секунд. Тимур умер по дороге в больницу, не приходя в сознание. На его похоронах плакал даже священник…
Много славных дел успел совершить Тимур Апакидзе, но сколько еще побед могло быть у него впереди! На взлете оборвалась жизнь замечательного человека, настоящего боевого генерала, рыцаря неба, пилота от Бога, освоившего 13 типов самолетов и всю свою жизнь посвятившего служению Отечеству.
Узнав о трагедии, все мы – бывшие сослуживцы-однополчане, при встречах делились только одной печальной вестью: «Ты слышал? Наш Тимур погиб!» Вот так для каждого, кто его знал, и даже тех, кто всегда обращался к нему исключительно на "Вы", он навсегда остался дорогим и уважаемым – «нашим Тимуром».
Последний раз генерал Апакидзе побывал у нас в Чкаловске за несколько месяцев до трагедии. Я успел наскоро переговорить с ним прямо на улице:
– Как дела, доктор? Как успехи? – приветствовал он меня.
– Все в порядке, Тимур Афтандилович.
И пожимая его крепкую ладонь, я спросил:
– Вы к нам надолго?
– Пока не повидаюсь с лучшими людьми Балтики, не уеду. Один из таких  мне сейчас уже повстречался, – ответил он и, лукаво прищурившись, улыбнулся…
Кто мог знать, что все это в последний раз?..
Так что же нам осталось после Тимура Афтандиловича? Память? Да, конечно. Но еще есть начатое им дело, ради которого он не щадил самой жизни и отдал себя без остатка. И будет предательством, если мы это дело не продолжим.
Наши дети никогда не видели Тимура Апакидзе, но они должны о нем знать, а рассказать о нем обязаны мы.  По мнению специалистов, патриотизм и гражданственность составляют стержень человеческой личности. Если кропотливо не воспитывать у наших детишек эти качества с раннего возраста, то, как бы потом не пришлось перевоспитывать их в специальных исправительных учреждениях.
В связи с вышесказанным, у меня есть конкретное предложение: в нашей 11-й школе, где, к слову, учатся и мои дети, начать движение за присвоение ей имени легендарного летчика Тимура Апакидзе. На примере этого незаурядного человека, с которым многим из нас посчастливилось служить, можно и должно учить подрастающее поколение беззаветной любви к Родине, безграничной преданности делу, целеустремленности и мужеству. 
 


Рецензии
Жаль мужика.
И в Острове и в Пскове
летающего генерала помнят.

Василий Овчинников   10.02.2016 18:49     Заявить о нарушении
У нас в Калининграде тоже...

Валерий Сергеев Орловский   11.02.2016 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.