Острова счастья

        Школа-восьмилетка — единственное двухэтажное здание в посёлке, лёгкое, изящное, с большими окнами, окружённое аллеями берёз, с двумя входами: рабочим и парадным.
        Школу построил ещё до революции, в 1906 году,  морской инженер, преподаватель морского училища Павел Игнатьевич Сухинич, человек культурный и богатый. Его дача в деревне Лука сохранилась до сих пор.
       Школе изначально предназначалась роль культурного центра населённого пункта. А так оно и есть! В школе около 150 учеников, примерно по двадцать в каждом классе. А учителей вместе с директором и завучем, наверное, человек двенадцать.   
       Дорога в школу — дорога к счастью. Вера так любит школу, что и слов не хватит, чтобы выразить эту любовь. Школьная пора — время открытий.
       До неё Верочка знала все печатные буквы, много стихотворений, умела считать до двухсот, но читать заранее её не научили. И вот чтение — самое радостное открытие, письмо, хоть и потруднее, но тоже интересное занятие, арифметика — одно удовольствие. А пение и физкультура — развлечения.
 
       Лишь в школе девочка узнаёт, что её подруги и друзья с улицы Широкой имеют совсем другие фамилии, не те, которые она слышала раньше.
       Оказывается, Коля и Таня Портновы, вовсе не Портновы, а Ильины. Просто их дедушка был портным, поэтому его детей, снох, зятьёв и внуков, а их наберётся больше десятка, в посёлке зовут Портновыми. Ира и Галя Кузнецовы — внучки кузнеца, их дедушка ещё живой и, старенький, продолжает работать. Ира, оказалось, Поварова, а Галя — Степанова.
Серёжа, Катя и Тася Инженеровы только потому, что их отец — инженер, начальник гидрологической станции. А в школьных журналах они все Алексеевы.
 
       Первая учительница — Лидия Дмитриевна. Первоклассники взяли моду — встречать её утром по дороге на работу. Несутся как угорелые, кто первый прижмётся к ней, выхватит из рук портфель и ни на шаг не отступит от учительницы до самой школы. Долго пришлось ей просить, уговаривать, требовать, в конце концов, чтобы дети тихо ждали её за партами на своих местах. И ведь сколько раз срывала Лидия Дмитриевна голос до шёпота, ругая ленивых, непослушных, а то и всех подряд, своих учеников. И, тем не менее, ни один из них не был обижен или унижен, любили её безоглядно за чуткое доброе сердце, за искренность и духовное богатство.
 
       Верочке в школе легко: она хорошо схватывает всё новое, быстро запоминает, о многом догадывается. Но бывает, попадает впросак.
       Однажды задаёт учительница вопрос:
       — Ребята, знаете ли вы, кто руководит нашим государством?
       Вера тянет руку выше всех:
       — Нашим государством руководит Хрущёв!
       Учительница даже сморщилась от такого ответа.
       — Никита Сергеевич Хрущёв,— ещё громче отчеканила девочка.
       — А вы, ребята, как думаете? Коля, скажи.
       — Нашим государством руководит народ,— слышит Вера и недоумевает. Она бы ни за что не додумалась до такого ответа.
       Дома задала этот вопрос маме.
       — Руководит партия, но говорить нужно — народ.
       «Лучше бы я сказала, что руководит партия,— размышляет про себя Вера,— тогда бы, наверное, меньше опозорилась перед классом».
 
        А вот другой случай.
        — Теперь вы знаете, что такое предложение,— говорит Лидия Дмитриевна,— пусть каждый из вас придумает по одному предложению, начнём с Коли.
        — Я посадил яблоню,— громко ответил Коля.
        В классе вырос лес рук.
        — Я посадил грушу.
        — Я посадила сливу.
        — Я посадила вишню.
        — Я посадил… я посадил… я посадил куст смородины.
        Учительница уткнулась в журнал и еле сдерживается от смеха:
        — Хватит сажать сад, давайте придумывать что-нибудь другое.
        Вера тоже смеётся над одноклассниками, но сама ничего не может предложить, кроме посадки деревьев и кустарников. Заклинило!

        До пятого класса все уроки преподаёт Лидия Дмитриевна. Дома у неё двое детей, Галя и Вова, дошкольники, а вскоре родился и третий — Сергей. Как она успевает вести хозяйство, проверять тетради, готовить план на завтра и наглядные пособия для чтения и счёта — так и осталось загадкой.
        Первый класс располагается внизу. На переменах детишки бегут по широкой лестнице в актовый зал, который, как и учительская, на втором этаже. Здесь просторно, всем места хватает. Можно прохаживаться, поглядывая по сторонам, бегать. На самом почётном и видном месте — пианино. Старенький и седой директор школы Василий Александрович на большой перемене садится за инструмент и наигрывает мелодии. Большие девочки, взяв за руки младших, водят хороводы и поют.
       Здесь проводятся торжественные линейки, концерты, праздники. К Новому году посреди зала наряжается огромная, под потолок, ёлка. Столько восторга, радости, блеска — просто кружится голова!
 
       А на уроках физкультуры, когда на улице непогода, весенняя и осенняя распутица или двадцатиградусный мороз, актовый зал превращается в спортивный. Откуда ни возьмись, с потолка спускаются канат, шест, кольца. Из неведомых углов выдвигаются спортивный конь, козёл, расстилается мат. Вера просто обязана в беге, прыжках, метаниях быть лучше всех, и ей это удаётся. Учитель Геннадий Иванович, который заведует спортивным оборудованием, ведёт физкультуру с пятого класса и организует всевозможные соревнования, уже заметил шуструю девочку.
      Возле школы тоже огромная площадка, где постоянно наготове шест и канат для лазания, надёжно вкопанные брусья и бревно, размеченное поле для прыжков. Ну, как можно спешить после уроков домой, если ты освоил ещё не все спортивные снаряды?

      Школьный сад — таинственное место, скрытое забором, с калиткой на крючке. Попал летом в сад — побывал в раю. В нём яблони, груши, ягодные кустарники, но сильнее привлекают внимание песчаные дорожки, многочисленные клумбы с цветами, среди которых легко заблудиться, и загадочный, наполовину заросший пруд. Весной и осенью в саду проходят уроки труда, и копаться в земле не так уж приятно. Другое дело, просто погулять, послушать жужжание насекомых, половить бабочек и стрекоз.
      На летние каникулы составляется график, где каждый класс, каждый ученик должен внести свою лепту: отработать заданное время в саду или на пришкольном огороде. Рыхление земли, прополка грядок и борозд, полив цветов и овощей под руководством дежурного учителя — основные работы. Весной посадили в землю мелкие сморщенные клубеньки, по два в ямку. На посадку ушло одно ведро. Смешно! Что тут может вырасти? А осенью накопали с борозд двадцать два ведра отборной картошки. Таких урожаев Вера никогда больше не встречала за всю свою жизнь.
      Недалеко от школы раскинулось поле, где младшие ученики тоже изрядно повозились в пыли на солнцепёке, пропалывая и прореживая жиденькие бороздки каких-то невзрачных хрупких росточков. В сентябре Верочка не узнала школьное поле: взору открылся двухметровый лес кукурузы сплошной стеной, где едва-едва бочком протиснешься меж крепких узловатых стеблей и больше трёх янтарных початков в охапке не унесёшь.
 
      Периодически в школе проводятся выборы, как правило, зимой, в морозный солнечный день. Для подобных торжеств открывают парадный вход. В окрестностях слышна музыка из репродуктора. На первом этаже непременно появляется буфет с котлетами, бутербродами, аппетитными пирожными.
      В актовом зале столы выставлены в длинный, от стены до стены, ряд и покрыты красным бархатом. Нарядные и красивые учителя сидят за столами и выдают гражданам бюллетени для голосования. В смежном с актовым залом классе для избирателей задрапированы кабинки. В учительской, куда широко открыты обычно запертые запасные двери,— большая лаковая урна для бюллетеней.
      Жители посёлка и окрестных деревень спешат на выборы. На улицах весело и многолюдно. Возле клуба, где весь день крутят бесплатное кино, столпились подводы с расписными санями. Из ноздрей коней залётных клубится пар. И непременно лают собаки-гости — сторожат свои сани.


Рецензии
Чудесные рассказы!!!
Подскажите, пожалуйста, можно ли связаться с автором??

Елена Ильина 6   07.04.2024 23:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена! Спасибо, за прочтение и отклик.
Да, я автор. Пока жива. Но не совсем здорова.
Нового ничего не пишу, но с удовольствием читаю своих
избранных авторов. Буду рада с вами познакомиться.

Елена Микитенко   09.04.2024 01:20   Заявить о нарушении
Елена , я написала Вам в личные сообщения! Огромное спасибо за Ваши мемуары!!!
Коля Ильин , которого вы упоминаете в рассказах - это мой папа!❤
Если есть возможность, прочитаете мои сообщения!
Огромного Вам здоровья и благополучия.

Елена Ильина 6   17.04.2024 23:49   Заявить о нарушении
Елена, я сразу поняла, что ты дочь Николая.
Мы встречались с твоей бабушкой (тётей Паней),
в Оксочах, она сетовала на то, что сын болен.
Тебя называли Алёнкой...


Елена Микитенко   18.04.2024 00:55   Заявить о нарушении
Елена, я вам в личных сообщениях оставила номер телефона…
Буду очень рада знакомству и общению!🌺

Елена Ильина 6   18.04.2024 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.