О ней

Перед повестью Франсуазы Саган «Смутная улыбка» стоит эпиграф: «Любовь – это когда двое любят друг друга». При всей своей кажущейся простоте фраза эта кажется мне наделённой куда большим смыслом, чем все пышные витиеватые афоризмы о любви. Подоплёка, на мой взгляд, в том, что глагол «любить» в данном случае означает не только и не столько состояние, сколько действие, причем действие двух людей сразу и одновременно. Любить друг друга – не только чувствовать нечто, но и действовать определённым образом. Любовь – только с одной стороны невесомая, абстрактная субстанция, а с другой – поведение, образ жизни и мыслей.

Любовь неразделённая – любовь неполноценная, так как игра в одни ворота рано или поздно заканчивается. Любовь неразделённая – красивый, наполненный трагизмом, миф, не имеющий ничего общего с реальностью, - аллюзия, самообман. Поэтому любовь – только когда «двое». Двое вместе, навстречу друг другу и в одну сторону.

У Милана Кундеры в «Невыносимой легкости бытия» тоже есть весьма приземлённое, но глубокое по своей сути, определение любви. «Быть в близких отношениях с женщиной и спать с женщиной – две большие страсти не только различные, но едва ли не противоположные.
Любовь проявляется не в желании совокупления (это желание распространяется на несчётное количество женщин), но в желании совместного сна (это желание ограничивается лишь одной женщиной)».

Л.ю.б.о.в. мягкий знак. Что это? можно ли без неё, и как жить с ней? Мука это или счастье, подарок судьбы или наказание, редкий дар или способность, которой наделён каждый? Самая простая вещь на свете, первоисточник всего, прародитель всех бед, радостей, поражений и побед – она и самая сложная из всего, что нас волнует. И вот эта кажущаяся простота, и её близость и вездесущность делает её ещё сложнее и непостижимей.

Для любви и в любви возможно всё – красота и пошлость, самопожертвование и тирания, искренность на грани и самая возмутительная ложь. Мы говорим о ней часами, пишем миллиарды слов, слушаем о ней в песнях, читаем про неё в книгах, смотрим на неё в кино. Она повсюду, постоянно неразрывно с нами; от её близости порой становится тошно, но мы все, осознанно ли, подсознательно ли, ищем её везде и всегда. Ищем снова и снова, даже когда кажется, что нас больше на неё не хватит, даже когда знаем о её коварстве, и уж точно знаем, что она проходит, выжигая душу, изрывая сердце, отравляя сознание.
Мы все ищем любовь, даже, если найдя её, потом горько об этом жалеем.

Когда мы можем судить о любви – прожив с человеком долго-долго, пронеся любовь всю жизнь до самой смерти, или в ту самую секунду, когда слова «я люблю тебя» толпятся на губах, даже если в секунду следующую могут показаться абсолютнейшей глупостью?

А может, мы просто слишком серьёзно относимся к слову «любовь», сами всё усложняем, ищем ответы на ненужные вопросы? Может, стоит просто любить – каждый день любить кого-то другого или любить всю жизнь одного-единственного человека; говорить об этом или молчать; страдать от любви или парить от счастья, которое она даёт; обладать или давать полную свободу; неистово открываться и оставаться собой или меняться ради того, кого любишь.

Ведь любовь – она в нас, часть каждого, неотделимая, порой невыносимая, зачастую невыразимая – но у каждого и для каждого своя.


Рецензии