Лето красное приспело. Былинка

Александр Раков в гостях у духовника редакции, дорогого нашего батюшки отца Иоанна Миронова
— Батюшка! Наступила благословенная пора лета, которого измученные непривычно суровой зимой петербуржцы ждали как манны небесной… Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с летним отдыхом…
— Что же, лето… Это самое чудное время года. И зимушку прославляет Пушкин: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», — и лето тоже… Нас и весна-то радует потому, что лето близко. Птичка-ласточка весной приносит весть, что лето на пороге, рассказывает нам о далёких странах, где вечное лето. И радуемся мы пробуждению природы, зелёной травке, первому цветочку, одуванчику, и ландышам, и нарциссикам, и тюльпанчикам, и сирень уже набирает грозди, чтобы свою показать красоту… Всё, всё даёт нам радость. Из одной и той же земли — такие разные цветочки…
— Это Господь, батюшка, даёт нам понять…
— …Господь говорит: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». (Лк. 12, 27).
— Поговорим, батюшка, о людях… Семья наша отдыхает в деревне, а поблизости нет церкви. Что нам летом делать по воскресеньям и в церковные праздники?

Опять в России в храмах многолюдно.
Гонений нет и дикости былой…
А всё равно воцерковиться трудно.
И тут не виноват ни Сталин злой,
И ни Хрущёв, взорвавший сотни храмов…
А не пускают, видимо, грехи.
И в этом наша слабость, наша драма.
Живём в стихиях разной чепухи.

Без храма христиане мы плохие.
Пора кончать крутиться и болтать…
Преодолеть лукавые стихии —
На якорь в храме православном встать!
Геннадий Иванов

— Я всегда говорю: молиться Иисусовой молитвой. Поливаешь ли цветы, полешь ли грядку: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — всё время повторяй… Или хозяйка обед готовит — тоже надо с молитвой… Есть хорошая русская пословица: «Терпенье и труд всё перетрут», — а я лучше скажу: «Молитва и труд всё перетрут».

Бывают дни особой силы,
Когда в теченье дня всего
Помимо «Господи, помилуй!»
Нет в мыслях больше ничего.
Николай Зиновьев, Краснодар

— А можно ли на дачном участке работать в воскресенье?
— Нет, — лучше почитать духовную литературу, а уж после обеда можно что-нибудь нетрудное сделать: полить цветочки, например… И всё с молитвой… Но бездельничать всё равно нельзя: не валяться всё воскресенье на диване, а открыть Божественную книгу — Святых Отцов или Евангелие, — чтобы немножко проверить себя, понять, в каком состоянии твоя душа…
— Я где-то читал, что жили в деревне две соседки. Их картофельные огороды лежали рядом. Одна женщина была молитвенницей, и по воскресеньям ничего не делала, а вторая трудилась не покладая рук… А когда наступила осень, пришло время собирать картошку, оказалась, что у той, которая по воскресеньям не работала, картошка взошла и крупнее, и чище.
— Так и бывает, потому что Господь даёт нам дни и говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его…» «Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвящённая Господу». (Исх. 20, 8; Исх. 31, 15). А мы воскресный день посвящаем Богу. Поэтому, если нет храма, то можно у часовенки собраться, акафист всем вместе прочитать — или Матери Божией, или Спасителю, — всё хорошо. Когда человек настроен на спасительную жизнь, он становится с каждым днём всё крепче, и духовно он уже обоготворён Господом.

          В СОБОРЕ
Всем миром пели: «…Даждь нам днесь…»,
И в тишине молились снова.
Дана душе Благая Весть
Живого Божеского Слова.

Порочен, грешен мир земной,
Но в век безверья и разрухи
Венцом спасенья надо мной —
Христа израненные руки.
Юрий Кекшин, р.1959, Смоленск

— Батюшка, сейчас появилась возможность выезжать за границу, в том числе и в православные страны, например в Грецию. Я бывал на греческих службах, но там трудно молиться: не понимаешь ни слова. К тому же мучает вопрос: можно ли русскому православному причащаться в Греции: ведь там причащаются без исповеди…
— Можно, можно… Да, греки исповедь совершают отдельно… Но я помню один греческий монастырь: там матушки и на славянском пели… Так было чудно!.. Даже в наших храмах я не получал такой благодати, как было у матушки Никодимы и старца Эмилиана. Этот старец с Афона пришёл и обустроил маленькую девичью обитель. Конечно, и в наших монастырях много благодати, но наши монахи не умеют дать того, что греческие. Там всё с какой они любовью: чашечка чая, чашечка супа — с каким благоговением к паломнику — как к посланцу Божиему!.. Смотришь и удивляешься, как у них Христова любовь во всём проявляется.

Грех снова нагноился. И болит
Моя душа. И, совестью гонима,
Я в церковь потянусь неодолимо
На исповедь, преодолевая стыд.
И словно хирургическим ножом,
Мне вскроет рану, очищая душу.
И я опять овечкою послушной
Пред Богом встану в духе нагишом.
Сжигаемая совести огнём,
Душа воспрянет — это ли не чудо? —
Очистится и благодарной будет
Христу за пребыванье с Ним и в Нём.
Татьяна Шорохова, СПб.

— Я давно думаю об этом: нам нужно многому поучиться у греческого Православия.
— Не только у греческого. Я и в Сербии был, и в Болгарии был, — везде можно получить духовную пищу, если ты сам этого хочешь…
— Я на Фаворе помню: бумажная иконочка Божией Матери, на плохой бумаге напечатана… Но она очень многим помогла исцелиться от рака. А как быть, если человек поехал отдыхать в одну из католических стран? В Париже, например, недалеко от входа в соборе Парижской Богоматери кто-то из русских повесил на одной из колонн две большие православные иконы — Владимирскую и Спасителя. И русские возле них молятся — правда, я не знаю, когда они там собираются.
— До разделения Церквей христианские святыни принадлежали всем. И сейчас они святость не теряют — ни в католических странах, ни в мусульманских — нигде… Если кто из святых прославлен до разделения Церквей: мученик Трифон, великомученица Варвара, узорешительница Анастасия, — то мы почитаем и прославляем. Как греческие мученики и римские, так и наши. И я всегда говорю молодым христианам — особенно тем, кто недавно к вере пришёл: «Вы — семя наших новых мучеников, вы взошли на крови их».
— Батюшка, по моей слабой духовности я не чувствую никакой благодати в католических храмах. Красивые витражи, красивые скульптуры, всё очень хорошо, но…
— Вот я тебе расскажу о своём опыте в католических храмах… Был я однажды в Праге. Как же в тамошних церквах всё выхолощено!.. Богослужений нет, только экскурсии — вытравлена духовность. Посмотрел я на это и говорю: «Господи! Тут даже в православных храмах нет благодати — во всяком случае той, к которой мы привыкли в России». Но, конечно, люди и там спасаются: молитвой, подвигом, милосердием… Я думаю, что везде человек может найти спасение.
— А молиться можно в католическом храме?
— «На всяком месте владычествие Его… Благослови душе моя Господа» (Пс. 102, 22). Если душа прославляет Господа, — молись везде.
— Батюшка, соблюдать ли пост во время отпуска или можно сделать для себя маленькое послабление?
— Если этот пост не строгий — вот как Петров, например… И особенно таким пожилым, как ты… Послабление я даю. А почему? Потому что летом здоровой пищи мало: ни зелёного лучка, ни огурчики не поспели ещё в теплице… Скушаешь творожку или молочка — за это Господь не осудит. Как апостол говорит: «Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие». (Кол. 2, 16) А Иоанн Златоуст напоминает: «Кто и в последний час придёт, — и того не отвергнет». Старайся только сам не осуждать других.
— А можно ли есть фрукты и овощи до праздника Преображения Господня?
— Раз они спелые — почему бы и нельзя?
— Попав в южную страну, где и гранаты растут, и прочие фрукты в изобилии — трудно удержаться и не съесть какой-нибудь плод…
— Да можно, можно!.. У нас для чего это установлено? Для детей, чтобы не срывали неспелые яблоки, чтобы животик не заболел. Конечно, грех детский Господь простит. Грех юности и неведения не помяни, Господи!
— Батюшка, считается ли отпуск за поездку, которая даёт послабление в посте?
— В дороге разрешается даже скоромная пища. Специальный чин есть для путешествующих… Что тебе дают, то и ешь. К святителю Спиридону Тримифунтскому пришёл монах, и святитель сказал дочери: «Вынеси окорок, накормим гостя!» Она ему: «Ведь сейчас пост! Вы же не только скоромного, — вы вообще никакой пищи не употребляете!..» Он ей: «А странника должно принять с любовью!..» И когда гость ушёл, святитель Спиридон снова целую неделю пищу не вкушал. Пост постом, а странноприимства не забывайте.
— Я вспоминаю свою поездку на Святую Землю… Я после неё был так переполнен благодатью, что когда нас посадили в самолёт и дали что-то куриное, я эту курицу нетронутой привёз домой и потом собачке скормил.
— Ты хорошо, конечно, сделал… Но в мясоед даже монахам в пути разрешается мясное.
— А если ты во время отпуска заболел, держать пост? Или, как говорил Иоанн Крестьянкин, нарушить его ради болезни, — но потом непременно покаяться в этом грехе.
— Конечно! Мы и каемся в этом всегда. Посты бывают и многодневные, и однодневные, и ты можешь за один день больше получить благодати, чем за весь длинный пост, — если ты в этом посту хоть мяса и не ешь, а человеков-то и кусаешь, и грызёшь, и вовсе съедаешь. Люди сейчас очень склонны к такому людоедству…
— Да, люди теперь стали… Куда мы все идём? Куда мир движется?
— Куда Господу угодно. Кто Господа ищет, тот всегда с Господом будет. Я опять причину нашла, в церковь я опять не пошла: то дети, то муж, то дом, — душу отложив на потом. Екатерина Сырцова, мать пятерых детей, Подмосковье
— А эти последние события: эти тысячи тонн нефти, которая изливается в океан, этот пепел, тоннами висящий над Европой…
Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине, чёрные раскачивая пятна на крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках. Мы давно «освоили» планету. Широко шагает новый век. На земле уж белых пятен нету. Чёрные сотрёшь ли, человек? Александр Плотников, р. 1954, Новосибирск.
— А вот он, ваш прогресс… Вы учёные, но в ступе не дотолчённые. Жорес Алфёров заявляет: «А я в Бога не верую!..» Ну и не веруй, — а что ж ты тогда дыр-то никак не можешь залатать?.. Нефть изливается, рыбки гибнут и птички, хоть их и пытаются отмыть… Вот что вы делаете с природой! Если так пойдёт, то скоро самолёты вовсе не смогут летать… Это последний звоночек нашим учёным…

…И солнечный свет погас,
И атом не привился.
Закончились нефть и газ,
И вся древесина, вся.

И каменный уголь здесь,
На милой моей Земле,
Сожгли по котельным весь,
Чтобы дожить в тепле.

Ослаблена сила рек,
Мелеющих на Руси.
И чёрный июньский снег
Не тает; Господь, спаси…
Нина Королёва, СПб.

— Батюшка, давайте вернёмся к летней теме… Зная, что у меня слабое горло, вы запретили мне есть мороженое. Я слушаюсь, но иногда забываю про прещение и вкушаю запретный плод. Потом вспоминаю и про себя каюсь.
— Поэтому и болеешь потом. Как мне раба Божия Евгения рассказывала: «Ослушалась вас, батюшка, съела мороженое. Ну и насладилась я! Две недели болела, думала, что умру».
— Дорогой батюшка, вам уже 84-й годик идёт, а вы строго блюдёте пост и не даёте себе никаких послаблений…
— Бывает, и я, Сашенька, нарушаю… Матушка даст скоромное — я не отказываюсь. Не в пище дело, Господь не за пищу нас будет судить. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 35, 25—26) Вот что важно-то! Милость наша важна, любовь к людям. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 35, 40) Любовь или отсутствие любви — вот что важно, вот что Господь видит. А пост — это чтобы душа не ослабела. Это средство, а не цель. Хоть и серьёзное, конечно, средство, сильнодействующее.
— Как вы-то, батюшка, будете проводить лето? Ведь многие читатели спрашивают: как к батюшке попасть, куда к батюшке ехать?
— Не надо ко мне ездить по всякому поводу… Вот недавно мы отмечали наш престольный праздник — Неупиваемую Чашу: столько к нам священников собралось… И молодые в том числе. Такие хорошие батюшки! Так радостно было смотреть, как они возносили молитву! Отец Андрей Клоков, иеромонахи Кирилл и Мефодий… Не буду перечислять: одного забудешь, а потом переживаешь, зачем обидел человека… Много, очень много хороших молодых батюшек. Не бойтесь у них спрашивать совета, не стесняйтесь просить у них молитв!
— Я тоже людям говорю: «Зачем всем идти к батюшке? Много есть батюшек на свете, которые ответят на ваши вопросы…»
— Да, потрудитесь, поищите: обязательно найдёте умного, боголюбивого молодого священника.
— Но вы, батюшка, летом отдыхаете, ведь правда? От Троицы и до Преображения в храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» вас не будет?
— А Господь всегда будет. Пусть люди вспомнят меня в молитвах — и я о них вспомню. Где я ни еду, за всех молюсь, чтобы Господь благословил каждого нашего прихожанина, каждую верующую душу, которая обращается ко мне, — благословил благословением небесным. Это и к читателям вашим относится: благослови их Господь!

          ОТПУСКАЯ НАРОД…
С крестом отпускаю народ от обедни.
Ну вот — приложился и самый последний.
Крестом осеняю застывших поклонно.
Как трудно уйти мне сегодня с амвона…
Как будто течёт всё людская чреда,
а в ней что ни взгляд, то — беда иль нужда…
Как будто прочитана горькая книга,
где ты не познал радослёзного мига…
Как мало счастливых я знаю в приходе…
Во счастье-то в храмы немногие ходят…
Хоть что оно — счастье-то, если без Бога?!
Игрушка-пустышка. Убого, убого…
Какая же стужа прошлась по народу!
Как будто за окнами времечко года —
не лето зелёное… Белая мгла
морозным дыханьем меня обожгла…
И стоя с крестом на амвоне под нею,
одно ощущенье: седею, седею…
Протоиерей Вячеслав Шапошников, Кострома


Рецензии