Профессиональные качества торгового агента

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО АГЕНТА

Уходят в далекое прошлое продавцы с каменным выражением лица, продавцы «совкового» типа, продавцы бездушные и нечестные на руку. На рынке продаж уже существует здоровая конкуренция услуг. На первый взгляд: продавать стало сложнее, покупать проще. Покупатель способен  выбирать продавца, которому он готов отдать свои деньги. У него есть выбор. Продавцы стали более вежливыми и уступчивыми. Продавцы заинтересованы в том, чтобы товар вы купили именно у них, совершив покупку, пришли в следующий раз или порекомендовали другим.

Каким должен быть торговый агент, чтобы выживать в условиях современного рынка? Какими профессиональными качествами обладать? Каковы же те идеальные требования, которыми должен обладать такой продавец, торговый агент, менеджер? Ответ на вопрос: «Кто вы?», - является часто для клиента важнее, чем ваши технические знания. Потому что именно ответ на этот вопрос поможет определиться потенциальному клиенту: хочет ли он, чтобы, именно вы, помогли ему сделать свою жизнь лучше. Клиент покупает сначала вас.  И только затем ваш продукт.
 
Пожалуй, самые основные качества, которые можно выделить у наиболее преуспевающих торговых агентов, - это: сила намерения, уверенность в себе, умение слушать клиента, и развитое чувство юмора.

Действительно, хороший торговый агент любит свое дело. Продавать – это страсть, любовь. Если страсти нет, то вы профессионально непригодны. Каждый посетитель, которого  вы видите на горизонте своего бизнеса, должен порождать в вас желание «Он будет моим!», так же страстно, как вы желаете порой женщину или мужчину. У вас должна быть четкая цель того, что вы хотите и настойчивость в ее достижении. Хороший торговый агент всегда проявляет настойчивость. Настойчивость – гарантия успеха. Профессионал не отступит от своего намерения заключить сделку, пока не будут исчерпаны все возможности. Намерение предполагает настойчивость. Если даже у вас дела пока идут не очень хорошо, проявляйте настойчивость. Верьте в свои силы.

Настоящие профессионалы постоянно учатся, они учатся всю свою жизнь, проходят различные семинары несколько раз в год. Оттачивают свое мастерство. Когда одного преуспевающего торгового специалиста спросили в чем залог его успеха, то он ответил так:

«У меня есть твердое правило – каждый месяц участвовать в одном, даже самом элементарном, семинаре по вопросам торговли. Если я вынесу с семинара хотя бы одну новую идею, значит, я не зря потратил время и деньги на обучение».

Как-то к пожилому Учителю пришел ученик и предложил состязание: кто больше вырубит деревьев в лесу за день. Учитель согласился. Весь день в лесу стучали топоры. Каждый час топор Учителя замолкал на 10 минут. Ученик радовался. Он думал, что Учитель устает, и что он побеждает, и все рубил и рубил деревья, не прерываясь на отдых. Когда время истекло, и подвели итоги, то оказалось, что учитель срубил намного больше деревьев.

- Как же так, - удивился он. Учитель, ты же часто отдыхал.
- Нет, ответил ему Учитель, - я точил свой топор.

Если вы боитесь посетителя, если не решаетесь сделать ему звонок, опасаетесь отказа – вы профессионально непригодны к продажам. Страх плохой попутчик в торговле. Нужно разграничить для себя отказ от делового сотрудничества и от нежелания иметь дела именно с вами.  Слово «НЕТ», которое вы слышите, говорится не вам, а означает отказ от предлагаемой сделки. Если вы это понимаете, то вы профессионал. Вы тогда начинаете думать, а как можно сделать по-другому саму презентацию товара или вести себя во время переговоров. Задайте себе вопросы: «Чему я научился в этом опыте? Как это можно использовать в дальнейшем?». Учитесь на собственных ошибках.

Хороший торговый агент верит в свои силы, в качество своего товара, готов идти на продуманный риск. Он настоящий воин. Каждая неудача только закаляет его, каждый ответ «нет», убеждает его, что скоро будет победа.  Поистине: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Такие агенты используют собственные силы для достижения успеха, а не слабости конкурентов или клиентов.

Хороший торговый агент умеет задавать «открытые» вопросы и умеет слушать клиента, слегка направляя беседу в желаемом направлении. Клиенты больше доверяют тем продавцам, которые способны разобраться в их проблемах, способны их выслушать. Главная задача торгового агента – исследовать проблемы своих клиентов, консультировать их по проблеме и помогать находить решение.

Юмор позволяет вам быть максимально гибким  в своем поведении и быстро перестраиваться, устанавливать неформальные отношения, легко относиться к своим временным неудачам. Чопорность, чувство собственной важности, желание командовать – делают вас профессионально непригодным. Избегайте этих качеств, работайте над собой. Обратитесь к психологу, он поможет осознать и… измениться.

И, наконец, следующий тест позволит вам оценить как свои профессиональные качества, так и качества ваших сотрудников. Ответьте на вопросы, оценивая себя по 10-бальной шкале.

Как правило, осуществляя свои продажи, я:
1. Решителен и верю в свои силы.
2. Честен во взаимоотношениях с клиентами.
3. Люблю свое дело.
4. Сосредоточен на достижении своей цели.
5. Веду себя и одеваюсь, как подобает профессионалу.
6. Умею слушать клиента и задавать открытые вопросы.
7. Могу точно сформулировать, чего хочет мой клиент.
8. Готов выслушать сомнения/возражения клиента.
9. Не обижаюсь, если кто-то из клиентов говорит "нет".
10. Легко звоню по телефону незнакомым возможным клиентам.
11. Осознаю свои слабости и работаю над собой.
12. Готов идти на продуманный риск.
13. Инициативен и предприимчив.
14. Готов реализовывать новые идеи.
15. Работаю размеренно и профессионально, а не "горю на работе"
16. Обязательно выполняю все свои обещания и помню о просьбах клиентов.
17. Думаю о нуждах своих клиентов и учитываю их. 
18. Моя доброжелательность проявляется в манере держаться, и в выражении лица.
19. Уверен в достоинстве своего товара.
20. Внимателен (слышу,  что говорят другие, и то, о чем не говорят).

Подсчитайте общее количество баллов.
Если у вас более 160, то вас можно поздравить: ваши клиенты от вас без ума, вы уже можете сами учить других, как продавать.
• Если 120-160, то тоже хороший результат, хотя есть еще неиспользованные ресурсы. Вам полезно посещать обучающие семинары.
• Если 50-119, то тут необходима дальнейшая серьезная работа над собой.
• Если вы набрали менее 50 очков то, вам следует подыскать себе другую работу.
©     Павел  Барабаш    bar47@mail.ru


Рецензии
Довелось в жизни мне поработать торговым представителем 15 лет. И, как бывший специалист в этой области, скажу без утайки: тем, кто хочет полностью посвятить себя сей профессии, следует знать и другие стороны специфического ремесла. Ежедневно работая над собой, оттачивая мастерство продаж, можно зайти слишком далеко. Да, товароведов и продавцов можно будет просвечивать словно ренгеном, и, от той или иной ситуации, корректировать (в своих интересах) заказ. Ваши клиенты становятся настолько... верны вам, что "не ведутся" на выгодные предложения чужих торговых агентов, работают с вашей фирмой годами. Такой приобретённый дар очень полезен в работе, но в жизни, порой, он включается неожиданно для тебя, принося разочарование в каком-либо человеке.
Об этом качестве торгового представителя, Павел, я описал в статье «На птути к экстериоризации». Может быть, моя исповедь может показаться слишком фантастической, но в любой мистике есть доля правды. Каждый из нас останавливается на той ступеньке, на которую расчитывал или заслужил!

Геннадий Котов   18.10.2017 13:11     Заявить о нарушении