Лиха беда начало, или двенадцатый ученик

   Профессор Лом Нас всю свою жизнь посвятил созданию искусственного разумного существа. Говорят, этот учёный был из русских, фамилия его происходила от старинных русских слов "ломать" и "нос", - значит, "ещё Россия не погибла и погибнуть не может!.."
   Но это так, к слову, и не столь принципиально. На месте этого Лом Наса мог оказаться и учёный с фамилией автралийского аборигена, так как во второй половине двадцать первого века многие из некогда отсталых народов стали умнее европейских. Важнее другое: в отличие от многих своих амбициозных коллег, которые с самого начала стремились сотворить такое искусственное разумное создание, которое бы во всех отношениях превосходило естественного гомо сапиенса, созданного и, что греха таить, довольно сильно отточенного эволюцией, профессор Лом Нас со своим коллективом для начала поставил себе скромную цель: создать разумное существо, ничем не превосходящее самого заурядного человека. Ведь не это было главным, а показать пример и доказать, что создание искусственого сознания, разума, возможно. Как говорится, лиха беда начало, а там, глядишь, удастся создать таких совершенных разумных существ (даже самопроизводящихся), которые окажутся во всех отношениях настолько же совершеннее того первого, заурядного, насколько кроманьонец совершеннее, да и умнее, питекантропа, об исчезновении которого никто не сожалеет, хотя никто и не утверждает, что питекантроп даром жил на белом свете.
   Профессор Лом Нас тем более верил в успех, что стоял на плечах гигантов первой половины двадцать первого века, которые подошли вплотную к созданию такого чуда как искусственный разум. Может, именно поэтому профессор и преуспел, а, может, ещё и потому, что был верующим и молил бога не отворачиваться и даже такие слова добавлял в молитве: "Господи, это же богоугодное дело!"
  И такой искусственный разум, пусть и заурядный, ничем не лучше биологических людей, профессором и его коллективом, куда атеистов, кстати, не брали, и в самом деле в конце концов был создан. Хотя дела ещё долго не шли. Профессор обратил внимание на то, что в первый раз он помолился Богу тринадцатого января! И тщетно ждал божьего вспомошествования или хотя бы - благосклонности... Ни подсказки, ни знамения... "Чёртова дюжина!" - догадался профессор. И он стал молиться в другие дни, лишь бы не тринадцатого. И вот однажды профессор проснулся среди ночи, - будто какая-то невидимая и непреодолимая сила заставила его встать с топчана и, когда учёный начал работать, почти сразу пришло озарение! После этого и пошло, пока искусственное разумное существо и в самом деле не было создано. И профессор обратил внимание на то, что именно двенадцатого числа оно, как он называл своё детище, проявило первые признаки сознания, что и являлось самым убедительным доказательством разумности. Двенадцатого января! Этот день вошёл в историю. Ну, позже один скромный лаборант сказал: "Январь - первый месяц года. Может, и это не случайно?.." - "Что вы имеете ввиду?"- не сразу понял профессор. Лаборант охотно пояснил: -"Январь - первый месяц года, и не намекает ли нам этим Бог на то, что ПЕРВОЕ  искусственное разумное существо может быть создано именно в ПЕРВЫЙ месяц года, а не только ДВЕНАДЦАТОГО числа?"
  Профессор посмотрел на лаборанта более чем серьёзно.
  Теперь предстояло представить его, то есть искусственное разумное существо, всей учёной и вообще заинтересованной публике. 
  Но как раз на демонстрации многие учёные и журналисты, не говоря уж о представителях правительства, засомневались, решив, что профессор просто мистифицирует их, и всё же в конце концов убедились, были вынуждены признать: да, "оно" - это искусственное разумное существо, а не какой-то бродяга, согласившийся сыграть сложную роль. Но именно потому, что "оно" было ничем не лучше миллионов и миллионов тех, что ходили по улицам, на профессора тут же посыпались упрёки, а то и насмешки:
  - Говорят, оно даже к инфекциям так же восприимчиво, как и мы, люди. Зачем тогда вообще нужно было создавать такое разумное существо, которое не обладает никакими преимуществами перед нами, грешными, произошедшими от жалкого обезьяноподобного предка?..
  Устроили соревнования по некоторым видам спорта, и люди вчистую выиграли у первого искусственного разумного существа...
  Но профессор, хотя и обиделся, всё же возражал довольно сдержанно:
  - Ничего, ничего! Следующие поколения будут гораздо совершеннее!
  Так прошли многие годы...
  И, надо сказать, очень трудно, туго шло дело. Ну никак не удавалось, несмотря на молитвы богу, искусственное существо, хотя бы в чём-то превосходящее то первое, заурядное искусственное существо, которое жило среди людей так, как будто и в самом деле тоже было человеком. Более того, некоторые следующие "экземпляры" были хуже первого, что уже вообще ни в какие ворота не лезло! Старались сделать лучше, а вышло хуже,- бываетв науке и такое, ещё как бывает! И далеко не все верили в то, что просто началась временаая полоса неудач, как говорил сам профессор Лом Нас, и многие нестойкие ученики ушли от него. Осталось у него ровно двенадцать последователей... "Прямо как в Библии: до третьих петухов трижды предали меня!.." - как-то вырвалось горестное из груди  профессора...
  И в конце концов профессор умер. И ещё одиннадцать учеников оставили дело, завещанное им профессором, и только двенадцатый ученик остался верен его идеалам и памяти до конца! И именно этот двенадцатый ученик (поди пойми, почему не одиннадцатый, например,- мистика, воля Бога?), и лишь почему-то на двенадцатый год после смерти профессора, создал наконец, разумное существо, которое на порядок превосходило любого земного гения по уму, быстроте мысли, а по жизнестойкости, скорости передвижения вообще не имело себе равных даже среди роботов, многие из которых уже передвигались со сверхзвуковой, а то и с первой космической скоростью и приближались ко второй. И это было вовсе не антропоморфное существо, и так оно и было задумано с самого начала, ибо антропоморфизм часто лишь мешал и лишал творческой инициативы. Эту фразу как-то случайно обронил ещё покойный профессор, хотя сознательно и стремился создать нечто заурядное, но именно двенадцатый ученик помнил её, более того, именно ему она запала в душу...
  ... А по прошествии ещё ста лет на смену биологическому сапиенсу, явно давно исчерпавшему себя, пришли искусственные, самовоспроизводящиеся существа, такие совершенные, что и пером не описать. И создали их уже не двенадцатый ученик профессора Лом Наса, а двенадцатый ученик двенадцатого ученика! Который, состарившись, тоже умер. И, наконец, исчезло биологическое человечество по одной единственной причине -  за ненадобностью!.. Что делать, каждый владеет миром по очереди!..(Кстати, эти сверхсовершенные и сверхмогущественные искусственные существа были созданы двенадцатого декабря... Число двенадцать сразу бросилось в глаза, но немного позже случайно обратили внимание и на то, что и декабрь-то - двенадцатый месяц календаря!.. Не намёк ли это от Бога, который как раз и позволил милостиво создать исусственный разум?!.)
  А благодарные процветающие искусственные разумные существа поставили памятник не только профессору Лом Насу, а и тому первому, самому заурядному искусственному разумному существу (давно умершему, как и все биологические люди), - понимали не только то, что значил для них профессор Лом Нас, но и то значание, которое имело созданное профессором первое несовершенное искусственное существо с СОЗНАНИЕМ, - ведь оно было первым! И без него не было бы и их, таких могущественных и живущих сотни лет, стремящихся создать практически бессмертных потомков, - да, лиха беда - начало! И отныне эстафера Познания Мира находилась, как никогда, в надёжных руках! А всё равно иногда страшно было себе представить, что было бы с этой Эстафетой Познания, единственно ради которой, собственно, и стоило жить и существовать Разуму, если бы не было того хрупкого и несовершенного биологического профессора-фанатика и его первого жалкого искусственного разумного существа, которого даже молодые лаборанты профессора превосходили и по уму, и в спортивных состязаниях, например, в пинг-понге, теннисе, и даже в прыжках в длину и в метании диска. Особенно смешным и неправдоподобным это казалось молодым искусственным разумным существам, которые с трудои представляли себе, что какие-то биологические сапиенсы могут хотя бы в чём-то превосходить их, искусственных, таких совершенных и жизнестойких!
  Признавали безоговорочно: только Бог, тайна, всё равно есть и всегда будет неизмеримо могущественнее.   

  Вместо послесловия. Автор предупреждает, что им написано немало рассказов об искусственном разуме. Полезно почитать и тем, кто считает, что создание такого разума  невозможно принципиально.
  Говорят, к тому времени, когда будет создан искусственный разум, религиозность и вера в Бога исчезнут вообще. Всё возможно... Но всё равно, если когда-нибудь и будет создан искусственный разум, который заменит биологическое человечество, то этот искусственный разум не сразу станет процветающим, не сразу докажет свои преимущества перед людьми. И как бы то ни было, создавать его начнут с малого, ибо любое великое дело надо начинать с малого, так что, как ни крути,- лиха беда начало...


Рецензии
Весьма любопытно...

Олег Кравцов   22.05.2011 00:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.