Аршин - не метр, пуд - не килограмм, или о русской

Вспомнилась тема, которую обсуждали не так давно с эпическим Димой Тараном. Если не знаете кто это - ну его нафиг, и не узнавайте, возможно впустую потеряете время. Кто знает - поймут подтекст нашего с ним диспута, который никакого отношения к сути спора не имеет.

Тем не менее - сама суть оказалась интересной.

Началось с того, что Димон решил подъебнуть мои маркетологические способности вот таким образом:

(цитата)


Жил-был завод. Бывший советский завод. Когда-то и кем-то приватизированный. Жил – не тужил, делал продукцию и продавал её. Прибыли хватало и директору, и акционерам, и на развитие производства. Но пришла тут беда, умер красный директор. Старый он был совсем…

Наследники в производстве не разбирались. А зачем им? В Монако и так хорошо. Поэтому контрольный пакет продали без сожаления. В результате контрольный пакет оказался у серьёзной иностранной компании. И приехала на завод новая команда менеджеров. Все в дорогих костюмах, с дипломами то ли Гарварда, то ли ЛШЭ. Понятиям ценностей бизнеса, реинжиниринга бизнес-процессов и управления изменениями на иностранных кейсах обученные. Начали разбираться в производстве, охать да ахать. И понеслись первые управленческие решения.

Задали местным директорам простой вопрос – а зачем нам, коллеги, ремонтно-механический цех? Те помялись, но внятно ничего сказать не смогли. Только подумали про себя, что современным методам ведения дискуссий не обучены. А экономисты иностранные все по науке посчитали. И объёмы ремонта, и себестоимость. В общем, цех закрыли, а людей сократили. Побурлил народ немного, да и стих.

А потом начались чудеса. Оборудование и инструмент теперь ремонтировали сторонние организации. Хорошо ремонтировали, не хуже бывшего ремонтного цеха. Только неожиданно выяснилось, что после реорганизации в радиусе 100 километров такую работу могут выполнять только две организации. Которые этому несказанно обрадовались и подняли цены в несколько раз. И рабочих взяли из бывшего цеха.

В результате действий эффективных западных менеджеров завод стал работать по науке. Основное производство своё, вспомогательное отдано на аутсорсинг. А что затраты на ремонты выросли, так кто это заметит. Начальство что ли в Лондоне? Так их элементарно обмануть. Например, включить затраты на ремонт в прочие расходы на вспомогательное производство или аутсорсинг. Структура отчетности все равно изменилась, поэтому никто ничего не поймёт.

Следующим шагом эффективных менеджеров стало наведение порядка в системе оплаты труда. Начали разбираться, почему начальник цеха закрывает наряды левой задней ногой. Выяснили, что вовсю используются механизмы неформальной мотивации труда. Например, благодарность начальника цеха за хорошее отношение к делу или оперативный выход среди ночи на аварийные работы. Не ходить же каждый раз к директору по производству клянчить премию. Замотаешься в приёмной сидеть. А старый директор вообще в эти дела не лез. Цех работает, нормы ТБ и ОТ соблюдаются, в себестоимость попадают. Зачем просто так лезть в нормально работающий механизм?

Понятно, что эффективные менеджеры и здесь навели порядок. Привлекли грамотного эйчара, составили программу управления изменениями, согласовали ее со всеми. И внедрили новую систему оплаты труда. Конечно, она была прозрачной и современной. Только изменилось отношение людей. Раньше было «я к работе по-человечески, а уж Михалыч меня деньгами не обидит». А стало «мне эта коза из расчётного отдела дополнительные часы не посчитала, поэтому хрен вам я на аварию среди ночи приеду, скажу, что пьяный или вообще телефон выключу».

В результате в Лондон отправили ещё один победный отчёт о внедрении современных методов. А фонд оплаты труда в цеху почему-то вырос…»



Автор оставил без объяснения логику действия западного менеджмента.

А логика проста. Я сейчас объясню:



Один забавный пример, как принимаются решения высшим менеджментом в бюрократической структуре.

Корпорация Apple на российском рынке вначале 90х годов. Наняла какую то фирму, для продвижения своей продукции на российский рынок. Или вначале сама продвигала, а потом наняла фирму. Но это не важно.

Так вот, толи сама Apple, то ли нанятая им фирма заставляла сотрудников рассылать по детским садам России рекламные предложения купить Макинтоши с эксклюзивной скидкой. Детских садов в России тогда было много. Больше 30 000. Сотрудники умаялись делать дебильную работу. Объяснили амерскому менеджеру, руководившему этой фирмой, что в российских детсадах в те времена была проблема не компьютер, а ведро краски. Никакой реакции. Прикинулся валенком. Тогда стали приставать регулярно. В конце концов амер раскололся.

Он объяснил глупым сотрудникам, что если он выполняет инструкцию, а у него результата не будет, то виноват будет не он, а авторы инструкции. А если он нарушит инструкцию, и результата не будет, то виноват будет он и его уволят.

Если же он нарушит инструкцию и результат будет положительный, то его всё равно не повысят. Так как российское отделение фирмы это не филиал, а отделение европейского филиала, а он уже и так его глава. А чтобы отделение стало филиалом и он, соответственно, его начальником, надо чтобы оборот был (согласно другой инструкции) $100 000 000 в год. В ближайшие 5 лет это не реально. А у него контракт всего на 4 года.

В инструкции фирмы заложен отчёт о количестве писем в детские сады, и он будет инструкцию выполнять. Отчитываться, тоесть.


Тогда его спросили, а что ж он не напишет доклад в головной офис с объяснениями ситуации?

Он ответил примерно так:

- Я что, враг себе? Вы хотите, чтобы я своей рукой отписал руководству какие они некомпетентные? Да и не будут они сочинять специальную инструкцию для России. Это противоречит политике фирмы. Одна инструкция на весь концерн.

- Нет уж! – заключил он - Если хотите – пишите сами! Мне моё кресло пока не жмёт. Но, в этом случае, за вашу дальнейшую, карьеру я не поручусь. Рискуйте, если хотите!

- Так что пишите, девочки, хватит болтать! Пишите письма! Впереди у нас всех очень много работы!



Что ж, в здравом смысле амерскому менеджёру не откажешь.
(конец цитаты)

И он прилюдно попросил меня, как адепта идей системного управления по западному принципу, прокомментировать, почему те, на кого я призываю равняться - на самом деле, с точки зрения широкой русской души, есть идиоты....


Но не вышло. То, что предполагалось, как нокаутирующий удар - вышло позой в раскоряку, которую тут же усадили на жопу по системе Кадочникова.

То, что русской душе сдается дегенеративным идиотизмом - на самом деле как раз и есть правильные системные поступки. Может быть дело в системе координат?

Мой ответ тогда был такой:


Таран писал(а):
... автор описал один поучительный эпизод про работу американского менеджмента в российских условиях, которые этот самый менеджмент не знает и не желает изучать. А зачем? Их в гарвардах уже и так всему, что надо уже научили. И вообще, они сюда не учиться, а учить приехали.

(Мой камент)
Сто в гору. Сюда они за чем последним приехали - так это учиться. И это, в принципе, косвенно подтверждает, что там неглупые все-таки люди живут.


Таран писал(а):
... И понеслись первые управленческие решения.

Задали местным директорам простой вопрос – а зачем нам, коллеги, ремонтно-механический цех? Те помялись, но внятно ничего сказать не смогли. Только подумали про себя, что современным методам ведения дискуссий не обучены. А экономисты иностранные все по науке посчитали. И объёмы ремонта, и себестоимость. В общем, цех закрыли, а людей сократили. Побурлил народ немного, да и стих.

А потом начались чудеса. Оборудование и инструмент теперь ремонтировали сторонние организации. Хорошо ремонтировали, не хуже бывшего ремонтного цеха. Только неожиданно выяснилось, что после реорганизации в радиусе 100 километров такую работу могут выполнять только две организации. Которые этому несказанно обрадовались и подняли цены в несколько раз. И рабочих взяли из бывшего цеха.


(Мой камент)
Весьма правильное решение, исходя из глобальной цели, с которой они собственно этот завод и покупали.

К чему им транзакционные издержки на непрофильное производство.

Ведь, как известно, транзакционные издержки на содержание дополнительной системы могут превосходить расходную часть самих работ в разы. Они посчитали, что несмотря на тот факт, что им придется делать работы по более высоким ценам - на круг, вследствие упрощения транзакций, получается выгоднее.

Более того, они в своем регионе начали поддерживать заказами две смежные фирмы (заметь - две, т.е. и конкурировать будут!), которые, начиная получать больше прибыли - соответственно начинают ответственно относиться к работе (не Петрович премирует бригаду на заводе литром спирта), мотивируют своих рабочих (чтобы те не сбежали и сами не начали ремонтировать и лаве зашибать).

Как следствие - повышается квалификация персонала, который есть потенциально работник иностранного завода - он же крупнее. Позовут и народ на чуть большие деньги пойдет, как миленький.

Вот так они решили еще и стратегическую задачу.

Красавцы, блин


Таран писал(а):
В результате действий эффективных западных менеджеров завод стал работать по науке.

(Мой камент)
Тут ты в точку. Нам так очень нескоро...



Таран писал(а):
Основное производство своё, вспомогательное отдано на аутсорсинг. А что затраты на ремонты выросли, так кто это заметит. Начальство что ли в Лондоне? Так их элементарно обмануть. Например, включить затраты на ремонт в прочие расходы на вспомогательное производство или аутсорсинг. Структура отчетности все равно изменилась, поэтому никто ничего не поймёт.

(Мой камент)
Дима, если хочешь развить черепушку - поищи в сети литературу по теории организации логистических систем, поищи теорию транзакций в системах. Она вся на аглицкой мове, правда и промпт его хрен переведет. Но оно того стоит. Будешь смотреть на мир шире.

Тогда поймешь, что все они сделали ок

Не сочти за съезд - мне сейчас лень писать тебе лекцию на 20 тыс знаков только для ознакомления тебя с понятием, что такое транзакционная издержка. Да и не поймешь ты так, с кондачка.



Таран писал(а):
Следующим шагом эффективных менеджеров стало наведение порядка в системе оплаты труда. Начали разбираться, почему начальник цеха закрывает наряды левой задней ногой. Выяснили, что вовсю используются механизмы неформальной мотивации труда. Например, благодарность начальника цеха за хорошее отношение к делу или оперативный выход среди ночи на аварийные работы. Не ходить же каждый раз к директору по производству клянчить премию. Замотаешься в приёмной сидеть. А старый директор вообще в эти дела не лез. Цех работает, нормы ТБ и ОТ соблюдаются, в себестоимость попадают. Зачем просто так лезть в нормально работающий механизм?

(Мой камент)
Затем, что веревочная передача через ворот на деревянный рычаг и дальше на ржавый домкрат - в понимании нормальных управленцев это не механизм. Это мы руками все плохо делаем - у них и тут все ок.



Таран писал(а):
Понятно, что эффективные менеджеры и здесь навели порядок. Привлекли грамотного эйчара, составили программу управления изменениями, согласовали ее со всеми. И внедрили новую систему оплаты труда. Конечно, она была прозрачной и современной. Только изменилось отношение людей. Раньше было «я к работе по-человечески, а уж Михалыч меня деньгами не обидит». А стало «мне эта коза из расчётного отдела дополнительные часы не посчитала, поэтому хрен вам я на аварию среди ночи приеду, скажу, что пьяный или вообще телефон выключу».


(Мой камент)
И тем не менее - они построят такой механизм, что и при аврале, и при аварии все будут работать и все будет скрупулезно оплачиваться.

Раз уж там грамотный эйч-ар - за расчетный период он подберет нужные кадры и система станет работать с меньшими потерями на транзакцию, чем при Михалычах и Марьивановнах.

А уж к тому, что это не быстро получится - они готовы. Вон аж две фирмы подкармливают на дорогом ремонте оборудования, ждут, пока те фирмы отфильтруют грамотнейшие кадры, из всей выборки - и эйч-ар завершит работу блестяще.

Да, может и два-три года понадобится. Но это ж только наши комерсы выжимают из завода все в короткие сроки - потому, как временщики. А иностранные ребята - они систему строят правильную. Завод купили навсегда.

Поверь, Дима - тут они все тоже правильно делают. Я бы тоже не допустил, чтоб у меня на производстве мотивационная система была завязана на Михалыче и его непрозрачных мутках с персоналом.

Мож ты иначе системы видишь... я не знаю...




Таран писал(а):
В результате в Лондон отправили ещё один победный отчёт о внедрении современных методов. А фонд оплаты труда в цеху почему-то вырос…»


(Мой камент)
Правильно - премию получили. У них с мотивационной системой все ок, главное - чтоб ты хотел и умел работать.



Таран писал(а):
Корпорация Apple на российском рынке вначале 90х годов.
Так вот, толи сама Apple, то ли нанятая им фирма заставляла сотрудников рассылать по детским садам России рекламные предложения купить Макинтоши с эксклюзивной скидкой. Детских садов в России тогда было много. Больше 30 000. Сотрудники умаялись делать дебильную работу. Объяснили амерскому менеджеру, руководившему этой фирмой, что в российских детсадах в те времена была проблема не компьютер, а ведро краски. Никакой реакции.



Что ж, в здравом смысле амерскому менеджёру не откажешь.

(Мой камент)
Ну да, дорого разрабатывать отдельную стратегию на рынок с нулевой, на тот момент, емкостью. Поэтому пока потренируем местных обезьянок исполнять функции менеджмента филиала. Заодно популяем в молодежь (родителей тех детей и т.д.) на тему "какой у нас бренд офигитительный". В ту самую аудиторию, которая через 10-15 лет начнет выгребать айфоны ведрами.

Дима, в том то и проблема - что мы, как индейцы, мыслим категориями бус и зеркалец - а они категориями островов и квадратных километров, которые они, по нашей недоразвитости, выменивают на... посмотри вокруг, короче... и в зеркало...


Ну, типа того...


Рецензии
Люблю у Вас почитать, даже когда ничего не понимаю..)
У "нас" с "ними" и впрямь смыслы разнятся. Но в Монако почему-то всем хорошо.
:-)

Спасибо. С уважением,

Просто Марго   02.05.2011 23:53     Заявить о нарушении
Ой сомневаюсь я, что вы что-то не понимаете :)

Рад снова вас видеть среди читателей:)

В Монако хорошо по недостижимым для нас параметрам. Даже если мы научимся делать заводы, как немцы - Монако у нас не получится.

Вообще сомневаюсь, что славянскому миру удастся перестроить матрицу восприятия и функционирования.

Гарри Веда   03.05.2011 21:36   Заявить о нарушении