Тамбовский Вознесенский женский монастырь

Основательницей монашеской женской общины, из которой позднее вырос Вознесенский монастырь, была схимонахиня Мариамна. В 1676 году ей было отведено для «двора и служб» усадебное место при Христорождественской церкви города Тамбова (приходской храм Панской слободы). Схимонахиня занималась выпечкой просфор, со временем к ней присоединилось еще несколько девиц, которые желали проводить жизнь по монашеским правилам, и когда святитель Питирим вступил на Тамбовскую кафедру, то он обнаружил здесь уже «несколько келий». В 1690 году по указанию святителя Питирима и на его средства кельи были обнесены деревянной оградой. Настоятельницей монастыря была назначена родная сестра святителя игуменья Екатерина. Первые десятилетия своего существования монастырь терпел большую нужду, однако нам известно, что уже в 1690 г. у обители был свой собственный Вознесенский храм, но пожар 1724 года уничтожил и храм, и обитель почти полностью. Понадобилось двадцать лет, чтобы заново к 1744 году отстроить монастырь. Тогда же решили построить совместно с прихожанами на месте сгоревшего Христорождественского храма новую, двухэтажную церковь. Верхний этаж этой церкви, освященный во имя Вознесения Господня, принадлежал монахиням, а нижний Христорождественский был приходским. Престолы освящены в том же 1744 году игуменом Протасием.
В 1764 году при пересмотре штатов Тамбовский Вознесенский женский монастырь хотели закрыть, но этого не произошло, потому что, как замечает один из исследователей, «он уже и тогда отличался своими замечательными келейными мастерскими, и …жил исключительно своим трудом». На территории монастыря располагалось 18 келий. В них проживало 15 монахинь и 16 послушниц (белиц). Жизнь свою они проводили в трудах и молитвах, каждая владела каким-либо рукоделием, так как монастырь был не общежительным, а, как тогда писалось в документах, «своекоштным». Монахини и послушницы на свои средства строили келии, содержали их, отапливали и «имели пропитание от своих трудов и боголюбивых дателей».
Ни земли, ни покосов, ни иных каких-либо угодий у монастыря в то время не было. По указу императрицы Вознесенский женский монастырь причислили к числу штатных третьеклассных, и на его содержание казной ежегодно отпускалось 375 рублей 60 копеек.
В 80-х годах XVIII столетия был составлен новый план города Тамбова, и по этому плану место женского монастыря определялось за рекой Чумарса. Фактически обитель нужно было построить заново на другом месте, что было практически невозможно. Только личное участие тогдашнего губернатора Г.Р. Державина спасло монастырь от разорения, и он был оставлен на прежнем месте.
С 1786 по 1789 годы поменялся внешний вид Вознесенского монастыря: появилась новая деревянная ограда (прежняя пришла в совершенную ветхость), впервые были сооружены кирпичные постройки – два каменных флигеля при Святых вратах (в них разместилась богадельня), перестроили игуменскую келью. Повысился образовательный уровень монашествующих девиц. Если в 1764 году среди насельниц монастыря не было ни одной грамотной, то к 1789 году таковые среди сестер уже имелись. Так, при игумении Павле, монахини Маргарита и Магдалина имели домашнее образование, и соответственно одна была казначеем, а другая – письмоводителем. Должное внимание было уделено и церковному пению. Рясофорная послушница Магдалина (позже схимонахиня) была обучена демественному греческому пению и составила хороший хор из сестер (до этого в обители все песнопения исполняли причетники).
Еще в 1766 году сестры начали собирать деньги на строительство каменной церкви. У Преосвященного Пахомия была испрошена сборная книга, и несколько монахинь отправились с ней по России для сбора денег. В последнее десятилетие XVIII века в Вознесенском монастыре, наконец, совершилось то событие, которого так давно ждали: был заложен новый каменный Вознесенский храм. Церковь строилась целых семь лет, только в 1798 году новый Вознесенский храм был освящен. В это время Вознесенский монастырь находился фактически на окраине города. Слабенькая деревянная ограда была ненадежной защитой от всяких лихих людей. Нередко в ночное время совершались в монастыре кражи, поэтому решено было возвести каменную ограду, что и исполнили в период с 1799 по 1802 годы. Общая длина ограды была 90 сажень (около 180 метров), а высота – 5 аршин (около 3,5 метров).
XIX век – время расцвета Вознесенского монастыря. Стремительно росло количество сестер и доходы. С 1816 по 1820 годы был построен еще один храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами святого Алексия, человека Божия, и пророка Илии. Свидетельством возросшего значения монастыря в городе стало учреждение в 1853 году непрерывного чтения Псалтири для поминовения умерших, а также открытие просфорной, которая обеспечивала просфорами почти все церкви города. В 1869 году был учрежден приют для девочек, первоначально на десять человек (для этого специально построен деревянный корпус).
В 1854 году игуменья Евгения просила городские власти передать обители пустующее здание, принадлежащее Приказу Общественного призрения и находящееся вне монастырской ограды. То есть возникла насущная потребность расширить пределы обители, так как «пространство, занимаемое монастырем, заграждено было самою скученною постройкою монашеских келий». Однако дело это, длившееся в течение 10 лет (до 1864 года), не было решено в пользу монастыря, и здание с участком земли не передали обители.
Вознесенский монастырь славился своим строго-духовным устроением и традициями. В 1812 году Мария Ивановна Аденкова (монахиня Миропия), покидая Москву, направилась именно в Вознесенский Тамбовский женский монастырь, «о существовании которого она знала и слышала». В разное время многие подвижники избирали Вознесенский монастырь местом своих подвигов: в 20-х годах XIX века здесь подвизался блаженный Илья Немой. Тесные духовные связи с монастырем были и у святой преподобной Марфы (Апариной). Последним пристанищем Вознесенский монастырь стал и для старицы Анны. Поддержать такого уровня духовную жизнь можно, только имея хороших духовников. В первой половине XIX века таковые в монастыре были, например, нам известно имя иерея Ивана Андреева (духовник Ильи Немого).
К концу XIX в духовной жизни монастыря стали заметны некоторые признаки духовного упадка. Причину, на наш взгляд, следует искать в форме устройства монастыря. Официально общежительный, он, по существу, был особножительным. Каждая из сестер, начиная с послушниц, владела собственностью (строили на свои средства или покупали кельи; могли снимать часть келии, попадая в зависимость от хозяйки; полностью жили на свои собственные средства, зарабатывая их своим трудом), что противоречит одному из принципов монашеского жительства: нестяжанию (то есть неимение имущества). В результате такого положения в обители стало появляться неравенство между сестрами. Так, монахиня Миропия «во всем терпела нужду и недостаток», а старица Анна «в средствах не нуждалась», имела служанок. Росла пропасть между начальствующими лицами в монастыре и сестрами. Настоятельница, казначея и приближенные к ним люди жили своей обособленной жизнью. Игуменьи первой половины XIX века (Смарагда, Маргарита, Павла, Евгения), отличавшиеся духовным настроем, прилагали много усилий к благоустройству обители, улучшению быта монахинь и пользовались авторитетом у последних. Все изменилось с приходом в 1869 году игуменьи Алевтины. Сестры сетовали на то, что игуменья Алевтина незаконно заняла игуменское место, вопреки их выбору. На нее последовали жалобы, сначала анонимные, а затем и подписанные старшими сестрами, причем на имя губернатора (от 31 августа 1870 года). Основной причиной для негодования, кроме незаконности выбора, было еще и безнравственное поведение Алевтины, о котором знали не только в обители, но и вне ее стен. В конце концов, игуменья Алевтина была отстранена от своей должности, и назначена новая настоятельница игуменья Дорофея. Она, а затем (с 1885 года) игуменья Антония (Аносова) смогли навести порядок во внутренней жизни монастыря.
К началу XX века Вознесенский монастырь значительно преобразился. Приют для девочек в 1899 году становится двухклассной церковно-приходской школой. В 1904 году для нее было построено трехэтажное каменное здание, школа с этого времени стала носить название Свято-Ольгинской церковно-приходской, и в ней обучалось 211 девочек, 100 из них проживало в общежитии школы. Надо сказать, что ни один другой женский монастырь епархии не поставил школьное дело на такой высокий уровень. В отчетах о деятельности церковно-приходских школ за 1914 год отмечалось, что Свято-Ольгинская школа являлась одной из лучших в епархии. В это время здесь преподавал очень опытный и грамотный педагогический состав: четыре учительницы –  Гавриловская, Богоявленская, Е. Богомолова и Н.Н. Успенская, учительница пения – послушница П. Мякина, учитель светского пения – П.Н. Богдашев, преподаватель гигиены – Лоскутов, скрипки – Поздняков. С 1912 года открыто дополнительное отделение по подготовке к учительскому званию (13 человек). В конце года все 13 получили диплом на звание учительниц церковно-приходских школ
В конце XIX века было положено основание для общежития в Вознесенском монастыре. Честь эта принадлежала игуменьи Антонии (Аносовой). В 1891 году она заложила трехэтажный каменный корпус для общежития бедных сестер на месте двух каменных флигелей у Святых врат (служивших ранее богадельней). Строительство его было закончено к 1894 году. Внутри корпуса была устроена церковь во имя святого преподобного Антония Печерского. В 1912 году указом епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) весь монастырь был переведен на общежительные начала, но полностью ввести общежитие в монастыре так и не удалось: помешали вскоре начавшаяся война и затем революция. Последние крупные строительные работы в обители были произведены до начала войны: в 1909 году проведен водопровод, с 1907 по 1910 годы произведена внутренняя отделка Вознесенского храма, намощены новые полы, вставлены другие рамы и двери, установлены новые иконостасы, окрашены крыши, завершена настенная роспись.
Вознесенский монастырь играл огромную роль в духовной жизни города. В числе монахинь и послушниц было много выходцев из города, его пригородов и ближайшей округи. Ежегодно на храмовый праздник Вознесения Господня в обитель на богомолье стекалось огромное количество людей не только из Тамбовской епархии, но и из Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Воронежской и других губерний. Богомолье начиналось с воскресенья перед Вознесеньем и продолжалось в течение пяти дней до самого Вознесенья. В эти же пять дней у стен монастыря проходила ярмарка, где по преимуществу торговали мелочным товаром кустарного производства.
Послереволюционная история обители – яркое свидетельство стойкости монахинь, преданности их монашеским идеалам и духовной сплоченности их общины. В период с 1917 по 1927 годы, несмотря на трудности и меры, предпринимаемые властями, община Вознесенского монастыря продолжала существовать. Уже в сентябре 1918 года монастырь принимал имущество закрытой церкви Тамбовского епархиального женского училища, занятого отрядом чекистов. А 17 октября 1918 года Тамбовский горисполком, обращаясь к «бывшей игуменье Вознесенского женского монастыря», требовал освободить Антониев корпус, так как там хотели открыть городскую советскую школу 2-й ступени. В дальнейшем советская власть уже не признавала игуменью законной монастырской властью. Для распоряжения имуществом монастыря был назначен некий товарищ Кривоносов, должность его звучала следующим образом: «заведующий женским монастырем».
В течение 1918 года имущество обители постепенно расхищалось, здания занимались под различные учреждения. Постановлением горисполкома от 29 октября 1918 года в одном из корпусов было размещено 50 человек кавалеристов. Первый Московский социалистический полк 1 октября взял из монастырских запасов 10 пудов керосина, а с 1 ноября 1918 года городскому продовольственному отделу были переданы все монастырские коровы, запасы сена, дров, овса. 25 ноября агент горпродотдела С.А. Богданов забрал последние запасы овса.
Монастырским имуществом пользовались новые учреждения власти. Обстановка в помещении продотдела была практически вся взята из монастыря (1 письменный стол, 3 обыкновенных стола, 1 тумбочка, 3 ковра, 2 зеркала, 1 канцелярский шкаф, 1 платяной шкаф, 2 шкафа для посуды, 12 стульев и 2 кресла, 1 самовар, кухонная посуда). В отдел народного образования поступило 2 монастырских рояля, в штабе Первого Московского Социалистического полка – 4 ковра. Для натирки полов в отделе управления горисполкома было взято 20 фунтов воска. Тогда же, в 1918 году, было положено начало варварскому уничтожению монастырского кладбища: 13 декабря 1918 года в автоброневые мастерские вывезена партия мраморных досок с надгробий. Но, несмотря на притеснения и грабеж, монастырь продолжал существовать. Власти вынужденно мирились с тем, что престарелым сестрам было просто некуда идти. Вплоть до 1925 года совершались богослужения в Вознесенской церкви, обитель продолжали посещать паломники.
В 20-х годах Антониев корпус отдан под квартиры рабочим. Они «обратили в одну сплошную помойную яму часть двора, примыкающего к Антониеву корпусу. Начиная от самых окон, в течение двух лет смывают помои… В результате огромная зловонная лужа, а за нею вязкая гниющая масса отбросов…». Кроме того, на территории монастыря новые «насельники» выстроили целый ряд сарайчиков, обратив их в свиные хлева: «Свиньи целый день гуляют под окнами… Навоз сваливают у дверей хлева». Именно по инициативе «новых поселенцев» окончательно разрушено кладбище и Вознесенский храм. Городской административный отдел и городской прокурор долгое время сопротивлялись инициативе некоторых атеистов разбить на месте кладбища сквер и детскую площадку. Безбожники в свою очередь недоумевали и возмущались: «На каком основании эти 2-3 десятка могил вы считаете кладбищем, если в свое время, совершенно беззаконно, так хоронили родственников князей перед чужими жилищами?» В июле 1927 года было собрано 107 подписей под заявлением о ликвидации монастырского кладбища, и в августе 1927 года городской совет принял решение «о сносе памятников на территории бывшего Вознесенского монастыря». Одновременно с ликвидацией кладбища снесли и Вознесенскую церковь.
Через два года после уничтожения кладбища началась компания против еще существующей монашеской общины. Существовала она под именем рабочей артели «Пробуждение». Возглавляла ее Пелагея Ивановна Скопинцева. В артели состояли не только монашествующие, но и простые работницы. На них и сделали свою ставку враги веры, искусственно возбудив их недовольство руководством артели. В результате после проведенной ревизии артель была закрыта.
После того как монастырь был окончательно ликвидирован, часть монахинь проживало в городе Тамбове, на окраинных улицах в небольших частных домиках, где жили по двое и по трое. Пока в городе действовали храмы, сестры посещали их, пели и читали на клиросе, помогали в уборке храма. В 1937 году те из монахинь, которые еще оставались в городе, были арестованы в один день (23 сентября), осуждены и приговорены к разным срокам заключения. Из ссылок и лагерей никто из них уже не вернулся.
В 1988 году сохранившийся Скорбященский храм был передан верующим. Уже в 1992 году архиепископом Евгением (Жданом) был освящен главный Скорбященский престол, а 29 марта – придел во имя святого Алексия. В 1997 году построен крестильный храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, в 1996-97 годах – водосвятная часовня , двухэтажный корпус для воскресной школы с актовым залом и гаражом, проводятся катехизаторские беседы, организуются регулярные паломнические поездки в Дивеево, Санаксары, Задонск, Москву.
Указом епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2003 году Скорбященский приход закрыт и зарегистрирован Вознесенский женский монастырь. В настоящее время в древней Тамбовской обители полным ходом возрождается монашеская жизнь.
В монастыре несут послушания 20 насельниц: 4 монахини, одна инокиня и 15 послушниц. Выбирая тесный монашеский путь, сестры приходят в монастырь, отлагая житейские заботы ради спасения души.

Источники:

1. Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992.
2. ИТУАК. 1890. № 3.
3. Дубасов И.И. Историческая записка о Вознесенском женском монастыре. Тамбов, 1898.
4. Молчанов Н.Н. Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Тамбов, 1885.
5. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2211. Л. 13-15.
6. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1982. Л. 19.
7. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Тамбовской епархии. Тамбов, 1914. С.
8. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Сост. А.А. Андриевский. Тамбов, 1911.
9. ГАТО. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 37. Л. 2-3.
10. Е.И. Спасите, задыхаемся // Тамбовская правда. 1927, 22 июля. С. 4.


Рецензии