Пасха. Праздник духовной радости

   
      Цвет Пасхи – красный, и это многозначно. Прежде всего он обозначает Божественную Кровь, пролитую за грехи рода человеческого. Красный – цвет страдания, в него окрашены одежды мучеников на иконах. Это и цвет царского достоинства, верховные правители древности обычно носили красные или багряные одежды. В сознании человека он ассоциируется с силой, мужеством, свободой, сильными проявлениями чувств, любовью.
 
     В красные одежды облачается духовенство перед началом пасхальной Литургии, что отмечает наивысшую ноту радости богослужения. А на Руси  слово «красный» понимается еще и как « красивый», это  самый любимый народом цвет, символизирующий возрождение в  жизнь будущего века. Так как же организовать наше земное бытие, чтобы оно стало созвучно пасхальным тонам? Об этом –  разговор с настоятелем Курского Сергиево-Казанского кафедрального собора протоиереем Михаилом Зайцевым.

  - Отец Михаил, что для нас, современных русских, значит Пасха?
 
  - Для кого-то – это дань национальной традиции, для кого-то - обряд, а для  настоящих христиан – смысл жизни, возможность не оскотиниться в этом мире, а подняться над тем, что миром правит. Найти в себе сходство с Богом, стать родным для Бога, войти туда, куда мы  и призваны, в Царство Небесное. Это знак безмерной любви Бога к нам, Его забота о нас, Его всепобеждающая  Любовь.

  - Каждый человек по-своему чувствует пасхальную радость.  Было ли у вас какое-то особенное переживание этого праздника?

   - Мне запомнилось моя первая служба в день Светлого Христова Воскресения в сане священника. Была такая легкость, ликование что, казалось, веса нет, земли не чувствуешь. Когда мы первую Литургию служили в храме великомученика Пантелеимона, в микрорайоне КЗТЗ, вошли в церковное здание, где только наложили шпатлевку, еще стены были сырые. Чувствовалась пронзительность, растворенная в неземной легкости, это осталось в памяти. Любая Пасха – всегда замечательна. Ведь важно, чтобы праздник продолжался в присутствии Бога, но уже вне богослужения, чтобы мы меньше суетились. Хорошо посидеть где-то, помолчать, подумать, чтобы эта гармония в душе продлилась. А впрочем, мы пытаемся рассуждать, в какие-то формулировки облекать, но ведь переживание Пасхи – это процесс, длительный во времени.

   Человек по мере своего воцерковления, по мере возрастания, приближения к Богу, глубже  и полнее переживает Пасху, более правильно, верно. Светлое Христово Воскресение - это перспектива бесконечности в Боге. И она уже есть, дверь открыта, иди, живи в ней! Есть точка – я, и есть луч, направленный в Вечность.
 
   - В наше время пытаются с точки зрения науки объяснить Воскресение Господне. Возможно ли это?

   - Произошло обыкновенное чудо. Силой Бога был нарушен закон смерти в этом мире, и он может быть попран и в нашей жизни. А все эти попытки…Вспоминается одна шутка, как аборигены, которые никогда никаких механизмов, даже металла не видели, стали свидетелями того, как с самолета упал автомобиль. И они попытались своими словами рассказать об этом, конечно, их рассказ был наивен, в принципе неверен. Вот так и эти попытки осмысливать Пасху земными категориями ставят человека в неловкое положение. Воскресение Христово переживается духовно, достичь этого уровня можно разумной аскезой, молитвой, покаянием, участием в богослужениях, борьбой с самим собой. О Пасхе не надо рассуждать,  Пасхой надо жить.

  - На православной иконе «Воскресение Господне» изображен Иисус Христос, сходящий в ад и  держащий за руки ветхозаветных праведников. Почему именно так, а не с белым лабарумом в руке, как на католических иконах?

   - Потому что это и есть православное мировосприятие. Церковь поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Господь Своей смертью  убил, разрушил смерть всех людей. И тем, кто был в аде, Он даровал жизнь. До этого  величайшего события все – и праведники, и грешники не попадали в рай. Человек не имеет в себе потенциала для преодоления закона смерти. Мы очень давно пересекли грань богооставленности, ушли от Бога, после чего все начали умирать. Все изменилось только после того, как Бог, принявший человеческую плоть, такую, как у нас, прожил на Земле, в этой плоти воскрес и взошел на Небо. По сути Он пробил какой-то страшный бронированный свод, который был над всем человечеством Своим Божеством, вознес на Небо человеческую плоть. И после этого стало возможным нам самим восходить туда, не автоматически, конечно, а в результате больших усилий. Так вот Пасха – это возможность преодолеть закон смерти, непосредственно каждого касающийся, с Божией помощью, но и с нашим желанием, с нашей волей.

   -  Как вы считаете, что прежде всего отдаляет нас от Бога?

   - Печально то, что пасхальная радость о Воскресшем Боге, а значит, и о моем спасении, бывает заслонена какими-то кулинарными изделиями. Мы заботимся о куличах, об угощении, а о главном забываем. Часто даже в церковной жизни мы заняты не поисками Бога, а решениями своих земных, часто идущих от греха, проблем. Бога воспринимаем как средство для решения своих греховных земных проблем, жизненных неурядиц. А Бога надо искать вне приложения к чему бы то ни было, потому что – это высшая ценность. Если мы к Богу не стремимся, то наша жизнь превращается в кошмар – и земная, и Вечности скорее всего не будет. Старая русская поговорка – Без Бога ни до порога. Социальная справедливость, политические решения, материальное благополучие – все это вторично. Ищите Царство Божие и правды его, все остальное  приложится. Если бы хотя бы один  из 10 людей искренне искал Бога – не для себя Его ждал, а шел, стремился к Нему и Его правде, насколько стало бы созидательно и красиво в этом мире!
               
   


Рецензии