Давай думать вместе! Счастье. Что это? 2
Мне любые чудеса по плечу!
Фонари свисают – ешь-не хочу,
Как бананы в Сомали!..
У окна стою я как у холста:
Ах, какая за окном красота!
Будто кто-то перепутал цвета,
И Неглинку, и Манеж…
Над Москвой встает зеленый восход,
По мосту идет оранжевый кот,
И лоточник у метро продает
Апельсины цвета беж…
Почти пританцовывая, Вера, сняла последнюю пробу с зеленого борща и выключила плиту. Улыбка не сходила с лица. За окном – весна, музыка несется изо всех открытых окон, сердце, будто в юности, постукивает в радостном ритме любимой песни. Редко теперь эта ретро-прелесть слышна. Может быть, оттого и более дороги мелодии детства, юности, чудной молодости? Ах, май, май, уж дело к шестидесяти годам близится, а запахи, звуки мая так и норовят напомнить Верино счастливое юное лицо, упрятанное в охапки сирени и черемухи…
…Стукнула входная дверь, тут же, через минуту, еще раз. Ну, вот, все внуки и дома уже. Лизка рисует в комнате. Лина и Алеша, тихонько переговариваясь, разуваются, моют руки. Вера, не спеша, накрывает на стол…
- Ребята! Вы где, ау? Не проголодались?
-Ба, привет!
Леша, влетев на кухню, сразу плюхнулся за стол и потянулся за хлебом.
- Ну, Леш, десять лет тебе уже, а что надо всех подождать – забываешь. Или терпения не хватает, торопыга?
Вера провела по плечу Лины, встречая ее в в дверях кухни, подставила щеку. Взрослая совсем стала, степенная, с гордой осанкой, девочка… Семнадцать красивых лет…
-Привет, бабушка! Вкусно пахнет как!
- Лизонька, а ты закончила рисунок? Что у нас на этот раз, юный художник? Удобней садись…
-Ба! Мы опять диплом за 3-е место только получили, - обиженно перебивает Леша. – Ну почему у нас нет таких дылд в классе, как Гришка Серов и Тофик Манукян из соседнего класса? Мы бы точно тогда выиграли. Как можно с нашими Машкой и Толиком играть в баскетбол? Вот, скажи!
- Да ты и сам не очень-то играешь, - Лина искоса взглянула на вихрастого брата.
Без шпынялок за столом не обходилось. « Ох, детки, детки, - молча улыбалась Вера. Пусть пикируются, где язычок-то и отточить, как не дома?»
- Ну, так что, Лиза, что сегодня тебе рисовалось?
- Я Счастье рисовала.
Лешка хмыкнул и откусил побольше хлеба. Лина внимательно посмотрела на Лизку.
- Счастье? Откуда тебе знать – какое оно, Счастье?
- Я знаю, знаю, мне баба говорила – какое оно! А ты, ты-то знаешь, что такое счастье и какое оно? Вот скажи, ты – знаешь?
Лина молча, очень аккуратно, продолжала кушать.
- Вот подрастешь, тогда, может, и расскажу, что знаю…
-Не знаешь! Вот и не знаешь! Потому что я и сейчас знаю, что это такое, а ты и ответить не можешь! - продолжала атаковать Лиза.
Разговор свернул на обсуждение побед и поражений Лешки в школе, но на том и остановился. Да и потом день пролетел как обычно, стремительно, живо: у всех свои дела, обязанности. К вечеру суета угомонилась в доме: родители уехали в концертный зал Консерватории на фортепианный вечер Рахманинова, Лина читала учебники, конспектировала необходимое – на носу выпускные экзамены, Лизка уже уснула. Тихо в доме стало, теплый свет заливал уголок с креслом Веры, где она сидела, откинув голову на спинку, перебирала что-то в памяти…
- Ба, ты не уснула?
Лешка, непривычно нерешительный, переминался с ноги на ногу, держась за дверь.
- Нет, Лешенька, задумалась. Да и вы же еще не спите… Иди сюда, милый, что ты хотел?
Алеша сел в стоящее рядом кресло, развернув его, чтоб смотреть на бабушку. И немного помолчал…
- Ба… Что Лиза говорила о счастье? Что она знает? Что ты ей рассказывала? Почему только ей, а мне – нет?
- Алешик, Лизоньке было интересно «что такое счастье», вот мы с ней и поговорили. Волшебство это, Алешенька, счастье -самое настоящее Чудо! Как море полно немыслимого количества капелек, так и счастье сложено, собрано из капелек радости. И вот этот радужный дождик в итоге выливается в солнечное Счастье. Для каждого возраста счастье – свое. Оно у Лизы заключается в одном, у тебя сейчас состоит из другого, для Лины – счастье увидится по-своему, у мамы с папой – тоже свое, ну, а у бабушек и дедушек - тоже есть счастье. И, все-таки, оно звучит для нас для всех одинаково – прекрасной музыкой, мелодией в сердце, солнечными зайчиками играет. Такое чудо происходит при оценке какого-либо периода своей жизни – то ли жизни в целом, то ли одного года, одной учебной четверти, то ли детства, то ли юности… И оно – обязательно тебе улыбается! Понятно?
- Понятно… А какое мое счастье?
- Лешенька, ты торопыжка! Давай думать вместе!
Давай сначала определим капельки, которые называются жизненными ценностями в юном возрасте. Что нам в жизни очень важно?
- Ну, кажется, здоровье, да? Потом, знания важны, потом, надо быть вежливым, воспитанным.
-Верно, Леш, можно назвать и так. Необходимо пополнять свою память все новыми и новыми знаниями об устройстве Мира, о жизни людей в самые разные времена и в разных странах. Чем больше человек познает о Мире, тем радостней ему жить, понимая как все устроено, и для чего, и почему, задавая себе все больше и больше вопросов, разыскивая все новые и новые ответы на них... Мы развиваем способности своего разума в изложении мысли, в письме, счёте, чтении, в рассуждениях, а также готовимся именно в школе к выбору той профессии, которая будет тебе особенно интересна.
А чтоб учиться всегда и везде, необходимо здоровье.
Ведь учиться надо и этикету, и воспитывать в себе уважение к другим людям, к чужому мнению, уметь его выслушивать, вот как ты сейчас меня слушаешь – внимательно и терпеливо, стараясь понять. Все это труд, Лешенька. Труд, который одарит тебя впоследствии брызгами радости!
Но разве жизнь наша состоит только из труда, терпения, работы над собой? Чем тебе более всего нравится заниматься в свободное время?
- Здесь даже думать не надо, ба! Люблю на лыжах с папой, люблю с ним на рыбалку ходить, ночью у костра с ним сидеть… Люблю с Линой на коньках кататься, с ребятами в футбол играть, баскетбол. Нравится в кино ходить. Ба, еще знаешь что мне нравится? Мы иногда по вечерам все вместе на кухне при свече ужинаем – всей семьей. И вспоминаем, разговариваем обо всем, что мы делали в детстве, мама с папой нам про себя рассказывают молодых. Даже не верится, что они тоже так же баловались в школе, все как у нас было у них… Долго-долго спать не ложимся – только говорим и говорим, и смеемся все.
- Ты потом их лучше понимаешь, правда, Леш? И уже видишь в них не только требовательных и любимых родителей, но и хороших друзей, легких, простых, как и ты сам, да?
- Да, ба, это круто! Еще люблю купаться в деревне в пруду, люблю в лесу гулять.
- Лешенька, какой ты у меня умница! Ты все сам рассказал. Много, но далеко еще не все капельки, нашел, определил уже. Продолжай думать над этим, ладно? Ищи еще капельки радости! И вот, когда ты вырастешь, ты будешь вспоминать свои школьные годы с такой теплотой, улыбаясь брызгам, капелькам радости. Будешь уже оценивать свои поступки, даже небольшие шалости с позиции взрослого, очень умного человека. Оценишь всю гору познаний и умений, что ты приобрел, свободу мышления, убежденность, что жить тебе интересно, что никаких преград не существует твоему разуму, твоему желанию строить жизнь теперь самостоятельно, грамотно и очень красиво. И ты увидишь лучики счастья в глазах родителей – это значит, что они гордятся тобой, очень умным и сильным, здоровым молодым человеком. От этих лучиков счастья и гордости в наших глазах, от осознания открытости теперь перед тобой всех, абсолютно всех широких дорог – что ты будешь чувствовать, Лешенька?
- Ба, я это почувствовал сейчас! Это и есть Счастье - когда тобой гордятся?
- Конечно, милый, ведь ты все сделал для того, чтоб тобой гордились!
...Я по улицам бегу, хохочу -
Мне любые чудеса по плечу!
(Продолжение http://www.proza.ru/2011/04/23/323 )
Свидетельство о публикации №211042100298
Учимся, благодаря Вам, учимся.
С улыбкой,
Лариса Малмыгина 09.11.2012 13:29 Заявить о нарушении
С теплом,
Нэля Березная 10.11.2012 11:24 Заявить о нарушении
Николай Мурашев 21.04.2013 23:12 Заявить о нарушении