Философия-6
Вторым моментом гегелевского понимания предмета философии является процесс развития. Субстанция есть абсолютная идея или обнаруживший себя в человеческой истории абсолютный дух. Моменты развития абсолютной идеи обнаруживают себя в ступенях развития природы, а абсолютный дух ведет историческое развитие. «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, потенция, в-себе-бытие (как я это называю), второе есть для-себя-бытие, действительость», – говорит Гегель во введении в историю философии. Зародыш человека в потенции обладает разумом, а действительным разумом он обладает лишь как взрослый человек. «То, что есть в-себе, должно стать для человека предметом, должно быть им осознано». В зародыше человека заложен разум – и плод станет разумом. Повторение. Первое породило второе, первое полностью совпадает со вторым. (И растение таким же способом порождает семя, которое было брошено в землю, хотя здесь и нет точной копии.) И далее интересно: «На этом различии зиждутся все различия ступеней развития всемирной истории». Итак: абсолютная идея – в-себе-бытие, потенция, задаток, от века заложенный в основание мира, абсолютный же дух – для-себя-бытие, действительность абсолютной идеи.
Третьим моментом гегелевского понимания предмета философии я назвал бы процесс реального познания, становления абсолютного знания, то есть абсолютного духа. Процесс этот изложен во всех произведениях Гегеля, но прежде всего в труднейшем и интереснейшем из них – в «Феноменологии духа». Следует, однако, иметь в виду, что процесс познания у Гегеля и есть реальная история. Практическая сторона человеческой деятельности, «грязно-иудейская», производственная, экономическая – это продолжение процесса познания. Все, что реализовано, реализовано на основе разума или вопреки разуму. В первом случае мы получаем разумную действительность, во втором случае – неразумную, которая долго не стоит, которая обречена к быстрому снятию, исчезновению. Маркс дополнил гегелевский «пробел» и создал свою теорию о способах производства материальных благ. Якобы поставил философию своего учителя с головы на ноги. Насколько эта теория, якобы успешно стоящая на ногах, успешно работает, многие народы проверили на своей спине. Вторник, 19 апреля 2011 г.
Свидетельство о публикации №211041900978