Философия-6

Предмет философии, по Гегелю, – субстанция как основа мира, вселенной, природы. Но субстанция в качестве единства объекта и субъекта, не существующих в разрыве, по отдельности. В отличие от материализма, включая марксистский, где субстанция есть только объект, а субъект есть только человек. Обычно марксисты (вслед за Лениным) риторически спрашивают: «А скажите, существовала ли природа до того, как субъект смог ее воспринимать?» Они, однако, имеют в виду Иванова, Петрова, Сидорова, с их  конкретной способностью к познанию. В таком случае можно ответить: существовала. А что имел в виду Гегель? Гегель подразумевал под субъектом разум, лежащий в основе мира, вселенной, природы, – элемент сколь субъективный, столь и объективный.  Мир объективно разумен – потому конкретный человек и проникает в него.

Вторым моментом гегелевского понимания предмета философии является процесс развития. Субстанция есть абсолютная идея или обнаруживший себя в человеческой истории абсолютный дух. Моменты развития абсолютной идеи обнаруживают себя в ступенях развития природы, а абсолютный дух ведет историческое развитие.  «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, потенция, в-себе-бытие (как я это называю), второе есть для-себя-бытие, действительость», – говорит Гегель во введении в историю философии. Зародыш человека в потенции обладает разумом, а действительным разумом он обладает лишь как взрослый человек. «То, что есть в-себе, должно стать для человека предметом, должно быть им осознано». В зародыше человека заложен разум – и плод станет разумом. Повторение. Первое породило второе, первое полностью совпадает со вторым. (И растение таким же способом порождает семя, которое было брошено в землю, хотя здесь и нет точной копии.) И далее интересно: «На этом различии зиждутся все различия ступеней развития всемирной истории». Итак: абсолютная идея – в-себе-бытие, потенция, задаток, от века заложенный в основание мира, абсолютный же дух – для-себя-бытие, действительность абсолютной идеи. 

Третьим моментом гегелевского понимания предмета философии я назвал бы процесс реального познания, становления абсолютного знания, то есть абсолютного духа. Процесс  этот изложен во всех произведениях Гегеля, но прежде всего в труднейшем и интереснейшем из них – в «Феноменологии духа». Следует, однако, иметь в виду, что процесс познания у Гегеля и есть реальная история. Практическая сторона человеческой деятельности, «грязно-иудейская», производственная, экономическая – это продолжение процесса познания. Все, что реализовано,  реализовано на основе разума или вопреки разуму. В первом случае мы получаем разумную действительность, во втором случае – неразумную, которая долго не стоит, которая обречена к быстрому снятию, исчезновению. Маркс дополнил гегелевский «пробел» и создал свою теорию о способах производства материальных благ. Якобы поставил философию своего учителя с головы на ноги. Насколько эта теория, якобы успешно стоящая на ногах, успешно работает, многие народы проверили на своей спине. Вторник, 19 апреля 2011 г.


Рецензии