Оглянитесь, чада мои бедные!

«Уважаемая редакция!
[Очередь к часовне Ксении Блаженной] На днях вернулась с работы домой уставшая, но довольная — хорошо сегодня потрудилась, всё успела сделать. Глянула на часы: ну вот, первый час ночи, стало быть, уже пятница — постный день. Заглянула в холодильник — нет ничего постного, а готовить некогда. И тут я вспомнила: так ведь время-то сдвинуто на час, значит, полночь ещё не наступила, и я успею поесть. Быстро выложила на стол яйца, молоко, булку. Уф, хорошо! — сытно, полезно и успела до пятницы. А ночью проснулась в холодном поту: приснилась мне женщина, которая сказала: “Будешь нарушать пост по средам и пятницам — заболеешь раком”. Я села в постели, задумалась. В пост нельзя есть молоко, яйца, мясо — плоть животных. А рак — это такая болезнь, которая “ест” плоть человека. Вот и выходит, что сначала мы сами нарушаем установленные Матерью-Церковью правила, а потом болеем и удивляемся, за что. И ропщем. Никогда больше не буду нарушать пост, даже если время передвинут.
В другой раз поехала в Петербург, к своей любимой святой Ксении Петербургской. Около часовни подходит ко мне незнакомая женщина, протягивает кулёк с конфетками. Я так обрадовалась, как ребёнок: у св.Ксеньюшки — и мне вдруг конфетки. Съела одну сразу же. Приехала домой, объявляю родным: «Угостили меня у блаженной Ксеньюшки конфетами, сейчас всех оделю». Стала искать конфеты, а их нет как нет. Все сумки перерыла — пусто. Вот так поставила мне святая единицу — знаю за что, но сказать стыдно. Вот на исповедь пойду — там уж всё как на духу…

Не могу я вписаться в церковные службы, в посты,
И себя я корю, и у Бога прошу милосердья.
Боже, слаб я и слишком люблю я мечты.
Небеса не напрасно Твои называются твердью.
Не мечтами, а силой берутся твердыни всегда.
Я уж пробовал, Господи, но не надолго хватало —
И опять увлекала меня поэтическая звезда,
И душа, — и душа так мучительно трепетала…
Научи меня, Господи, без раздвоенья любить
И земли красоту, и постов воздержание тоже —
Помоги мне, Господь, православным воистину быть
И во имя Твоё обретать вдохновение, Боже.
Геннадий Иванов

В следующий раз попала в Петербург только через несколько лет. Подхожу к надгробию блаженной Ксении, в руке пять свечей. Вдруг рука разжимается, и две свечки падают на пол. Я поняла: двойку ставит мне святая — не единицу, а всё равно невесело. Тянуться мне ещё и тянуться к жизни праведной, достойной, очищаться от грехов, молиться, поститься и снова молиться…

Ксения Блаженная, помоги, родная.
Я тебе молитву в сердце возношу.
Под благословение, матушка Ксения,
Я к твоей часовне снова поспешу.

Ксения Блаженная, как же ты молилась!
Ты за всех молилась в поле по ночам.
Ты услышь моление, матушка Ксения,
Помоги мне выплакать горе и печаль.

Ксения Блаженная, как же ты терпела!
Ты за всех терпела горе и нужду.
Укрепи в терпении, матушка Ксения,
Помоги мне вынести тяжкую беду.

Ксения Блаженная, как же ты любила —
Невозможно было горячей любить.
Светлое горение, матушка Ксения,
Помоги мне к Господу любовь не угасить.

Ксения Блаженная, как же ты устала!
Ты за всех устала плакать и страдать.
Я в изнеможении, матушка Ксения,
Без твоей молитвы мне не устоять.

Ксения Блаженная, сколько лет минуло,
И в разлуке дальней сердцем полечу
Под благословение, матушка Ксения,
У твоей часовенки снова прошепчу:

— Ксения Блаженная, вразуми, родная,
Видишь, как опасно предстоит идти.
На путях сомнения, матушка Ксения,
Помоги спасения Крест перенести.
Александр и Елена Михайловы

Не еду пока к святой, да и в храм не дойти — в лесу сугробы намело по пояс, нет дороги. Но святая Ксения не оставляет меня своими заботами. Включаю как-то вечером телевизор, а там нашего батюшку показывают, и икона Блаженной Ксеньюшки тут же. Слава Богу за всё!
Светлана СЕНЧИХИНА, Бокситогорск».

Должен признаться, что в первые годы своего продолжающегося воцерковления и я грешил тем же: невмоготу было дождаться конца среды или пятницы — и успокаиваясь отговорками, я лез в холодильник. Но как-то потихоньку всё сошло на нет; до наступления скоромного дня и мысли не было нарушить малый пост. А в большие посты духовник поначалу сам давал послабления: то на рыбку, то на маслице. Я даже привыкать стал, что батюшка щадит мой ослабевший от трудов всеправедных организм. Но в один прекрасный день, как раз накануне Великого поста, дал благословение держать его как положено. Первый пост выдержал с трудом, второй — полегче, а в третий я и думать забыл о послаблениях — всё потреблял по уставу.

Я не могу как следует поститься
И каждую неделю в храм ходить.
И это мне, конечно, не простится,
Но всё-таки прошу меня простить.
Геннадий Иванов

В древней Церкви было намного строже: в пост верующие полностью отказывались от воды и пищи. Православный писатель Тертуллиан (+ после 220 года) в своём труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином “statio”, буквально означающим “воинский караульный пост”: постящиеся христиане уподоблялись солдатам на боевом посту, которые также ничего не вкушали во время службы.
† Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».

Россия спасётся постом.
Настолько живём безтолково!
Нас просто не станет потом.
Пост — поле для нас Куликово.

Нас душит в объятиях враг —
Глобальных времён победитель.
Наш чёрный — до времени — стяг,
Но с нами на стяге — Спаситель.
Протоиерей Андрей Логвинов, Кострома

† «Много грешат те, кто не поститься в среду и пятницу», — повторял преподобный Серафим Саровский. Православная Церковь предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих их. По 69-му апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучeн».

ИЕРУСАЛИМСКИЙ СВИТОК
Во святом Ерусалиме-городе в день, когда Христос из гроба встал, из седьмого неба в страшном грохоте тяжкий камень с просверком упал. И оттуда перед перехожими, чтоб каждый мог прочесть слова: «Оглянитесь, чада Мои бедные! Оторвите губы от вина! Разве вам не видно, что последние на Земле настали времена? Ведь от вас и надо для спасения — в среду пост да в пятницу держать, да хоть день в неделю — в воскресение — не пахать, не сеять, не сажать, а молить защиты от погибели… Знайте, чада, что воскресный труд никому не увеличит прибыли и его плоды вотще умрут! Не забудьте также: перед Пасхою будет пост Великий — для того, чтоб любой, кто ждёт Суда с опаскою, от греха очистил естество. Не живите, знаясь лишь с утробою, удержитесь от впаденья в страсть, распрощайтесь в эти дни со злобою и молитесь, чтобы не пропасть! Не грешите ж, чада Мои! Радуйтесь светлой Пасхе, льющейся с небес в ваши души золотою радугой. Славословьте все: «Христос воскрес!» И да будьте в этот день воздержанны, чтоб не мог возвеселиться бес, совращеньем ближнего утешенный, когда все поют: «Христос воскрес!» Не забудьте ж: без благословения нет ни в чём добра, куда ни кинь. Возносите к небу ваше пение в честь Творца. И знайте: путь К СПАСЕНИЮ вам открылся только что… Аминь!» Николай Переверзев.


Рецензии