Глава 2. Разговор

Я молча ждал, глядя на экран заряжающегося телефона, и пытался охватить умом произошедшее. Разум отказывался верить в произошедшее.
Итак,  «Моторола» распознала номер как «330#89001007P*TT?*T». 
Мы оба перебрали кучу языков, пытаясь понять друг друга – или хотя бы услышать хоть одно знакомое слово. Смешной парадокс был в том, что большую часть языков, которые я перебрал, я сам не понимаю. То же самое можно сказать и о моем собеседнике. Я пытался говорить по-английски, по-испански, по-французски, по-фински, по-чукотски, по-китайски, по-японски… Какие еще языки я хотел опробовать, но не успел?.. Синдарин?.. Суахили?.. Тотонакский?.. Закончилось дело пришедшими на ум лавкрафтовскими заклинаниями (правда, я не решился всуе поминать Ктулху).
Стоило «Мотороле» чуть-чуть подзарядиться, как я поспешно включил ее. В напряжении ждал я: перезвонит неизвестный или нет? Или лучше мне перезвонить?.. Нет уж, на счету всего один рубль, перезвонить не получится… Смогу ли я поговорить с ним по-настоящему? – или он на самом деле не знает русского?.. Ну же, звони, звони! Appelle mon numero!
К великой моей радости, он перезвонил, причем очень скоро. Номер, однако, был уже другим: «Р##??30795…..&©»
- Я слушаю, слушаю вас! Я говорю по-русски!
- Гховоришш фвы по-рускхи? – Это прозвучало даже не совсем вопросом, а скорей удивленным утверждением. 
- Да, да, говорите!
- Фы говориде по-руски! – снова удивился он.
- Слушаю вас!..
- Вы – по-русски, я – по-русски, - вдруг произнес он, почти без акцента. – Этхо Тхерра?
- Простите, не понял вас!..
- Простите. Тхерра, Ёртха, Звемля-а?
- Это – Земля! Планета Земля, вы не ошиблись! Земля. Terra. Earth.
- Земля, - твердо и четко произнес он, разом избавившись от каркающих, квакающих и мяукающих интонаций. – Планета.
- А вы с какой планеты?
- Я – Квлан Тоттотто, планета Тантанквао, Тау Кита.
Мое сердце забилось. Вот он, контакт!.. Собственно, я уже давно догадался, что имею дело с не-человеком: уж слишком необычно звучала его речь - человеческим языку, губам и гортани такие звуки недоступны.
- Далеко! Но откуда вы знаете русский язык?
- Я не знал его раньше. Только-а несколько фрагментов из Популярного Познания. Я изучаю его прямо сейчас. Еще немного – и овладею в совфершенстве, - И действительно, его акцент и ошибки с каждой новой фразой становились все менее и менее заметными. – Но откуда – вы? Какая это планета?  В какой из систем находится ваша Земля?.. – добавил он несколько растерянно.
Я не смог дать никакого внятного ответа.
- Земля, галактика Млечный путь…
- Половина разумных существ зовут свои планеты словами, синонимичными почве. Так что Земель сотни… Знакомы ли вы с Координатной системой Блан-кви? Или с Радиусами Ларрамурра?
- Увы!
- Впрочем, это непринципиально. Я приблизительно знаю, сколько нас разделяет световых лет. Очень много. То, что я ошибочно связался с вашей планетой – большая удача и невероятная случайность. И хотя темпоральное противостояние планет в данный период имеет наибольшую напряженность, и вероятность подобных случаев повышена, все равно произошла невероятная случайность. Бесполезная, однако, случайность…
- Почему же бесполезна? Я теперь точно знаю, что мы во Вселенной не одни, и что на Тау Кита есть разумные существа. И к тому же они могут говорить по-русски.
Квлан издал несколько перхающих звуков – вероятно, рассмеялся.
- …Правда, никто в это не поверит, но все же я буду знать об этом и хранить этот секрет. Да и беседовать с вами куда как интересней, чем с моими… - В коридоре скрипнула, открываясь, дверь. Через открытую дверь, словно сквозь прорванную плотину, по коридору хлынул поток громыхающего хардрока. Странно, но, как оказалось, хлипкая дверь неплохо его сдерживала. – Моими сородичами…
- Что это?.. – насторожился инопланетянин, услышав громыхание. Вероятно, он слышал его великолепно. Громкость была просто зашкаливающая – не раз я проходил мимо открытой двери тех соседей-хардрокеров, и каждый раз удивлялся их удивительной звукостойкости. В метре от двери звук уже ощущался всем телом. Страшно подумать, какую мощность он имел у самых колонок. Наверное, мой мозг просто разорвался бы от такого звукового напора. Но соседи спокойно его переносили. Было бы чему разрываться…
- Это музыка, - усмехнулся я. – Точнее, то, что они считают музыкой.
- Не знаю, что такое музыка, но, по-видимому, что-то ужасное.
Я не стал ни объяснять, ни переубеждать. 90% современной музыки, 90% музыки, слышимой мной в общаге, в маршрутках или на улице, будь то рок, поп, рэп или шансон и иже с ними, было действительно ужасно. Стало быть, музыка – и вправду ужасная вещь.
Мы немного подождали, пока дверь не закрылась и грохот не стих.
- Но все же как нам удалось связаться?.. Ведь любой сигнал с Тау Кита до нашей Земли много веков должен идти!
- Это через пространство – много веков. А через Кван Пинов слой – мгновенно и на любое расстояние. Правда, есть недостаток: в Кван Пиновом слое случаются пертурбации, способные отклонить сигнал или даже поглотить его; или тартаноидные локусы, вызывающие конверсию и дисторсию; или бреши Фуллара, сбивающие временную точку сигнала. А случается и так, что напряженность становится слишком высокой, и тогда образуются червоточины, через которые сигнал попадает куда угодно, но не на место назначения. Однако попадает в неизменном виде и возвращается благополучно. Зачастую попадает в пустое пространство Космоса. Но нам как раз повезло. Хотя я хотел поговорить со своим соседом…
- Но каким образом наши устройства связи оказались совместимыми?
Тау-китаец снова перхнул.
- А разве они могут быть несовместимыми?
- Мне кажется, запросто.
- Я пользуюсь ментальным манипулятором. Он может передать информацию любому устройству, какое найдется у абонента. Если сможет – в звуковом виде. Если сможет – в визуальном или любом другом. Он воздействует на структуру реальности. Я говорю звуковыми словами – но мои слова могут превратиться в знаки, изображения и даже запахи… Нам повезло – мы оба используем звуковую речь. Однако при таком совпадении возможны языковые нестыковки, в чем мы и убедились.
- Но вы все же усвоили мой язык, причем очень быстро.
- Это пустяки, это мой Дар…
- Значит, и в радиоволны, и в сигнал телефона ваш сигнал может превратиться… Это же просто замечательно! И информация всегда передается точно и корректно?
- Кроме тех случаев, о которых я говорил. Помехи возникают в одном случае из трех… Это бывает очень досадно.
- А радиоволнами вы не пользуетесь?
- Не знаю, что это…
- Это род электромагнитных полей, которые… - Увы, мои знания физики оказались недостаточными. Я осерчал: «Эдак поживешь здесь еще несколько лет, и таблицу умножения забудешь!»
- Я не знаю, что такое «электромагнитные поля»!.. Ты, похоже, тоже…
- Ну… Особый род материи. Свет, который мы видим – тоже электромагнитное поле. Магнитное поле заставляет магнит притягивать железо… А радиоволна, хоть и не может влиять на структуру реальности, не страдает ни от конверсии, ни от дисторсии. Для связи в пределах планеты она просто идеальна. Неужели вы их никогда не использовали? Научились оперировать структурой реальности – не зная о электромагнитном поле?..
- Непонятно, но интересно. Надо бы подать идею нашим изобретателям… Хотя они не станут меня слушать. И вряд ли даже они знают хоть чуть-чуть об этих полях и волнах…
- Мне кажется, должны хоть чуть-чуть знать. Может быть, вы просто пользуетесь другой терминологией?
- Боюсь, что нет… Терминологию-то мы сейчас одну и ту же употребляем – вашу.
- В моем мире почему-то принято считать, что инопланетные цивилизации всегда умнее и могущественней нашей… И что по технологиям они опережают нас на тысячелетия. Поэтому мне странно слышать это.
- «Высоких» или «низких» цивилизаций нет, - назидательно пояснил Тоттотто. – Просто цивилизации бывают разными: одни полностью овладели одной сферой знаний, другие – другой, третьи – обеими по чуть-чуть…
- Но если разные разумные виды находятся на разной ступени эволюции?
- Деление на «высшие» и «низшие» формы жизни тоже довольно условно…
- Очень часто понятиями о «высших» и «низших» оперируют те, кто пытается подавить более слабого…
- Вот именно – поэтому понятия эти надуманны и условны, и зачастую введены теми, кто считает себя «высшими».
- …Я не перестаю удивляться: неужели мы можем так легко друг друга понимать?!. Мы, разделенные столькими световыми годами… У нас также принято считать, что инопланетяне обладают способом мышления, непохожим на наш, иной логикой и иными представлениями, и что найти с ними взаимопонимание очень трудно…
- Мышление и логика всех разумных существ произрастают из логики живой природы, а логика живой природы – из законов неживого мира. А законы неживой природы, законы физики и математики во всей Вселенной одинаковы. Поэтому большее или меньшее понимание между жителями разных планет всегда будет. Конечно, если они смогут общаться.
- Нам повезло, и мы можем… Я понимаю тебя даже лучше, чем многих своих сородичей. Иной раз кажется, что это на одной планете со мной живут инопланетяне с чуждой логикой… На одной планете, на одном этаже, в одной комнате. Хотя, скорей, это я своего рода «инопланетянин», отличный от других.
- Ты - интересный собеседник, но не знаю, будут ли таковыми другие жители твоего мира… Я знаком с вашим миром по Популярному Познанию – но очень поверхностно. Аспекты математики и языков – вот единственное, с чем удалось ознакомиться…
Его голос исказился, сменился на время странной мелодичной помехой.
- Внимание, пертурбация!.. – взволновался Тоттотто. – И она растет, землянин! Связь может оборваться в любой момент!
- Может быть… - начал было я, но из телефона снова послышалось дрожащее мелодичное гудение.
- Я с трудом удерживаю сигнал… - Гудение. – Это червоточина схлопывается… Спасибо тебе… - Гул. – Я передам тебе часть своего Дара, чтобы ты смог… - Громкий гул. – …и все… - Гул упал почти что до инфразвука. - Теперь и у тебя есть… Арад иовс… - Телефон отчего-то завибрировал, от неожиданности я его чуть не выронил. - …увидишь истинную стор…
Пронзительный, словно электронный звук ударил по барабанной перепонке – я отдернул телефон от уха. Когда же я снова поднес его к уху, ничего уже слышно не было. Звонок окончился…
С минуту сидел я на койке с мобильным в руке, сиротливо глядя на Одри Хэпбёрн, смотрящую на меня с экрана, бездумно читая цифры времени и даты.
Снова обыденность, снова бытовуха?.. Со скрипом и деревянным скрежетом отворилась дверь комнаты. Проскрежетав по кривому косяку (может, потому он косяком и называется?!), дверь лишилась очередной щепки – пополнилась россыпь щепок и кусочков краски, усеивающих пол около двери. «Ну вот, еще и эти тотонаки вернулись…» - с раздражением подумал я, отложил телефон и стал собираться на прогулку. Конечно, Крысоград — далеко не самое интересное место для прогулок, но... Лишь бы поменьше созерцать своих вечно пьяных соседей, поменьше поневоле слушать их ахинею… 

Скрип половиц… Перекошенные дверцы шкафа… Вспузырившиеся обои… Дыра в оконном стекле, заклеенная скотчем… Пятно на стене, удивительно похожее на висельника… Полутемный коридор, дышащий влагой и плесенью… Ряды дверей, и мусорные ведра несут у дверей караул... Мешаются воедино запах табака, лука, эвкалипта (кто-то ингаляцию собрался делать)…
 
Ничего не изменилось вокруг меня. Но теперь у меня была тайна. Своя, никому на Земле не известная тайна: о том, что на Тау Кита живут другие люди и даже могут говорить по-русски, и о том, что в Кван Пиновом слое не существует понятия «пространство», и о странных невероятных случайностях, что могут произойти, нарушив ход обыденной бытовой жизни… Самая таинственная среди моих тайн.  Самая главная из них.
18 сентября 2009


Рецензии