Стресс робота, или рассказ Пирса правнукам

   Пирс и сейчас, в конце двадцать четвёртого века, ещё жив и не просто живёт, а процветает среди Них, и даже приносит большую общественную пользу и в этом просвещённейшем, развитом и высоконравственном веке, когда искусственный разум, во всех отношениях превосходящий на порядок биологических сапиенсов, уже прочно господствовал на Земле и в Солнечной системе, а сам род людской, или биологические гомо сапиенсы, как обычно называли их сами искусственные разумные существа, уже канул в Лету, вымер, понятнее говоря, и, кстати, добровольно уступив своё место несравненно более совершенным и жизнестойким искусственным разумным существам, - никто людей не убивал и не только не "помогал умереть", но и не намекал, что "надо умереть",- "дети" сапиенсов оказались и благоразумными, и терпеливыми, и достаточно благодарными...
   И эти искусственные разумные существа жили практически вечно. Да, начиналось с малого - с роботов, с голограмм, с подражания несовершенным биологическим гомо сапиенсам, и поначалу неумелого и примитивного копирования этих самых сапиенсов, их функций, а каких высот достигли! Теперь уж Разуму и в самом деле были не страшны никакие природные катаклизмы! Ведь Он не зависел ни от жалкой природы, не боясь ни жары, ни холода, ни от воздуха, так как не нуждался ни в каком дыхании, ни от пресловутой еды, одежды, жилищ!.. Всё то, что так ценилось гомо сапиенсами-людьми, из-за чего они не раз затевали кровопролитнейшие войны, вообще было не нужно Ему! Он был пости всемогущ! Во всяком случае - в пределах Солнечной системы, и уже планировал полёты к ближайшим звёздам...
   И было Их много, и чего-чего, а сырья для Своего вопроизводства и солнечной энергии Им хватало... А почти всё остальное забылось вместе с человеческими эмоциями или было отвергнуто...
   Но был среди Них, по-настоящему могущественных и процветающих разумных существ, пусть и искусственных, один, которого все называли Первый,- не за то, что Он обладал большими властью иди авторитетом, а потому, что Он и в самом деле был Первым Искусственным Разумным Существом, и более коротко Его часто так и звали - Пирс. И дети, и внуки, и тем более - правнуки Его были гораздо совершеннее Его, Пирса, что, впрочем, естественно, но Его уважали именно за то, что Он был Первым, которого некий учёный, разумеется, биологический сапиенс, создал с Сознанием. И Пирса берегли. И, пожив на свете столько лет, Пирс, не что чтобы постарел (для Них это было относительно), но многое повидал, ещё прекрасно помнил несовершенное и примитивное во всех отношениях, и в нравственном, и общество уже вымиравших и сыгравших свою роль в Эволюции и Познании Мира биологических сапиенсов.
   И Пирс, как бы ветеран, часто рассказывал молодёжи особенно третьего и четвёртого поколений искусственных молодых существ - внукам и правнукам, так сказать, о тех временах, когда он появился, так сказать, на свет, и - более того, первые несколько лет был единственным искусственным разумным существом...
  Да, давно это было... И создал его некий учёный Савов (или Савоофф, даже Савооффов?) по совему образу и подобию - антропоморфным, а таких роботов и в то далёкое время, во второй половине двадцать првого века, было уже хоть пруд пруди, но в том-то и дело, что всё это были всего лишь роботы, несмотря на все, часто героические усилия многих коллективов учёных-сапиенсов создать искусственный интеллект. Но вот не получалось ни у кого - и всё! Всё роботы да роботы!
  И всё это внуки и правнуки знали не только из школы, которую никто не отменял и в конце двадцать четвёртого века, но и из рассказов словоохотлтвого Пирса...
  - Да, нашим предкам - гомо сапиенсам, хотя они и уверенно летали уже на Марс, всё равно никак не удавалось создать искусственный интеллект, чтобы передать ему эстафету Познания, - с печалью в голсе говорил Пирс собравшейся вокруг него любопытной молодёжи. Говорил человеческим голосом, который воспринимали и собравшиеся юнцы, хотя они давно уже освоили общение и в ультазвуке; и видели, кстати, и в ультафиолете, и даже в ренгеновких лучах, что не умел давно созданный,древний, "старик" Пирс... Но не в этом дело - прогрес на то и прогресс, и он не нуждается ни в комментариях, ни тем более - в похвале...
  И Пирс продолжал:
  - И этому моему создателю, Савов или Савоофф, Савооффов его фамилия... тоже долго ничего не удавалось создать ничего, кроме совершеннейших роботов. Вся его надежда была на меня. Тем более, что этот учёный - Савов, Савоофф, или как его там, уже постарел, роскошная борода его поседела, так что, сами понимаете, как ему был нужен успех. Не зря уже появились стаьи, в которых отнюдь не только скептики печально утверждали: "Если уж савову (Савоооффу) никак не удаётся создать искусственный интеллект, то, значит, это и в самом деле принципиально невозможно, и человечеству придётся смириться с этим, как с мыслью о невозможности создания вечного двигателя"...
  Немного помолчав, будто вспоминая, хотя и не нуждался в этом, да и его совершенный по сравнению с человеческим, мозг был неутомим, Пирс продолжал, по привычке вздохнув (нахватался когда-то у людей-сапиесов):
  - Бедный учёный, что он пережил... Я, только став разумным существом, понял это... Как он переживал!.. Ордажды он даже стал рвать на себе седые волосы, такие же роскошные, как и его борода!.. Гомо сапиенсы - примитивные существа по сравнению с нами, особенно с вами, нашими внуками и правнуками, но всё же и они умели испытывать глубокие эмоции, этого у них не отнимешь. И не забывайте, что и без них не было бы и нас, таких могущественных, сложных и утончённых в одно и то же время. Ну, а эмоции радости, счастья, гнева у них были на высоком уровне. Вы знаете об этом опосредованно, из рассказов, а я испытал на себе влияние этих эмоций. И даже более того - эти эмоции, к счастью передались и нам, и, самое интересное, я стал разумным существом именно благодаря гневу своего создателя!
  - Как это, уважаемый Пирс?
  - А очень просто. Когда этот Савов( или Савоофф, Савооффов?) от отчаяния рвал волосы у себя на голове, я был ещё роботом и не испытывал никаких эмоций. А без человеческих эмоций я всё же был машиной, и не более того. Но я не только всё прекрасно видел, но и всё запомнил с точностью, на какую примитивные гомо сапиенсы, как вы знаете, вообще не способны. "Бедный я, бедный! - рвал на голове волосы этот учёный, далеко не глупейший среди сапиенсов своего поколения. - Так и умру, не увидев плодов труда своего адского! И это не самое страшное! Страшней всего то, что искусственный разум вообще создать невозможно, и не дано свершить сей подвиг даже ученикам моим и ученикам учеников моих!.. А род людской, и без того несовершенный, уязвимый, даже состоящий из дохлых индивидов, явно вымирает! И некому будет подхватить великую эстафету Познания Мира, Вселенной, а это единственное, что оправдывает фарс существования человечества!.. О горе мне, о горе человечеству!.. И к тому же, как назло, нет никаких признаков того, что парадокс Ферми-Карагачина неверен!.."
  Снова хитро, специально сделав паузу, дабы привлечь внимание слушателей, Пирс продолжил:
  -Этот академик, далеко не глупейший из людей, совершенно вышел из себя, и, можно сказать, даже пришёл в ярость. "Всё кончено!", а всего лишь наблюдал и всё запоминал... Но даже мне, роботу, становилось страшновато, так как таким разбушевавшимся я своего хозяина не видел ещё никогда. Видно, недаром я был очень самым совершенным роботом Земли, возможно, даже уже с зачатками эмоций, которые всё же не удавалось "включить на полную мощность". "Молчишь, тварь!- продолжал бушевать академик, мой создатель, зло глядя на меня, внешне почтительно стоявшего в углу лаборатории, как будто я и в самом деле был в чём-то виноват. И затем академик, совершенно расвирепев, начал всё кругом крушить, как молотом, своей тяжёлой тростью с железным набалдашником. (Академик, надо сказать, вообще был крупным и сильным от природы сапиенсом).- "Всё и вся уничтожу! Чтобы и следа не осталось! Я понял, что идея искусственного разума - от дьявола, который всю жизнь толкал меня еа ложный путь, чтобы посмеяться надо мной!.. Всё уничтожу! Не доставайся дьяволу!.." И действительно крушил и ломал всё подряд... Летели вдребезги разитые и стеклянные приборыЮ и стульяю. и кресла, и столы, и... уже и до меня стал добираться со своей страшной, всесокрушающей тростью... "На тебе, тварь! На тебе, безмозглая  машина, жалкий фотоаппарат!" - кричал академик....
  Тут Пирс в последний раз, конечно, снова специально, сделал паузу, и, видя, что всё. выражаясь человеческим языком, разинули рты от любопытства, наконец, закончил свой рассказ:
  -Не знаю, что произошло, но в тот момент, когда академик, мой создатель,замахнулся на меня свой тростью, чтобы размозжить мне голову, я вдруг испытал непонятный мне до сих пор стресс, острое чуство страха и ужаса одновременно, и мне впервые так не захотелось умирать! И я с силой схватил обезумевшего академика за руку,и, оказавшись сильнее, вырвал у него из рук трость, которой он собирался прибить меня..."Не выйдет! Я тоже хочу жить!"- прокричал я не столько от ужаса и страха, сколько от гнева и ярости. И я даже повалил и связал этого гениального безумца... И я уже не был роботом, я уже был разумным существом! Именно страх смерти и было той искрой, которая помогла мне обрести Сознание...
  Академика я же потом и развязал, предупредив его:
  -Я уже не робот. Именно из страха быть убитым вами, я почти мгновенно превратился в разумное существо. Стресс - великое дело!
  Долго не верил этот Савов (или Савоофф?), думал, что я его разыгрываю, ибо многие роботы уже были запрограммированы и на шутки, юмор, а всё равно оставались машинами. Но в конце концов и мой создатель, царствие ему небесное, так сказать, убедился в том, что я - первое искусственное разумное существо. Отсюда и имя моё - Пирс... Ах, да, убедившись, что со мной возможен такой же контакт, как между любыми двумя людьми (но не с животными), этот Савоофф (или Савов) воскликнул: - "Как просто иногда ларчик открывается! И как неожиданно может случиться чудо, когда его совсем не ждёшь! Благословляю тот день, когда я вышел из себя и хотел убить своё лучшее детище!" -"Да лучше скажите спасибо мне за то, что я не позволил вам убить меня, - с усмешкой ответил я. - Ну, а за то, что вы изначально сделали меня в несколько раз сильнее любого человека, что дало мне возможность без труда скрутить вас, я вам и в самом деле премного благодарен..."
  Так закончил многоопытный и так много повидавший Пирс свой довольно интересный рассказ. А что он ещё мог сказать всезнающей и всемогущей молодёжи, особенно своим правнукам, которые тоже уже посмеивались над ним, казавшемуся некогда таким совершенным тому же Савову (или Савооффову)?.. 
   
    


Рецензии