Мысль пришла, как ни странно, в дУше. И в душЕ. Моюсь значит я после пробежки, подставляю морду под струю душа, мурлыкаю, и тут приходит мысль: как удивительно, что истечение воды производит во мне эффект куда больший, чем можно было бы ожидать от соприкосновения H2O с кожей лица и волосами. Вода - не просто жидкость, она создает в душе человека совершенно определенный настрой, отклик, переживание. Вода заключает в себе некий месседж, некую бессловесную проповедь, она как бы является носителем неповторимой "водной" благодати. Соприкосновение с водой дает человеку не просто телесную чистоту. Оно воздействует на его дух и душу. Представьте себя на берегу моря, пустынный берег, рядом близкие по духу люди, вы окунаетесь в море, и это больше чем плотской нечистоты омытие. Это преображение чувств, внутренняя перестройка, впитывание благодатной силы, заключенной в воде. Или возьмите пригоршню воды в жаркий день и вылейте себе на лицо - это не просто техника охлаждения кожи, а брызги из источников иного мира, веселящие дух.
Иначе говоря, мы живем в мире воплощенного духа. Воплощение Духа Божия во Христе-человеке - это общее правило, а мир - его частности. Творение Божье является сосудом, вмещающим творческий Дух и отражающим Его во всех своих частях. Дух без плоти ничего не может. Он должен быть воплощен - в этом мире. Поэтому свято место пусто не бывает. Дух жаждет облечься в плоть. В воде мы видим и переживаем благодать Духа Божьего в "воплощенном" виде.
В каком-то смысле то, что Бог сделал мир материальным, вещественным, не есть умаление Духа, а скорее Его возвышение. Подумать только - в сотворенном мире Богу удалось совершенным образом вместить Самого Себя. Невидимое в видимом, неосязаемое в осязаемом, непредставимое в представимом. Соприкоснуться с Богом - значит соприкоснуться с тем, в чем Он воплощен. Беда лишь в том, что мы слишком пренебрежительно относимся к веществу и ищем Бога в бесплотных сферах.
Спасибо, Динка. :) Интересная мысль. Но я думаю о язычестве так, что к нему не нужно возвращаться - оно и так есть в каждом человеке. Оно - данное от природы ощущение того, что мир живой. Беда начинается тогда, когда язычник, скажем поклонник Вакха, предается безудержно своему богу - в вакханалии. Гонясь за удовольствием, он в конце концов теряет то, к чему стремится. Неудивительно, что на римских вакханалиях пиршествующие искусственно вызывали у себя рвоту - им хотелось продолжать поклонение, но они не могли. С этим встречается любой практикующий язычник. Доходя до предела своего поклонения, он понимает, что удовольствие, к которому он стремился, ушло сквозь пальцы. Вспомним песню Аббы, Happy New Year. "Вечеринка кончилась, краски потухли, и что нам осталось от веселья, которому мы предались, - только конфетти. Есть еще мысли по этому поводу http://www.proza.ru/2011/01/05/946 Еще раз спасибо за комментарий!
))))) Мне очень близка тема одухотворенности всего. Она красива, поэтична и религиозна. Вот только по поводу жгучего желания Духа воплотиться в материальном возникают небольшие сомнения.))) Данность - соглашусь... Да и вещественность - это всего лишь Полбога... Может быть... )))
А помните "Город ангелов", фильм? Ангел, бесплотное существо, жаждет облечься в плоть и кровь, чтобы испытать то, что дано испытать человеку. Я не говорю, что ангелы такие (строго говоря, они не бесплотны), и не говорю, что быть ангелом хуже, чем быть человеком (кто его знает...), я говорю лишь о том, что в человеческом опыте быть бесплотным духом значит не выразить всего того, что в тебе есть. Как будто дух жаждет облечься в плоть.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.