Слуги царя истинного. Послесловие

  Я разместил здесь под таким заголовком размышления по поводу юбилея святителя Иоасафа Белгородского и сегодняшнего состояния православия. Ни словом, ни помыслом я не выказал ничего дурного ни в отношении юбиляра, ни в адрес православной церкви, к которой принадлежу. Собственно, я лишь говорил о том, что:

А) нынешняя русская церковь далеко отошла от традиции тысячелетней православной аскезы;
б) причина этого - торжество "позитивного" мировоззрения над "негативным", победа стяжательной традиции над нестяжательной;
в) во многом это случилось из-за прихода новогреческих, ориентированных на запад иерархов и священников, ярким представителем которых был Иоасаф Белгородский.
Но ответный удар получился незаслуженно злой. Судите сами - для начала повторю свой текст.


СЛУГИ ЦАРЯ ИСТИННОГО
ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ КАК ТОРЖЕСТВО ИНОГО ДУХА

Я не дерзаю оценивать историю религии моего племени великороссов, но иметь свою точку зрения на сей предмет мне никто не запретит. И про прочтении этой зарисовки прошу не навешивать на меня ярлыков, ибо и не выскажись я - все равно оставался бы при своем мнении.
Итак.
Нынче Белгородская и Староскольская епархия отмечает пятнадцатилетие своего восстановления. Дата эта мягко соприкасается со столетием канонизации Иоасафа, святителя Белгородского и желает стать неким единым духовным событием. Естественно, приученные к команде областные СМИ уже начали пространные публикации на сей счет. Понятно, с умилительно-святошным выражением лица, собирательный коллаж коего надолго забрался в телевизоры в образах навязчивого народного артиста и того, кто по рангу считает себя в епархии стоящим ближе всех к Богу. Гордыня сих двоих столь разительно рвется наружу, что всякому понятно: не новые "святые" стараются для Иоасафа, а Иоасаф служит новым радетелям обо мне перед Всевышим...
Но я не не готов принимать искаженной сути дела.
А суть такова.
Русь, как сказал старец Филофей, "есть третий Рим, а четвертому не бывать". Когда Византия пала вследсвие отказа от ортодоксального православия (Флорентийская уния вывернула наизнанку мировоззрение греческой империи, гдевпредь по римскому образцу во главу жизни утвердили не совесть, а деньги) , единственной державой апостольского христианства оставалась Московская Русь. Правда, и сюда сразу после константинопольской катастрофы 1453 года ринулись проповедники западной школы. На Руси их называли "еллинскими прелестниками". Главным ударным отрядом "новогреческого обряда" стали малороссйские и греческие священники. Среди них были братья Лихуды, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Пафнутий Славинецкий и еще сотни других. Из числа сих "вырягов" на великорусской кафедре подвизался и полтавский мещанин Аким Горленко, известный теперь как святитель Иоасаф Белогородский.
Только - ради Бога, не подозревайте меня в предвзятом отношении к юбиляру. Он свое дело продвижения "еллинской прелести" на русскую землю исполнял справно, что по праву выдвинуло его в общий ряд разрушителей духовного единства моей Родины. Нынешние продолжатели сей возликовавшей традиции имеют полное право чествовать нетленного патрона.
Но под теперешний благовест никто не расскажет вам, какой бедой для России обернулось нашествие "иоасафов" на русские епархии и приходы.
А беда была страшной, всесокрушающей. Верхом ее стало столкновение двух духовных русских традиций, известных в богословском мире, как спор "стяжателей" и "нестяжателей". Сохранись в коренном виде Византийская империя - и у нас вряд ли возник бы такой спор. Граница между меркантильным Западом и духовным Востоком по- прежнему пролегала бы по диафрагме Византия – Болгария – Литва. Но Византия пала, и дыхание Запада сразу коснулось межевания Киевская Русь – Московская Русь. Для полной победу Западу оставалось опрокинуть «негативное» православие Московии. И после всегдашней ориентации на византийские монастыри с их аскетическими уставами многие и на Руси стали перенимать опыт богатых европейских обителей. А что это были за «центры духа», хорошо описал еще Франсуа Рабле. Кредо европейских монахов вмещалось в сакраментальное «Делай, что хочешь, и пусть будет, что будет». Вот эти прибежища телемитов и становились примером иных русских обителей. Такие монастыри сразу обрастали землей и крепостными, а духовная жизни у них отступала на задний план. Вождем "стяжателей" выступал вкусивший "еллинской прелести" Иосиф Волоцкий.
Но глубинная Русь оставалась верна изначальному христианству. Знаменем ее стал старец Нил Сорский. Он утверждал, по примеру византийских патриархов и первых русских митрополитов, что для человека первичен дух.
Ныне у философов приняты термины "негативное" и "позитивное" мировоззрение. Так вот, все мы, со стремлением улучшить жизнь тут и сейчас - есть люди позитивного мировоззрения. А те, для кого на первом месте душа, а потом уже тряпки - суть негативисты.
Не будем спорить о терминах. Чтобы проще понять, скажу: позитивное мировоззрение - по нашим философам - это когда ты считаешь, что ты живешь в мире. А негативное - если уверен, что мир живет в тебе.
Так вот, по такой шкале, ортодоксальное православие ( то есть вера Московской Руси)- это чисто негативное восприятие мира.
Смотрим далее. Византия (мир в нас) - Рим ( мы в мире). Отсюда и раскол на католиков и православных, отсюда и совершенно разное отношение к жизни. Если мир в тебе - нет нужды его завоевывать, такой мир можно лишь улучшать и украшать.
А если ты в мире? О-о! тогда грабь ближнего, тогда забудь о душе и молись на золотого теленка.

И вот в таком растрепанном виде русский мир подошел к спору Иосифа Волоцкого с Нилом Сорским. Вот тогда в поддержку "стяжателей" ринулся на Русь отряд алчных черноризцев с юга. В России они видели, прежде всего, рынок.
И они победили. Но еще больше ста лет потребовалось им, чтобы занять почти все великорусские кафедры и перекодировать богословскую литературу по "прелестному" образцу". Мощный протест южному напору обернулся раскольничьим движением и войной под водительством Степана Разина. И не пресловутое "двоеперстие" разбило русскую церковь надвое, а несовместимые мировоззрения. Не случайно считается, что раскольники образовали в неведомом Беловодье свою державу с русским патриархом во главе.


«А Русь ушла с лица земли
В душеспасительные срубы,
Чтоб никакие душегубы
Ее обидеть не могли»
Б. Чичибабин. «Проклятье Петру»


Последними столпами исконной веры были святители Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский и Тихон Задонский При разбойном Петре голоса владык звучали столь мощно, что державный мучитель не смел их одергивать. Уровень отношения того же Митрофана и царя хорошо виден на примере письма, написанного святителем царю по поводу бесчинств последнего на Воронежских верфях: "Что ж ты, сукин сын государь Бога забыл! По немецкому наущению християн на раменье полосуешь да под луну вздымаешь. Не тебе ли Господь сказал: подъявый нож ножом и погибнет? Чти Исусово Евангелие, неуч, а не лютерову ересь. Сирый мних Митрофан. (Материалы Малороссийского стола императора Петра. Киев, 1998 г,)» Замечу, что тут святитель слово Исус пишет в дореформенном виде, с одним "и",хотя по тем временам подобное несло признаки состава преступления.
Петр с трудом терпел сих могикан, не дававших до конца развалить веру. Но по смерти архиереев тут же упразднил патриаршество и буквально насадил по всей империи власть малороссийских архиереев и священников.
Страна полностью попала под управление стяжателей. Одним из таких смотрящих за нашей местностью и был Иоасаф Белгородский. Каленым железом, обвиняя в ереси, он выжигал русское самосознание и делал все, чтобы для немцев на престоле божье стадо оставалось покорным податным сословьем. Да, он был столпом веры в то, что не вера служит народу, а народ навязанной вере.
Вот мы и получили православие, где за царскими вратами молится самый близкий ко Христу «раб рабов Божьих» Патриарх, у иконостаса толпятся президент, архиереи и губернаторы, вокруг аналоя сыто дышут на свечи нувориши. Мы же , сирые, покорно гнем выи у входа под картиной Страшного суда. А обездоленные, больные, бомжи и нищие толпятся на патерти, дабы не осквернять взора добропорядочных православных. Да ведь только Христос тоже среди тех, на паперти, ибо и он суть бомж, не износивший в жизни и пары сандалий."Сын Человеческий не имеет где приклонить голову (Мтф.8.20)".И потому за алтарным семисвешником нового храма совсем не Спаситель высокомерно внимает Патриарху, а волк в овечьей шкуре."Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мтф. 20.28)"
И никакого возрождения России мы не получим, пока «рабы рабов Божьх» не станут скромны, как Христос, а слуги народные не начнут трепетать в приемной народа
... А вы не задумывались, почему и нынче на множестве наших кафедр восседают "еллинские прелестники"? Почему даже митрополит русской православной церкви за рубежом выходец из Западной Украины?
Почему по приходам Белгородской и Старооскольской епархии почти нет русских батюшек?
Верно: потому, что мы - податное стадо. Мы - акции в биржевых играх светских и церковных архиереев. И чем плотнее мы привязаны к их приходам, тем легче им высасывать из нас последние соки. Перефразируя классика, можно утверждать, что «В мире есть царь. Этот царь беспощаден- Доллар название ему».Думаю - в юбилейные дни никто вам подобного не скажет. Напротив - станут твердить о человеколюбии и бессеребренности. Скажут, что перед Богом все равны.

Развесивший уши да слышит.

И еще. Точно таким же податным стадом для светских и духовных властей выступают и прихожане любимой мной Украины . Именно их первыми сломили апостолы стяжания и именно украинская земля дала приют мощам первых общерусских святых. Нам на Украину молиться надо, потому что она нам щит от религиозных и бронированных орденов.

Да, перед Богом все равны. И потому молиться я предпочитаю не под верховенством сияющего золотом архиерея и не в пресыщенном виде.


К нищему Богу надо приходить нищим.

Декабрь, 2010.
х. Колодезный.



Скажите - в чем здесь неуважение к православию? Я просто высказал свою боль.

В итоге - звонки и попытки отчитать меня прилюдно на улице от нарочно наведенных священников - и вот такие статьи. Почитате - уважаемый ее автор не смог моим утверждениям ничего противопоставить. Он просто бранится и делает элементарный донос на меня. Остается только распять.
Кстати - я никогда не писал означенных священником  "Детей кукурузы" - тут его подвели консультанты.
Вместо ответов на поставленные вопросы - увиливание  в сторону. Понятно ведь, что падение Константинополя или Византии в данном тексте есть лишь фигура речи. Из экскурса о. Леонида в историю совсем не следует, что иерархи имеют право жировать при пастве.Я уже не говорю о том, что  знания на уровне воскресной школы по истории Средних веков никак не добавляют убедительности его гневному обличению.Как, собственно, для дела не суть важно, из мещан был Аким Горленко, или из дворян - мы хорошо знаем, как , в угоду моменту, создаются нынче династии. Вон - и Абрамович имеет теперь грамоту о принадлежности к великокняжескому роду. Тут бы о. Леониду помолчать,потому что все мы помним, как в мутное время возникновения мириад университетов, академий, обретения Белгородом тысячелетней биографии вдруг,очень к моменту, под под определенного архиерея,и явились мощи святителя.Да Господь с ней, с родословной. Я лишь подскажу, что если о. Леонид займется дальнейшими ископаниями, то он непременно отроет для себя, что Иоасаф имеет в родословной, помимо Мазепы,  еще и Адама с Евой...
Остетеся лишь напомнить о. Леониду, что в среде священства есть мощное движение людей, хорошо понимающих пагубность нынешнего положения дел в церкви. Удмурдские священники, отказавшиеся на днях помиинать в молитвах патриарха - это лиль вершина айсберга.

Да и как можно сотрудничать с людьми, столь зашоренными и не допускающими иного мнения, как о. Леонид Константинов? Надо ведь оправдать собственное счастье под золоченым крылом Кирилла. Чем набрасываься на меня - лучше бы в эти постные дни поглядел на своих собратьев. Тележурналисты каждый год становятся в тупик перед тем, как взять у иереев интерьвью о Великом посте. Выбирать не из кого - более жирные тела теперь только у гаишников, да и то не у всех. Хотя православие не может быть благополучным, как не был благополучным Христос.

Меня о. Леонид предлагает предать анафеме. Ничего общего, но Льва Толстого анафемстсвовали именно за самостоятельное прочтение Евангелия и сочинение "Собрания и перевода четырех Евангелий". Отцы леониды для духовности русского народа куда как значимеее, чем Лев Николаевич!

И еще. Как и принято в традиции советской публицистики - а нынешняя православная журналистика прямая ее жанровая и кадровая наследница - удар здесь принято наносить со спины. О. Леонид размещает свою инвективу в газете благочиния, не поместив тут же для объективности и мой материал. Это напоминает мне атеистические времена, когда настоящую Библию невозможно было найти днем с огнем, зато толстенная "Забавная библия" Лео Таксиля навязывалась читателю почти насильно. И это мне льстит. Предлагаю "Ответ..." о. Леонида читать как "Забавные слуги царя истинного". Впрочем, когда вы прочтете его "Ответ..." - сразу поймете, почему они боятся представить пастве оригинал хулимого материала. "Бог есть Любовь" - сказано в Писании. И там не сказано, что Любовь имеет религиозную окраску.


Протоиерей Леонид Константинов.Ответ на статью В. Калуцкого "Слуги царя истинного"

06-04-2011

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник…"
И.А.Крылов

Не так давно некто Калуцкий снова взялся за старое – запустил злобную и полную лжи статейку в интернете в адрес Церкви с названием "Слуги царя истинного". Дело в том, что бедолага страдает патологической ненавистью к Православию и вот уже 20 лет пытается вызвать к себе внимание клеветническими выпадами в адрес священства. Как говорится, бумага все выдержит. Вспоминается статья непризнанного писаки под названием "Дети кукурузы", написанная им против духовенства Курско-Белгородской епархии еще в 1992 году. Однако тогда последовало раскаяние, Калуцкий с сожалением говорил знакомым: "Кажется, я взялся не за свое дело". Но эко тебя ломает, сударь! Ведь и снова то же самое. На этот раз замахнулся уже на государей и даже на святых. Не слишком ли?!

Однако обо всем по порядку. Куснув священноначалие и диктора местного телевидения, Калуцкий начинает свою статью следующей фразой: "Как сказал старец Феофил "есть Третий Рим, четвертому не бывать". Но старца с таким именем, говорящего подобные слова, история никогда не знала. На лицо элементарная безграмотность бедолаги. Подлинные слова "Два Рима пали, Третий стоит, а Четвертому не бывать" обращены к великим князьям Московским Иоанну III и Василию III и принадлежат они не выдуманному "Феофилу", а монаху Филофею. Это совершенно разные имена и чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в церковный календарь. Далее Калуцкий пишет: "Когда Византия пала вследствие отказа от ортодоксального православия, потому что во главу жизни утвердили не совесть, а деньги, то единственной державой апостольского христианства оставалась Московская Русь".

Но дело в том, что пала не Византия, а Константинополь. Термин "Византия" появился в среде историков совсем недавно, а тогда жители Восточной Римской империи называли себя "ромеями", а не Византией. Нелепость заключается и самом построении предложения – сегодня понятно каждому православному ребенку, что Православие – это и есть ортодоксия. Однако, по Калуцкому, получается "когда был сбор медового меда" или "сахарного сахара" и т.д. И Второй Рим, т.е. греческий православный Константинополь пал не "из-за потери совести" или "наживы денег", как утверждает дилетант, а из-за того, что пережил страшные удары латинян от потерявшего рассудок Запада и тяжелое мусульманское нашествие. Что касается "единственной державы под названием Московская Русь", то в середине XV века такой державы на карте просто не существовало. Русское государство в то время было небольшим Московским княжеством, и главой страны был тогда не царь или император, а всего лишь Великий князь Московский. Поэтому бедолаге просто необходимо пройти курс в детской воскресной школе. Ведь нельзя же браться, к примеру, за высшую математику, не освоив арифметики.

Следующий укус в статейке носит уже не просто безграмотный, а кощунственный характер, ибо хула идет на небесного покровителя земли Белгородской – святителя Иоасафа. А это уже подпадение под анафему, ибо Калуцкий пишет буквально следующее: "Из числа сих "вырягов" на великорусской кафедре подвизался и полтавский мещанин Аким Горленко, известный теперь как святитель Иоасаф Белгородский. Он свое дело продвижения "елленской прелести" на русскую землю исполнял справно, что по праву выдвинуло его в общий ряд разрушителей духовного единства моей Родины. Нынешние продолжатели сей возликовавшей традиции имеют полное право чествовать нетленного патрона. Но под теперешний благовест никто не расскажет вам (кроме Калуцкого, разумеется, – прим. прот. Л.К.), какой бедой для России обернулось нашествие "иоасафов" на русские епархии и приходы".

Да-а-а! Здесь необходимо сделать паузу и немного помолчать…

"Господи, помилуй!" Враг рода человеческого искони завидовал и противился прославлению святых, ибо они не только духом, но и своими нетленными телами свидетельствуют в этом мире о всеобщем воскресении мертвых и жизни вечной. "Святителю, отче наш Иоасафе, моли Бога о нас!"

Правда, насчет разрушения святителем именно твоей родины, Калуцкий, – здесь я с тобой полностью согласен. Тебе невыносимо видеть торжество Православия, и к таким, как ты, наиболее подходят слова историка Церкви Феодорита Киррского, сказавшего, что "для лукавого и завистливого демона – губителя людей невыносимо видеть плавание Церкви при попутном ветре. Поэтому диавол старается потопить Церковь и воздвигнуть войну на ее святых. А для этого он находит людей, якобы мнящих себя христианами, но поддавшихся гордыне и тщеславию и употребляет их как орудие своих замыслов, вовлекая во все новые заблуждения".

И не дано тебе знать, Калуцкий, что святитель Иоасаф происходил не из "полтавских мещан", а из старинного дворянского рода Горленко, получившего еще в XVII веке права русского дворянства. Этот род – один из самых древних и славных – берет начало от выходцев из Угорской Руси. Многие лица этого древнего рода приобрели заслуженную славу ревностных и непоколебимых поборников Православия. Отдельные ветви рода Горленко внесены во 2-ю, 3-ю и 4-ю части родословных книг Курской, Полтавской и Черниговской губерний. Герб дворянского рода Горленко включен в 5-ю часть Общего гербовика дворянских родов Всероссийской империи за номером 107. Истории известно множество представителей этого старинного рода. Родоначальник этой славной фамилии – Лазарь Горленко был прилуцким полковником, убитым в 1689 г. От его сына Димитрия родился потомственный дворянин Андрей, от которого и происходил святитель Иоасаф. Связь рода Горленко с древним родом князей Абашидзе зафиксирована в части под № 14 Общего гербовика дворянских родов Всероссийской империи и хранится в единственном экземпляре в Российском государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга.

Нашему Отечеству род Горленко даровал замечательного героя, имя которого неразрывно связано с эпохой наполеоновских войн. Речь идет о прославленном полководце Русской армии генерале Милорадовиче. От брака друга Суворова и Кутузова – Андрея Степановича Милорадовича с дочерью бригадира Андрея Андреевича Горленко – Марией родился сын Михаил, возведенный впоследствии указом императора Александра I от 1 мая 1813 г. в графское достоинство Российской империи. Таким образом, прославленный генерал Милорадович был ближайшим родственником святителя Иоасафа Белгородского. Вместе с Суворовым он участвовал в переходе через альпийский Сен-Готард. Ему Кутузов говорил: "ты ходишь быстрее, чем летают ангелы". Он 14 июня 1807 г. наголову разбил турецкую армию великого визиря, за что был пожалован золотым оружием – шпагой, украшенной алмазами, с надписью "за спасение Бухареста". Всю жизнь он пользовался любовью солдат и огромным авторитетом среди офицеров. Во время наполеоновского нашествия на Россию неоднократно наносил поражения маршалам Нею, Даву и Евгению Богарне. В Бородинском сражении командовал правым крылом русской армии, а после смертельного ранения Багратиона находился в самом центре позиций русских войск. После совета в Филях Милорадович прикрывал отход русской армии. В Кульмском сражении, после ранения генерала Остермана-Толстого, принял командование армией и завершил разгром французов. В "Битве народов" при Лейпциге командовал гвардией. Это трехдневное сражение принесло Милорадовичу новую славу – он был награжден высшей наградой Российской империи: орденом Святого Андрея Первозванного. В компании 1814 г., завершившей разгром Наполеона, прославленный генерал командовал всей сводной гвардией союзных государей и ему был вручен (единственный случай) солдатский знак отличия военного ордена. При этом Александр I сказал: "Носи теперь солдатский крест – ты друг солдат". После окончания войны Милорадович был военным губернатором и членом Государственного совета. Неоднократно получал от государя личные поручения, которые приносили славу Отечеству и становились достоянием истории.

В 1820 г., как комендант Северной столицы, допрашивал Пушкина по поводу его "противуправительственных стихов", получивших широкую известность в обществе. Дал время и возможность Пушкину тайно уничтожить компрометирующие поэта бумаги. Благодаря этому поэт был спасен от ссылки в Сибирь.

В день мятежа декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Милорадович лично прибыл к восставшим и пытался уговорить солдат не слушать мятежных членов тайных обществ и возвратиться в казармы. Опасаясь, что призывы всеми любимого и прославленного генерала сорвут планы мятежников, уголовник Каховский выстрелил в Милорадовича и смертельно его ранил. Примечательно, что, побывав в 57 сражениях, Милорадович ни разу не был даже легко ранен. Когда врач извлек пулю, умирающий Милорадович сказал: "Слава Богу, эта пуля не солдатская". Похоронен Милорадович в Александро-Невской лавре рядом со своим учителем генералиссимусом А.В.Суворовым.

Я специально подробно коснулся только этого имени, связанного кровными узами со святителем Иоасафом Белгородским. Что касается других имен, то эта тема требует особого исследования и не является в моем ответе клеветнику главной. На сегодня известно, что святитель Иоасаф был дальним родственником великих людей России – поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, писателя графа Л.Н.Толстого и светлейшего князя А.Д.Меньшикова. Кроме того, по материнской линии святитель Иоасаф принадлежал к древнему дворянскому роду гетмана Даниила Апостола, и этому посвящена научная работа-исследование В.И.Щербаченко.

Имя святителя Иоасафа является украшением истории нашего края. Без всякого сомнения, среди исторических личностей, прославивших нашу землю, – я имею в виду и замечательного историка Церкви митрополита Макария (Булгакова), и генерала Ватутина, и актера Щепкина – имя святителя Иоасафа сияет в этой плеяде как звезда первой величины. Будучи украинцем по происхождению, святитель Иоасаф глубоко понял, что спасение его родной Украины, теснимой с Запада католической Польшей, а с Юга исламом, заключается только в тесном единении с Москвой, и что лучшая дань любви к Богу – это всего себя отдать на служение Русской Православной Церкви. Любовь ко Христу и Православию привела его к любви к крепостному русскому народу, соединила с многострадальной Родиной и перенесла на небеса, откуда и сейчас святитель служит нашей земле, которая так благоговейно чтит его память. Воистину он "был человек послан от Бога" нашему краю.

И сегодня, в канун столетнего юбилея со дня прославления святителя Иоасафа, мы не только справедливо гордимся им, но и считаем себя наследниками и продолжателями его поистине апостольских трудов в деле проповеди Христовой, которая сейчас приобретает миссионерские черты даже тогда, когда речь идет о посещении больниц, тюрем, армейских частей и учебных заведений. Сегодня, когда множество заокеанских лже-благодетелей и тоталитарных сект направлены на русских людей, крещенных в Православии, духовная работа с народом требует величайшего напряжения всех наших миссионеров – от священников и до мирян, в том числе и в полемике с подобными горе-авторами. Как сказал о них известный русский богослов митрополит Николай (Ярошевич): "Имя им легион. Лают порознь, а кусают вместе".

Еще раз повторяю, я потому так подробно остановился на личности святителя Иоасафа, что именно он является нашим усердным молитвенником и ходатаем за нас на небесах.

Далее: в своей статейке Калуцкий касается внутренней жизни монастырей, которые якобы стали "перенимать опыт богатых европейских обителей". То есть получается, что ездили друг к другу обмениваться опытом, делегации посылали. Нелепица какая-то. "А что это были за "центры духа", – "вводит в курс" читателя Калуцкий, – хорошо описал еще Франсуа Рабле". Но, во-первых, ни ты, Калуцкий, ни тем более Франсуа Рабле никогда не переступали порог ни одного монастыря. А во-вторых, Франсуа Рабле понятия не имел о духовной жизни и аскетических подвигах отцов-подвижников.

Следующим объектом нападок Калуцкого становятся русские святые Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Один, по Калуцкому, "плохой", "стяжатель", другой – "хороший", "нестяжатель". Тут прямо в историки Церкви, бедолага, попасть стремится – выводы, суждения, приговоры. Но неведомо ему, что и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, оба прославлены нашей Церковью в лике святых. Указывая на разные пути, ведущие ко спасению, они никогда не входили в противоречие друг с другом. И в памяти православного народа остались как великие стяжатели Духа Святого.

"Тогда, пишет далее Калуцкий, – в поддержку "стяжателей" ринулся на Русь отряд алчных черноризцев с юга. И они победили". Но почему-то "больше 100 лет – по Калуцкому – потребовалось для мощного протеста южному напору", который, видите ли, "обернулся раскольничьим движением и войной под водительством самого Степана Разина". Вот так вот. Ни больше и не меньше. Сам Степан Разин "ринулся" врачевать раскол. Однако бунт Степана Разина нельзя называть войной, и он не был религиозным. Этот бунт не имел ничего общего с богословскими спорами и носил чисто спонтанный грабительский и разбойный характер.

Следующая выдумка новоиспеченного "писателя-фантаста" гласит, что "не "двоеперстие" разбило русскую церковь надвое (так в оригинале), а несовместимые мировоззрения. И раскольники образовали в неведомом Беловодье свою державу с русским патриархом во главе". Договорился бедолага. Но тогда необходимо указать дату, географическое место и имя патриарха. Однако Калуцкий об этом и под пыткой не признается. Потому что выдает желаемое за действительное.

Ну а теперь опять поподробнее, ибо речь идет не о ком-нибудь, а о сам;м "державном мучителе" по имени Петр I. Так что держись, государь! Сам Калуцкий на тебя грядет и вот что вещает: "Последними столпами исконной веры были святители Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский и Тихон Задонский. (А Феодосий Черниговский и Иоанн Тобольский, жившие в то время, выходит, не были – прим. прот. Л.К.). При разбойном Петре голоса владык звучали столь мощно, что державный мучитель не смел их одергивать". И так далее, и тому подобное…

Но, глубоко почитая перечисленных Калуцким святителей, следует сказать, что не они были "последними столпами исконной веры". Само это нелепое определение дилетанта носит неверный характер, ибо до скончания века в Церкви не оскудеют имена святых. С начала Пятидесятницы Дух Святый постоянно обитает в Церкви и действует в избранных Им людях. В каждом поколении имеются в ней праведники и святые, которые до скончания времен не оскудеют у Бога. Перечисленные Калуцким святые жили в XVII-XVIII веках и они вовсе не были последними, как утверждает дилетант. XIX век украсился явлением преподобного Серафима Саровского, а ХХ – святого праведного Иоанна Кронштадтского и целого сонма новомучеников Российских.


Что касается Петра I, то ведь он вошел в мировую историю с титулом Великий. Не многим людям за всю историю человечества судьба даровала такую честь. Да, часто он поступал не только жестко, но и жестоко, и не только с дворянами и духовенством, но даже и со своей собственной семьей – с царицей Евдокией и царевичем Алексеем. Но ни "калуцким" его судить. "Сердце царево в руках Божиих", он – Помазанник Божий. А Господь в Писании говорит: "Не прикасайся к помазанным Моим". Это значит, не только рукой, но и языком, сплетнями, клеветой не дерзай осуждать государей. Лучше за собой смотри.

Ведь все 35-летнее царствование Петра I было сплошной летописью войны за устройство вверенного ему от Бога государства – сперва с Турцией, затем со Швецией и даже с Персией. Только 1724 год был мирным. А из всех прошлых лет царствования Петра мирными были только 13 месяцев. Титанический труд не знавшего покоя государя увенчался созданием русского флота и регулярной армии, разгромом грозной Швеции и рождением новой Северной столицы. Естественно, что все это требовало колоссального напряжения духовных и телесных сил. И государь скончался, будучи еще не старым человеком, прожив всего 53 года. Но при нем Московское государство стало Всероссийской империей. А к великому русскому народу стали относиться хоть и враждебно, но уже с оттенком страха, а не презрения. "На троне вечный был работник", – сказал о нем наш Пушкин. Благодаря Петру I завоеванные берега Балтийского моря уже невозможно было отнять у России, и с его времени все европейские страны стали обращаться с Россией как с равной. До какого же морального разложения нужно дойти, чтобы так клеветать на нашу русскую историю и ее государей?!

Что касается отношений Петра со святителями, то многие из них смотрели дальше и поддерживали государственные реформы. Среди них особенно выделяются святые Иоанн Тобольский и Митрофан Воронежский. Известно, что святитель Митрофан был назначен по указанию Патриарха 2 апреля 1682 года на кафедру в Воронеж, где и оставался до самой кончины. В 1695 году начались Азовские походы Петра против Турции, и местом для сооружения русского флота стал Воронеж. Святитель Митрофан сразу же поддержал молодого царя в его трудной работе по постройке кораблей и отдал ему "на ратное дело" все сбережения. Кроме того, с церковной кафедры святитель Митрофан постоянно призывал народ поддерживать реформы правительства. Петр был растроган таким поступком епископа-патриота. 18 июля 1696 г. Азов был взят, и святитель Митрофан впредь стал именоваться Воронежским и Азовским. Когда началась Северная война со шведами, святитель Митрофан постоянно посылал царю Петру большие средства. Государь высоко ценил мудрого епископа и всякий раз, бывая в Воронеже, навещал доброго старца, подолгу беседуя с ним.

Естественно, что не все петровские преобразования находили отклик в сердце Воронежского святителя. Но в течение 20 лет царь и святитель Митрофан никогда не отворачивались друг от друга и всегда находили компромиссное решение проблем. Почувствовав приближение кончины, святитель принял схиму. К умирающему епископу приехал царь Петр и со слезами лобызал уже холодеющую руку, столь щедрую при жизни. Петр не отходил от святителя до последней минуты и лично закрыл погасшие очи. Знатные фельдмаршалы и генералы несли вместе с плачущим царем усопшего святителя до усыпальницы и лично опустили в могилу. Надгробная речь Петра была кратка: "Не осталась уже у меня такого святого старца. Вечная ему память!"

В 1832 году епископ Митрофан был причислен Русской Православной Церковью к лику святых угодников. Так было на самом деле. Но Калуцкому это вовсе не нужно. Ему больше по сердцу вранье и сплетни. Понятно, что если кому-то хочется плодить сплетни, то запретить этого, конечно, нельзя, равно как и переубедить сплетника невозможно. Ну хочется ему, чтобы Степан Разин пострадал за раскол двоеперстников, ну что поделаешь? Чем нелепее, тем интереснее. Как сказал бы Михаил Булгаков: "Интереснее всего в этом вранье то, что оно – враньё, от первого до последнего слова".

И не представляло бы это вранье никакого интереса, если бы его автор складывал эти кубики у себя на хуторе, а не в интернете, безнаказанно поливая грязью и прошлое нашей Родины, и ее государей, и ее святых, ощущая себя при этом и конечным судьей, и непризнанным пророком. Это болезнь века сего – судить людей давно прошедших времен и делать свои выводы, ставя себя в один ряд с историческими личностями и не видя при этом своего убожества. Господь сказал: "Подобает прийти соблазнам. Но горе тому человеку, от которого исходит соблазн. Лучше было бы не родиться такому человеку".

Конечно, абсолютная безграмотность Калуцкого может вызвать у кого-то сочувствие, а у кого-то и смех. Однако кощунственные выпады в адрес угодников Божиих – это уже святотатство. И это вызывает боль в сердцах верующих людей. Поэтому по-отечески хочется пожелать Калуцкому искренне раскаяться, ибо время сокращается. А Господь сказал: "В чем застану, в том и сужу". Страшные и вместе с тем справедливые слова, ибо за порогом вечности покаяния уже не будет.

Ведь бедолага сам пишет, что "принадлежит племени великороссов". Что принадлежит "племени" – в этом сомнения, конечно, нет, но вот какому? Это он и сам отлично знает. И мы это знаем. И он знает, что мы это знаем. Но если ты такой "правдоискатель", то приди к нам и, не из-за угла куснув, а в присутствии духовенства и юриста выскажи свои умозаключения. Вот тогда все будет реально и, по крайней мере, честно. А то возмущенно кричишь со своего хутора: "Почему даже митрополит Русской Православной Церкви за рубежом – выходец из Западной Украины? Почему по приходам Белгородской и Старооскольской епархии нет русских батюшек?" И тут же противоречишь сам себе, признаваясь в неизреченной любви к столь любимой тобой Украине. И говоришь, что "нам на Украину молиться надо потому, что она нам щит от религиозных и бронированных орденов". Так радуйся и веселись, в чем же дело? Но позвольте, господин хороший, молиться надо не на Украину, а за Украину, ибо то, что там происходит, вызывает сочувствие и скорбь православного народа. Там до сих пор не изжит раскол лже-патриарха Филарета (Денисенко), а близорукая, если не сказать антихристианская, политика Ющенко и Тимошенко свела на нет и испортила плоды многовековой неутомимой борьбы православного украинского народа, заполонила Украину сотнями тоталитарных сект и на многие годы поставила нелепые пограничные кордоны между двумя единоверными и единокровными народами. Так что лукавишь, сударь.

По всему видно: до сих пор живешь под впечатлением почерпнутых в советское время "знаний" в сборниках сказок, именуемых учебниками истории. Кричишь, чтобы "тебе не запрещали иметь свою точку зрения по поводу истории религии и не навешивали на тебя ярлыков", – так ведь никто и не запрещает. Однако замечено: чем меньше знаний, тем больше уверенности в праве судить обо всем и считать свое мнение единственно верным. И ответить на твою клеветническую грязь в адрес Церкви и ее святых просто необходимо, ибо молчанием предается Бог. Твой безграмотный амбициозный выпад вызывает брезгливость и отвращение. Видно, что на протяжении многих лет тебе никак не удается вызвать в твой адрес сочувственных писем, а отсюда чувство обделенности за непризнанность. Блеснуть малопонятным словцом, куснуть и спрятаться – глядишь, и заметят, и поговорят о тебе хотя бы немного, и скажут: "Ах, Моська, знать она сильна…" Но даже этого тебе не дождаться. Поэтому ты просто обречен врать до скончания дней твоих и делать это с утомительным постоянством, даже там, где в этом нет никакой нужды, а просто так, из любви к искусству.

28 марта 2011 года

Протоиерей Леонид Константинов,
благочинный 2-го Белгородского округа,
настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода




Так в чем же я соврал, о. Леонид? В том, что в священстве и иерархах не осталось ничего от Христа? Вы приводите в укор мне слова Спасителя " В чем найду вас, в том и буду судить". Лично меня найдет он , как вы верно заметили, на хуторе в простой избе. В свое оправдение я предложу ему кружку  молока и кусок хлеба. Если попросит - сбегаю за чем  в лавку - на большее при таких правителях и пастырях честно заработать невозможно. Вас же Он найдет в "мерседесах" и "лексусах". "Каждый понесет на голгофу тот автомобиль, в котором ездит" - заметил Иоанн Крестьянкин Псковскому архерею, когда тот предложил закрепить за старцем автомобиль из своего кортежа. Думаю - когда мы рядом с вами, о. Ленонид, станем подниматься на Голгофу - вам и вашим иерархам будет тяжеленько,  не до споров.

Кстати - лично для вас, о. Леонид. Франсуа Рабле был-таки монахом. Если вы считаете себя грамотнее меня, то уж о телемитах должны были бы слышать. "Делай, что хочешь, и будь, что будет" - это и о нынешних святошах тоже.


Рецензии
Вы ведь знали на что шли, когда писали правду. У людей зашорены глаза, но это не значит, что их не следует открывать. Да, обидно, когда тебя обвиняют в том, что ты не совершал.Но Вы то знаете, что ни в чем не исказили историю. Как многие. С Праздником Вас! Христос Воскресе. Да святится имя Его!

Таня Устоева   24.04.2011 10:06     Заявить о нарушении
Христом Воскресе, милая Таня! То, что Вы называете обвинениями, уже перешло в предпорожье анафемы. Но официальную церквь удерживает то, что очень многие священники со мной согласны . Поэтому сейчас ситуация, как на коромыслах: раскачать - можно вызвать ответную волну, не шевелить, значит - согласиться со мной. И то,и другое требует решительности, а там ее нет. Знаете - в церковь, как и в народное хозяйство, тоже пришли выпускники с купленными дипломами, не способные ни на спор,ни на поступок. И о. Леониду тут бы не затрагивать родословной Иоасафа Белгородского, чтоб не конфузиться. Наверняка в семинарии он зазубрил семейные связи малороссийской генеральной старшины, как подает патриаршая гениалогия, и никто ему не сказал о родстве Горленко с Мазепами. Нынче в России об этом говорить не принято, а на Украине про то все знают.Там вообще все всем родня.

Конечно, в деталях я могу тоже ошибаться. Но ведь речь в моем материале совсем не о Иоасафе и Кирилле, а о сребролюбии и гедонизме нынешних церковных иерархов и об истоках этого роскошествования.

С почтением - Вл. Калуцкий

Владимир Калуцкий   24.04.2011 21:42   Заявить о нарушении
Думаю, есть вещи, с которыми нужно смириться. Многие святые поносились за истинную веру. Видно такова и Ваша участь. Я вижу, как Вам больно, что Вас не понимают и не принимают. Но такова жизнь. И не в нашей власти изменить ее. Но в нашей власти сделать ее немного краше.Когда Вы будете думать, а что же хорошего совершили в этой жизни, то вспомните обо мне. Именно Вы научили меня писать слово Бог с большой буквы. И Вы были одним из тех, кто привели меня к Богу. И это зачтется Вам. С Благодарностью к Вам и с Любовью. Бог есть Любовь.

Таня Устоева   25.04.2011 11:14   Заявить о нарушении