Ничтожная вещь

Да будет вам известно, что я стою на этой парадной с того момента, как было построено это здание. Сколько хозяев поменялось в этих квартирах, отчего судьба многочисленных дверей, какой является моя особа, оказалось несносной. Сдаётся мне, что пришла пора и моему хозяину снять меня из деревянной рамки к приходу новых хозяев. Не ради лести могу сказать, что хозяин той квартиры, которую я выгораживаю всем корпусом, ни разу не обращался со мной грубо. А тот факт, что этот бедный человек собирается продать квартиру вместе со всеми потрохами, вовсе не свидетельствует о его неблагодарности. Взамен за полстолетия, которого я подарил ему своим присутствием в этом доме, он относился ко мне с большим терпением, тогда как, не пытаясь отличиться от близкий соседей, он запросто, мог бы поменять меня на сейфовую дверь. Подобное терпеливое отношение казалось для меня роскошью, ибо срок моей эксплуатации давно истёк. А причиной нашей разлуки оказалась большая сумма долгов для возмещения, которых хозяин просто вынужден продать свой последний кров, на что он решился ни сразу. Неделями он прохаживал по всей квартире в задумчивом виде. Неделями он нежно гладил меня и других предметов быта - друзей моей юности. Порой нам казалось, что он плачет от безвыходности своего жалкого положения. А бывало и так, что хозяин изливал всю свою душу, часами приседая напротив стен, дверей, окон квартиры. Беседа с неодушевленными предметами доставляло ему чуточку радости, которой ему пришлось лишиться в результате немощной жизни, хотя мы являлись единственной заслугой бедного хозяина. Государство когда-то наградила седого учёного за его немаловажные достижения в научной области. То высшее учёбное заведение, в котором работал мой хозяин, когда-то гордился такими передовыми учёными, как он. Когда-то! Но жизнь всегда готова радовать человека уйма неожиданностями. Случилось так, что мой хозяин лишился работы из-за ликвидации того института, где он проработал всю свою сознательную жизнь. И куда же ему податься, когда мой милый старик не мог заняться ничем иным, кроме как умело рассуждать над своим делом. За этой неудачей последовали дни, насыщенные беспокойными размышлениями в ходе, которого старик полностью замкнулся. Друзья старика по профессии, посоветовали ему заняться мелкой торговлей, чтобы не помирать с голоду. Потому, что главная истина человеческого бытия заключалась именно в подобном занятии, обволакивающего всё общество. Сначала он отказывался от подобных советов однозначно, но когда жизнь ударила его по больнее, тут мой хозяин всё же решился на это, чтобы как-то распрощаться с коммунальными долгами. Вскоре он понял, что торговля требует сноровки и в то же время обмана, мошенничества. Откуда подобных качеств у него взяться и тем более, у старика с честным именем и репутацией? Откуда? И тогда он твёрдо решил: «Нет, не моё это дело! Я только теперь понял что торговля - это тоже наука но, к сожалению, не для интеллигенции, а для людей низкого уровня и мышления. Каждый мастер своих способностей. Продавцы умелые торгаши, если без всякого на то стеснения  и колебания умеют обворовать простаков моего типа.  И потом, я же забыл о главном, о весах. Что может быть сложнее, чем весы, одна чаша, которой весит намного тяжелее другой, за что ты будешь отвечать в загробном мире. Уж, мерило господни никогда не ошибается. Отчего и невмочь лишний раз понарошку лазить в карман какого-либо пенсионера. Эхх, как ни странно, но раньше подобные вещи не могли меня тревожить. Та эпоха, в которой мы жили, была полна атеизмом. Видимо, человек лишь перед страхом смерти, осознаёт смысл своего бытия, отчего в его душе возрождается вера в потусторонний мир, в божью кару и в судный день».
 В той квартире, где проживал мой хозяин, царила безвкусица. Откуда у интеллигента умение разобраться в таком деле, как дизайн жилища. Среди вещей столетней давности, помимо моей особы, были и те, с которыми я не имел довольно близкого отношения, оттого, что расстояние между нами было не таким уж близким. Среди старых вещей я прекрасно знал маленькую коробку, работающей электричеством, где часто показывали городское население, горестно высказывающее о своем житьё. Мой хозяин не мог в такие минуты остаться равнодушным подобному зрелищу: «Что за время, что за беспощадный век? Что же им делать, как же им жить, когда они не умеют заняться жульничеством? Видимо, им помирать пора. Ну что, чёрт возьми, за страна, в которой представители интеллигенции проживают в бедственном положении, и в которой торгаши, предприниматели являются чуть не самыми уважительными членами общества? Что за страна, где наука цениться чуть не копейками, где готовые специалисты вынуждены стать чернорабочими, чтобы выжить с глупой надеждой к завтрашнему дню. Что за страна, в конце - концов, где людей принимают и провожают не по одёжде и по уму, а по деньжатам и по нынешнему положению, которого они занимают в своём кругу. Не уж то путь торговли является единственным для возобновления прежнего достоинства и уважения к своей личности? Не уж то все просто обязаны стать предпринимателями, чтобы их любили и ценили, чего нельзя говорить о представителях интеллигенции? И вот дожили мы до того дня, когда высшее образование оказалось хилой профессией. Очевидно, предприниматели больше способны услужить своему народу, чем пропащая интеллигенция. А как же быть с тем спросом по светлым умам, в чём так нуждается наше общество? Хотя и они вышли на эту стезю с протянутой рукой. Вот к чему приводит нищета. А когда богачи рисуются перед камерами, рассказывая басни о богатой и состоятельной жизни общества, просто хочется плюнуть им в лицо за сладкую ложь про изобилие народной. Как ни тяни одеяло, чтобы укрыть ногу, она все равно окажется намного короче. А что говорить о жалобах, на которых не собираются вельможи обращать ни малейшего внимания? И посему, следует закрыть все наши высшие учебные заведения, чтобы выпускники этих школ больше не раскаивались попусту о тех годах, которых они потратили на «ненужную учёбу». Я помню, как отец мне рассказывал о той обстановке довоенных и военных лет, когда в стране царила атмосфера мелкой торговли, воровства и жульничества. Но со временем, к власти пришли именно образованные люди, а те, кто хвастались червонцами, ходили к ним с нижайшими просьбами. Эхх, дожить бы мне до той поры, когда все эти беспорядки закончатся. Уж больно не престижной оказалась наша профессия. Когда тебя спрашивают о твоей работе, стоит только признаться, что ты учёный, инженер или же учитель, то сталкиваешься с такой иронией, что тебе просто приходится стыдиться за собственное призвание. А когда дело доходит до женитьбы, то каждая из сторон, прежде всего, интересуется работой и социальным положением будущего тестя и свёкра, чтобы те помогли устроиться зятю или же обеспечили невесту всеми земными благами. Уж больно нынешняя молодежь стремится к выгодной сделке, которая носит цель  обманывать судьбу. Теперь и любовь потеряла всякого смысла. Больше не разыщешь таких железных корпусов, которые ради счастья хозяина, вынужденно запрашиваются в гости к деревянным дверям».
 Подобных рассуждений хозяина я просто готов поддерживать без всяких на то сомнений. Я вспоминаю те дни, когда соседи относились друг к другу с нежностью и вниманием, не взирая на то, за какими дверьми они проживают.
«Видишь, сынок, тот дядя стал учёным, благодаря своим немаловажным усилиям. Его все почитают, любят, питают к нему теплые чувства и относятся к нему с признательностью. Он аксакал нашей нации. А аксакалами становятся те, кого бог разумом не обидел» - твердила соседка тётя Сакина своим ребяткам, когда те получали низкие оценки по основным предметам в школе. Но муж Сакины был человеком другого уровня. «Послушай, хватит твоих пререканий. Подумаешь, двойку получил. Не бойся, сынок, я завтра увижусь с твоим учителем, после чего она сразу исправит свою ошибочку. Для ребёнка самое главное, вооружиться аттестатом. А что касается остального, то место в аудитории и освобождение от военной службы для него и без того полностью обеспечено. А после, я его устрою на работу в своей же фирме, где для удачного решения дела не требуются особых знаний. В крайнем случае, помогу ему  в проведении расчётов. Вот и всё». 
Быть может, мой хозяин не лжёт, когда болтает о тех железных дверях, стучащихся за нуждой в деревянные ворота. Даже не вериться подобным доводам, потому что теперь каждый из известных мне железняков, посчитает дружбу с древесиной чуть не самым жестоким оскорблением. Гляньте-ка, как передо мною рисуются мои соседи, одна из которых сейфовая, а другая филёночная. С тех пор, как их установили, моя незаурядная персона превратилась в предмет насмешки. Как же мне хвастаться перед ними, когда и так видно во что я превратился? В гнилую древесину, отчего мне совестно посмотреть с достоинством в их затвор. Бывали времена, когда я от чистого сердца гордился своим положением в обществе. Не то, что нынче, когда моя лицевая сторона почернее, чем ветхий паркет моей квартиры. Сколько раз я стал свидетелем того, как дорогие гостья соседних квартир при уходе, простились с хозяином приятными словами,  типа: «Да будет гостеприимным твой дом, да отворится дверь твоего дома перед доброжелательными людьми». А касательно себя я скажу, что давно уж мой звонок заржавел. Что делать, когда не разыщешь души, кто готов порадовать моего старого хозяина  своим неожиданным присутствием. Ах, как я соскучился по тем дням, когда я просто ломался от частых визитов незваных гостей. И друзей было много среди них и студентов - училок. Нынче уж больно все умными стали. Никто в учёбе не нуждается. Ничего, и без гостей проживу, но только старик жутко меня обидел со своим решением, относительно моей продажи. Хотя, кто я, чтобы судить хозяина. Таков суть людского рода, когда человек попадая в безвыходное положение,  приступает к продаже самого дорогого. Видимо, уход из дома, когда бывшее хозяева собираются в новую квартиру, захлопнув дверью, кажется им не столь ужасным, чем потеря последней надежды на выживание. Они не понимают, что меняя стену, дверей, бытовую утварь, жизнь не повернётся к ним с лучшей стороны. Не проходит и месяца, как в бывшем дворе ходит слух о том, что прошлогодний сосед помер в новой квартире, где он собирался поменять и образ жизни. Порой неудачным оказываются такие перемены. И какова же плата разлуки с родным очагом? Немного тоски и сожаления, не так ли? Уж на своём веку я достаточно навидался людской неблагодарности и измены. Хозяева соседской квартиры, что стоит на левом крыле лестницы, поменялись не меньше, чем шести раз. Не успевают эти голые стены привыкнуть к новым постояльцам, как разговор снова заходит о перепродаже. А вместе с ними, меняются и двери с рамами, на замену, которых приходят филёночная дверь, утверждающая, что не найдётся в мире другой такой двери, что покрасивее и изящнее. И эта чудачка была уверена, что в будущем, в случае продажи того помещения, которую она выгораживает, у новых хозяев не поднимется рука, чтобы поменять её на новую, хотя, со временем её надежды превращались в пух и в прах, когда мужики с ломами и с молотом насильно вырывали ее вместе с рамой из стены. Ох, как бы вы знали, во что эта красавица превращалась после кропотливого труда рабочих - в груду железа, предназначенной для свалки. А что касается меня, то я в этом вопросе стою на месте без всяких опасений. Меня снимать-то совсем не трудно. Поднимут чуточку, слегка выдернут и всё будет в полном порядке. Только вот я думаю, отчего люди не хотят понять, что те стены, от которых они так стараются избавится, хранят вместе с дверьми все людские секреты и разговоры, предназначенных не для чужих ушей, тогда, как сами они не способны держать язык за зубами. Сколько доброй памяти и воспоминаний притаилось за дверьми, сколько дней счастливых пережито за этими стенами. Но, люди всегда готовы проклинать нас во всех земных грехах и несчастьях, которым они подвергаются. Человек и поистине загадочная натура. Люди сами воздвигают в сердцах своих крепость, которую невозможно преодолеть и защищают её железными воротами, после чего ещё смеют называть нас холодными и бездушными? Мы те, кто носит в себе равнодушие человеческое. Если человек не способен открыть ту дверь, которую мысленно он прячет в душе своей, то какой смысл держать нас открытыми? Но мы своего рода блюстители тайн человечества, а как же, да вы на минуту подумайте, например, о чиновничьих дверях, сколько же таким, как мы приходиться выслушивать, беднякам, когда как за ними твориться бог знает что. А мы все терпим и держим язык за зубами, чтобы не выговориться. Ах, если бы высказались….Да, таким не позавидуешь. А позавидуешь тем дверям, чьи хозяева живут более полной и насыщенной жизнью. Как же они счастливы. Стен этих квартир греет человеческое дыхание и улыбка, когда меня раздирает безразличие моего старика!….
Новоселье нового хозяина назначено на завтрашний день. Встречаться с ним пришлось однажды. Интересной внешностью отличался, даже страшно стало. Волосатый такой, бородатый. Нутром чувствую, что отношения у нас не сладятся. За ним самим уход нужен. Два дня тому назад, этот леший явился с незнакомыми мне инструментами, хотя они тоже были деревянными. Чего-то я не понял, кто он по профессии. Приходится утешить себя тем, что новый хозяин как -никак любитель дерева. А может, всё-таки пожалеет, не поменяет меня? Ну и дурак же я, нет уж, жить самообманом, это - непристойное дело!….   
***
Прощайте, друзья, в чьих глазах я даже не достоин называться дверью! Наконец-то, новый хозяин переселиться в моей квартире в полдень. Вся необходимая утварь лешего стоит по середины комнаты. Думаю с его появлением меня сразу, за секунду снимут с гнилой рамы. А поставят меня в площадку, откуда в скором времени понесут на помойку. Вместо меня поставят младшего брата с железной физиономией, хотя и мне повезет, когда детишки двора разведут костёр в праздничные вечера, где я буду гореть в качестве виновника праздника. Словом, от меня ничего не останется, даже угля горелого. Да о чём говорить, когда нас рубят, колотят без остановки. Моих предков, проживающих в лесах, немощное население сёл использует в качестве древесины, чтоб не умереть с холоду. А недавно я узнал, что те соседи, что грезят о какой-то утопии, начали сжигать леса на захваченных ими территориях, вмещая зло на растительном мире. Уж больно далеко я забрался. В нашем городе, мэрия решила украсить столицу искусственными деревьями и понятно, с какой платой. Грех жаловаться, когда в квартирах нас меняют окнами и дверьми из пластика и алюминия. Иногда, некоторые торгаши занимаются продажей «Европейских дверей», привезённых из заграницы. А то как же?  Ведь нынче модно поддакивать европейцам, европейской культуре, европейской морали и традициям, хотя в действительности, я намного качественнее этой рухляди. А настоящая беда заключается  в том, что и у нас в ряды «Европейцам» стали вырываться двери «хонча», которые так и лезут из кожи вон, чтобы их внешность не отстала от предыдущих. Даже для этого находиться среди них и те, которые с большим усердием так и замаскируются под этим именем и как же это им не подходит, вдогонку за «Европейцами» потеряли свою привычную облицовку и стали они похожи на какую – то юродивую вещь, ну, впрямь «ни туды, ни суды». Ох, куда же меня занесло? Что делать, когда охота болтать, да некому слушать? Как же мне не хватает доброго собеседника, знакомой двери…
***
Новый хозяин только что через меня прошёл в квартиру. Мой шорох и цвет что- то не по душе этому господину, отчего он часами высматривает меня со стороны с отчаянным взглядом. Значит, мне не долго осталось стоять на прежнем месте. Наверняка, с завтрашнего дня я буду валяться на помойке, против которого я не имею никаких возражений, только вот со своей деревянной рамой расставаться не собираюсь. Хоть в огонь и в воду, но только с ней и точка. Завтра первый вторник весеннего праздника Новруз, значит, пора полыхать в костре. Несмотря на скорую смерть, что – то в душе радостно стала от той мысли, что в конце жизни пригожусь детям, с большим желанием дождавшихся праздника весны…. Ага, вот и хозяин зашёл в комнату и захлопнул мною. Братец, а можешь, скажешь, чем это он там занимается? Не имеешь понятия? То есть, не понимаешь, чего он вытворяет? Понимаю, всё равно нам чужды людские дела и желания. И потом, мы не в состоянии разобраться самим собой, куда нам до них.…Ты чего? Говоришь, возится с какой - то древесиной и бумагой? А всё же любопытно, кто он же по профессию? Думает, говоришь? Нет, братильник, мыслить это хорошо, но задуматься плохо. По крайней мере, худо для нас. Скоро я думаю, мы все окажемся на улице. Чего орёшь? Щекотно? Хозяин мажет тебя чем-то, с каким-то раствором? Нет уж, я такого не потерплю. Ты посмотри чего он задумал, издеваться над нами, прежде, чем лишить нас родного крова! Нас веками просекали кромкой долота, ручка которого из древесины. А тот волосатый и тот деревянный инструмент, что над нами кощунствуют, превратили нас в объект насмешки в старости лет. Чего это он собирается делать? Не уж-то, приступает свершить безобразие надо мною? Эй ты, пугало огородная, ты меня не тронь, желаешь от меня избавиться, пожалуйста, бери меня за ручку и давай попрощаемся, но не стоит глумиться над старой дверью. Ты посмотри, чего он натворил? Я ненавижу липких смесей, слышишь? А теперь куда, куда это ты собрался? Вот этого, вообще, не советую. Не думай обезобразить меня снаружи. Ой, как я дверям в глаза погляжу?  Имей совесть, в конце-концов! Эй вы, двери, сейфовая, филёночная, я с вами! Ради всего святого, изведайте меня о той мерзости, к которому я подвергаюсь на ваших глазах. Я может не дорос, но вы же намного умнее. Объясните мне, пожалуйста, кто он по профессии, что «нарядил» меня таким образом? Вы то же в недоумении? А как же? Ну, раз и вам трудно соображать, значит, дело в трубе. Нет, мне худо, я больше не буду сопротивляться. Пусть делает со мной, чего пожелает. К чёрту!
***
Наконец-то, хозяин отстал от навязчивой идеи покрасить меня неизвестно чем. Битый час он болтает по телефону, видимо, кого-то приглашает в гости. Неужели я дожил до того дня, когда и в нашем дворе долгожданный праздник состоится? Наверняка и меня снимут с места с помощью железа. Он же бессовестный, от него всего можно ожидать.…Прошёл час. Вот и гости пожаловали. Фу, какой же у них обросший вид. Даже смотреть противно. Не трогайте моего звонка. Я чувствую к вам отвращения, неужели вам не понятно?! Есть у меня в квартире один невежа вашего же рода. Недавно так меня осрамил, что стыдно перед закадычными товарищами. Разве не видите, на кого я похож? На праздничную ёлку. Хорошо, что в городе куры не водятся. А то и они бы меня засмеяли. Чего смотрите? Ну, зачем собрались-то? Насмехаться надо мною решили?….Не глядите на меня, как бараны на новые ворота. И без вас знаю, что не мил. Ну, скажите хоть слова. Языка проглотили? Лучше мой вам совет, берите меня и вышвырните на дорогу, да так чтоб вдребезги. Но только чем хотите, я молю вас, не издевайтесь над стариком.….Уходите? Куда? А может, сил не хватило со мною возиться? Не беспокойтесь, я сам помогу вам, только не оставьте меня на этом проклятом месте с моим горем и с позором. Эх, вы! Лентяи, ротозеи. Опять он за трубку взялся. А что это забыла соседка Сакиня с сынишкой в нашем подъезде? Эй, женщина, не стоит хлопать глазами. Это хозяин надо мной надругался. Кажется, терпение меня подводит. И чего они навидались во мне, что глаза отвести не могут? Раньше, когда кто-то шёл мимо, то при виде моей особы так скулил, что бросала в краску от смущения. А теперь, у всех такая физиономия и изумление в лице, словно они впервые столкнулись со мною своём пути. Утром, когда сосед с чётвёртого этажа спускался, то не мог пройти без удивления на мой адрес. У людей есть такая поговорка. Человек перед смертью и накануне большой любви краше становится, что не наглядеться.  Видимо, смерть близка, что все меня так полюбили. Да если бы, пожалели меня с горестным вздохом, я бы понял и принял это за душевное переживание за моего бывшего хозяина. Но сегодня в их глазах появилось такое выражение, которого я не видал со дня моего рождения.  Сакина всё время шепчет не понятно о чём. Как бы хотелось услышать, о чём это она мелит? Рамочка, я что-то в последнее время глухим стал. Может, тебе удастся разобраться в её словах? Ты что, издеваешься над старшим братом? И как же тебе не стыдно! Это Сакина - та так меня назвала? Неужели? Сказала, что я красив, бесподобен!!! ….Ты глянь на эту картину. Ой, мамочки, сколько людей собралось вокруг моей развалины! Рамочка, я слышу, да, я наконец – то слышу внятно, о чём они говорят! А ты, ты тоже услышала этих слов? Ушам не верю! «Да это же настоящий шедевр, чудо, сума сойти» - молвит достопочтенная публика! Эй, двери, порадуйтесь за мою честь! Наконец – то и меня заметили, назвав ни чем иным, как произведением искусства! 


Рецензии