Уловки памяти
"Ему казалось, что сто лет назад все было лучше, чем теперь. Иногда он вдруг замирал посреди комнаты, держа на весу тяжелый комплект "Огонька" за 1979 год, и задумчиво произносил:
- Мы выходим с Андрюшей из кино. А там киоск. В нем самая вкусная вещь на свете - мороженое эскимо! Хрустит мороз. Мы стоим с Андрюшей и держим по мороженому за деревянные палочки!
- Зачем деревянные палочки? - спросила Алиса.
- От них был главный вкус. Какой вкус!
- Разве сейчас мало мороженого? - удивлялась Алиса.
- Это не мороженое. - Дед был категоричен. - Это развлечение для хлюпиков, которые поднимаются на Эверест на фуникулере. В наши дни мы шли туда пешком..." (Кир Булычев "Второгодники")
Многие люди старшего поколения с тоской вспоминают советскую эпоху: ах, как хорошо жили, ах, сколько продуктов можно было купить на одну зарплату, и на нее же съездить в отпуск, не откладывая заначки каждый месяц... Все так.
Но почему-то никто из них не говорит о том, что слово «купить» тогда не использовалось, в ходу было «достать». Продукты и вещи не лежали как сейчас на полках, их иногда «выбрасывали», и когда это происходило, стоило действовать быстро и всей семьей в связке (порой давали только одну вещь в одни руки), лететь в магазин. Там выстоять длинную очередь, и, если повезет и вожделенный товар не закончится прямо перед носом, «оторвать» что-нибудь дельное, ну, или не очень (неважно — ведь неизвестно, когда оно снова появится).
Как вариант, шли к спекулянтам (в эпоху рыночных отношений это понятие утрачено вместе с негативной окраской) или покупали «из-под прилавка», ежели имелся блат. Впрочем, последний приветствовался везде и на всех уровнях. Но ведь, ребята, это унизительно. А талоны помните? Что говорить.
А посему, не буду — речь не об этом. И в чем-то я со старшим поколением согласна: то время вспоминаю с удовольствием, но не в плане реалий, а эмоций, чистых и не омраченных суровой действительностью. Потому как это мое детство.
Точно также как отец, родившийся в 1941-м, не рассказывая о полуголодных послевоенных годах, иллюстрировал их тонкими штрихами, такими как подарок, полученный им на Новый год, в котором было два пряника и один мандарин, или неожиданно перепавший кулек «Дунькиной радости», и вспоминал свое чувство счастья. Потому как это его детство.
Что было у нас? Газировка из автомата: три копейки стакан — с сиропом, одна — без сиропа. Карманные деньги, полученные на кино и потраченные на сладости: «Ребята, мороженое привезли!» - и всем двором, на перегонки, пока не продали. А если в ближайшем магазине появлялась жевательная резинка, то приходилось развивать крейсерскую скорость — сначала к родителям, выклянчить десять рублей, чтобы сразу купить блок, потом вихрем — знакомым маршрутом.
А вкус монпансье в жестяных коробочках или «Вечернего звона», привозимого из Москвы (его и сейчас продают, но это уже просто конфеты...), «Лимонад» в стеклянных бутылках, первые «Дональды», покупавшиеся за рубль у цыган на рынке...
Ряд можно продолжать до бесконечности. И не только гастрономический.
Свидетельство о публикации №211042001344